Шпаргалка по "Арбитражному процессу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 13:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Арбитражный процесс".

Файлы: 1 файл

Ответы на вопросы.docx

— 114.16 Кб (Скачать файл)

 

10. Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам. Высший Арбитражный Суд РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ. Высший Арбитражный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики, рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ и двух судебных коллегий - по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и из административных правоотношений.

 

11.Судебная реформа и  ее влияние на задачи и основные полномочия арбитражных судов России.

В рамках историко-правового  анализа становления коммерческих судов в дореволюционной России можно сделать вывод о том, что прототипом арбитражных судов  были коммерческие суды, рассматривавшие  торговые и вексельные дела, а также  дела о торговой несостоятельности  или банкротстве 

Судебная реформа 1864 г. оказала  противоречивое влияние на реальные процессы создания коммерческих судов. При разработке судебных уставов 1864 г. реформаторы осознавали ненормальное соединение в одно целое двух разнородных  учреждений: нового Высшего Кассационного  Суда и старого административного  Сената [2; С. 1]. Сенат стал "верховной ревизией суда", на решения которого "нет апелляции" [4; С. 7]. Он состоял из двух кассационных департаментов. Первый департамент был создан для уголовных дел, второй - для гражданских.

Основные направления  судебной реформы 1864 г. организационно не затронули коммерческих судов. Изменения  касались только судопроизводства в  коммерческих судах, которые теперь были обязаны руководствоваться  правилами сбора и оценки доказательств, изложенными в Уставе гражданского судопроизводства от 20 ноября 1864 г.

Как устное, так и письменное производство велось коммерческими  судами до судебной реформы 1864 г. при  закрытых дверях. Лишь законом от 27 июля 1866 г. принцип гласности судопроизводства был распространен и на коммерческие суды. Но до 1882 г. решение объявлялось  сторонам только в канцелярии суда. По решению Сената от 27 мая 1882 г. решения  стали провозглашаться устно  после прений сторон и совещания  судей.

Решения коммерческих судов  нуждались в проверке на предмет  их законности и обоснованности. Такие  жалобы подлежали рассмотрению в  Гражданском департаменте Правительствующего Сената, который в судебной системе  России представлял кассационную инстанцию. Кассационные решения не имели обязательной силы, но сила их покоилась на авторитете Сената.

 

12.Понятие подведомственности  дел арбитражному суду и ее  основные критерии. Виды подведомственности  дел арбитражным судам.

Критерии подведомственности дел арбитражным судам сформулированы в § 1 гл. 4 АПК РФ, ст. 22 ГПК РФ и других федеральных законах, а также разъясняются и конкретизируются в судебной практике. Можно выделить несколько таких критериев: 1) характер или предмет дела (экономический и связанный с предпринимательской или иной экономической деятельностью); 2) субъектный состав (сторон); 3) наличие соглашения сторон; 4) спорность или бесспорность права; 5) характер нормативного акта (по признаку нормативности и предмета его регулирования).

Первый и основной критерий - спор либо иное дело должны носить экономический характер и быть связаны с предпринимательской либо иной экономической деятельностью. Значимость указанного критерия подчеркивается тем обстоятельством, что согласно ч. 4 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции не разрешают экономические споры и другие дела, отнесенные федеральными конституционными законами и федеральными законами к ведению арбитражных судов.

Второй критерий - субъектный состав сторон. Согласно ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, - с участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).

Влияние третьих лиц на изменение  подведомственности дела. Согласно ч. 4 ст. 27 АПК РФ заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, даже если в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Независимо от статуса новых участников процесса, вступающих в дело, арбитражный суд вправе рассмотреть его до конца и разрешить вопрос о правах и обязанностях новых участников процесса.

Дополнительные критерии.

Наличие договора (арбитражного соглашения) между сторонами спора разграничивает подведомственность между арбитражными и третейскими судами, включая международные коммерческие арбитражи. Соглашение в соответствии с ч. 6 ст. 4 АПК РФ и ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации", Законом РФ "О международном коммерческом арбитраже" выступает как основание для разграничения подведомственности между государственным арбитражным судом и арбитражем, третейским судом при наличии ряда условий (подробнее см. гл. 28 данного учебника).

Такой критерий, как спорность либо бесспорность права, разграничивает подведомственность юридических дел между арбитражными судами и органами исполнительной власти, осуществляющими регистрацию юридических фактов. Так, по общему правилу дела бесспорного характера подведомственны арбитражному суду только в случаях, указанных в законе, например дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 30 АПК РФ).

При определении подведомственности дел в сфере нормоконтроля следует исходить из необходимости прямого указания закона о возможности оспаривания нормативных правовых актов. Кроме того, в целом подведомственность в сфере нормоконтроля может быть весьма сложна для определения, поскольку в данной сфере компетенцией наделены Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

В зависимости от того, относит  ли закон разрешение определенной категории  дел к ведению исключительно  каких-либо одних органов или  нескольких различных органов, подведомственность подразделяется на специальную и множественную

 Правила специальной подведомственности характеризуются тем, что определенные категории дел отнесены к подведомственности арбитражного суда, независимо от субъектного состава и других критериев. По терминологии АПК РФ к специальной подведомственности арбитражных судов отнесены следующие категории дел (ст. 33 АПК РФ):

1) о несостоятельности  (банкротстве);

2) по корпоративным спорам, указанным в ст. 225.1 АПК РФ;

3) по спорам об отказе  в государственной регистрации,  уклонении от государственной  регистрации юридических лиц,  индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам, вытекающим  из деятельности депозитариев, связанной  с учетом прав на акции и  иные ценные бумаги и с осуществлением  предусмотренных федеральным законом  иных прав и обязанностей;

5) по спорам, вытекающим  из деятельности государственных  корпораций и связанным с их  правовым положением, порядком управления  ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями  их органов, ответственностью  лиц, входящих в их органы;

6) о защите деловой  репутации в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности.

Правила множественной подведомственности позволяют разрешать определенные категории дел как государственным судам (общей юрисдикции, арбитражным), так и третейским судам. Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на договорную, императивную и альтернативную.

Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Например, при наличии соглашения сторон принимается к рассмотрению третейского суда спор, возникший из гражданских правоотношений, между организациями.

Императивной называют подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности. Императивной подведомственностью охватываются следующие случаи:

- дело до передачи  в арбитражный суд подлежит  рассмотрению в соответствии  с федеральным законом или  договором сторон в обязательном  претензионном порядке;

- когда федеральным законом  предусмотрен предварительный внесудебный  порядок разрешения дела в  административном порядке, например  налоговыми органами.

Альтернативной называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. В соответствии с традиционно принятой трактовкой правил альтернативной подведомственности заинтересованное в разрешении спора лицо вправе обратиться по своему усмотрению в любой орган, названный в законе. По действующему законодательству заинтересованное лицо, обратившись за разрешением спора в несудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, не лишается права на обращение в суд (ст. 46 Конституции РФ, п. 2 ст. 11 ГК РФ).

 

13.Передача спора из  гражданских правоотношений на  разрешение третейского суда.

В ряде случаев дела, отнесенные к ведению арбитражных судов, могут разрешаться другими органами, например: третейскими судами, международными коммерческими арбитражами, органами административной юрисдикции. Согласно ч. 6 ст. 4 АПК РФ по соглашению сторон подведомственный арбитражному суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда. Однако деятельность третейских судов не является правосудием, а третейское разбирательство - судебным процессом. Такая деятельность является по своей правовой природе формой частного правоприменения, основанной на соглашении сторон.

Согласно п. 2 статьи 1 Федерального закона N 102-ФЗ в третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства (граждан Российской Федерации и юридических лиц - резидентов РФ) передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.

Третейские суды являются альтернативным средством для разрешения споров в гражданском обороте, они  действуют за рамками государственного механизма разрешения споров, что  позволяет отнести их к специфическому правовому институту, особенностями  которого являются следующие.

Во-первых, это возможность для сторон выбора самого суда. Стороны не связаны местом жительства гражданина, местом нахождения юридического лица, местом нахождения недвижимости и т.п. При этом не обязательно, что судебное разбирательство будет проходить в месте нахождения третейского суда. При необходимости спор может быть рассмотрен выездной сессией третейского суда в любом месте Российской Федерации или на территории иностранного государства.

Во-вторых, стороны вправе по согласованию с третейским судом выбрать место рассмотрения спора, время рассмотрения и, в определенных пределах, саму процедуру рассмотрения спора, в то время как, например, АПК РФ включает около 1000 статей, регламентирующих порядок судопроизводства в арбитражных судах.

В-третьих, спорящие стороны сами выбирают арбитров из списка лиц, являющихся членами данного третейского суда, обладающих необходимой квалификацией. Стороны вправе выбрать того судью, которому больше доверяют и компетенция которого лучше соответствует характеру возникшего спора.

В-четвертых, закрытость разбирательства дела. Рассмотрение спора в третейском суде априори закрытое, что является дополнительной гарантией сохранения конфиденциальности и коммерческой тайны. Посторонние лица допускаются к участию в третейском разбирательстве только с согласия обеих сторон, а публикация решений третейского суда (арбитража) без согласия сторон запрещена.

Пятым преимуществом является скорость и относительная дешевизна рассмотрения дел, отсутствие апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Третейские суды (арбитражи) не имеют вышестоящих инстанций, отсутствует процедура пересмотра решений третейских судов в апелляционном, кассационном, надзорном порядке. Решение третейского суда (арбитража) не предусматривает обжалования, но допускает оспаривание, если стороны в соглашении не оговорили иное

 

14.Соблюдение досудебного  (в том числе претензионного) порядка  разрешения спора как условие  подведомственности дела арбитражному  суду.

Информация о работе Шпаргалка по "Арбитражному процессу"