Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 13:02, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Арбитражный процесс".
10. Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам. Высший Арбитражный Суд РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ. Высший Арбитражный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики, рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ и двух судебных коллегий - по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и из административных правоотношений.
11.Судебная реформа и ее влияние на задачи и основные полномочия арбитражных судов России.
В рамках историко-правового
анализа становления
Судебная реформа 1864 г. оказала противоречивое влияние на реальные процессы создания коммерческих судов. При разработке судебных уставов 1864 г. реформаторы осознавали ненормальное соединение в одно целое двух разнородных учреждений: нового Высшего Кассационного Суда и старого административного Сената [2; С. 1]. Сенат стал "верховной ревизией суда", на решения которого "нет апелляции" [4; С. 7]. Он состоял из двух кассационных департаментов. Первый департамент был создан для уголовных дел, второй - для гражданских.
Основные направления судебной реформы 1864 г. организационно не затронули коммерческих судов. Изменения касались только судопроизводства в коммерческих судах, которые теперь были обязаны руководствоваться правилами сбора и оценки доказательств, изложенными в Уставе гражданского судопроизводства от 20 ноября 1864 г.
Как устное, так и письменное
производство велось коммерческими
судами до судебной реформы 1864 г. при
закрытых дверях. Лишь законом от 27
июля 1866 г. принцип гласности
Решения коммерческих судов нуждались в проверке на предмет их законности и обоснованности. Такие жалобы подлежали рассмотрению в Гражданском департаменте Правительствующего Сената, который в судебной системе России представлял кассационную инстанцию. Кассационные решения не имели обязательной силы, но сила их покоилась на авторитете Сената.
12.Понятие подведомственности дел арбитражному суду и ее основные критерии. Виды подведомственности дел арбитражным судам.
Критерии подведомственности
дел арбитражным судам сформули
Первый и основной критерий - спор либо иное дело должны носить экономический характер и быть связаны с предпринимательской либо иной экономической деятельностью. Значимость указанного критерия подчеркивается тем обстоятельством, что согласно ч. 4 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции не разрешают экономические споры и другие дела, отнесенные федеральными конституционными законами и федеральными законами к ведению арбитражных судов.
Второй критерий - субъектный состав сторон. Согласно ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, - с участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
Влияние третьих лиц на изменение подведомственности дела. Согласно ч. 4 ст. 27 АПК РФ заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, даже если в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Независимо от статуса новых участников процесса, вступающих в дело, арбитражный суд вправе рассмотреть его до конца и разрешить вопрос о правах и обязанностях новых участников процесса.
Дополнительные критерии.
Наличие договора (арбитражного соглашения) между сторонами спора разграничивает подведомственность между арбитражными и третейскими судами, включая международные коммерческие арбитражи. Соглашение в соответствии с ч. 6 ст. 4 АПК РФ и ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации", Законом РФ "О международном коммерческом арбитраже" выступает как основание для разграничения подведомственности между государственным арбитражным судом и арбитражем, третейским судом при наличии ряда условий (подробнее см. гл. 28 данного учебника).
Такой критерий, как спорность либо бесспорность права, разграничивает подведомственность юридических дел между арбитражными судами и органами исполнительной власти, осуществляющими регистрацию юридических фактов. Так, по общему правилу дела бесспорного характера подведомственны арбитражному суду только в случаях, указанных в законе, например дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 30 АПК РФ).
При определении подведомственности дел в сфере нормоконтроля следует исходить из необходимости прямого указания закона о возможности оспаривания нормативных правовых актов. Кроме того, в целом подведомственность в сфере нормоконтроля может быть весьма сложна для определения, поскольку в данной сфере компетенцией наделены Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.
В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность подразделяется на специальную и множественную
Правила специальной
1) о несостоятельности (банкротстве);
2) по корпоративным спорам, указанным в ст. 225.1 АПК РФ;
3) по спорам об отказе
в государственной регистрации,
4) по спорам, вытекающим
из деятельности депозитариев, связанной
с учетом прав на акции и
иные ценные бумаги и с
5) по спорам, вытекающим
из деятельности
6) о защите деловой
репутации в сфере
Правила множественной
Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Например, при наличии соглашения сторон принимается к рассмотрению третейского суда спор, возникший из гражданских правоотношений, между организациями.
Императивной называют подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности. Императивной подведомственностью охватываются следующие случаи:
- дело до передачи
в арбитражный суд подлежит
рассмотрению в соответствии
с федеральным законом или
договором сторон в
- когда федеральным законом
предусмотрен предварительный
Альтернативной называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. В соответствии с традиционно принятой трактовкой правил альтернативной подведомственности заинтересованное в разрешении спора лицо вправе обратиться по своему усмотрению в любой орган, названный в законе. По действующему законодательству заинтересованное лицо, обратившись за разрешением спора в несудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, не лишается права на обращение в суд (ст. 46 Конституции РФ, п. 2 ст. 11 ГК РФ).
13.Передача спора из гражданских правоотношений на разрешение третейского суда.
В ряде случаев дела, отнесенные
к ведению арбитражных судов,
могут разрешаться другими
Согласно п. 2 статьи 1 Федерального закона N 102-ФЗ в третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства (граждан Российской Федерации и юридических лиц - резидентов РФ) передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.
Третейские суды являются альтернативным средством для разрешения споров в гражданском обороте, они действуют за рамками государственного механизма разрешения споров, что позволяет отнести их к специфическому правовому институту, особенностями которого являются следующие.
Во-первых, это возможность для сторон выбора самого суда. Стороны не связаны местом жительства гражданина, местом нахождения юридического лица, местом нахождения недвижимости и т.п. При этом не обязательно, что судебное разбирательство будет проходить в месте нахождения третейского суда. При необходимости спор может быть рассмотрен выездной сессией третейского суда в любом месте Российской Федерации или на территории иностранного государства.
Во-вторых, стороны вправе по согласованию с третейским судом выбрать место рассмотрения спора, время рассмотрения и, в определенных пределах, саму процедуру рассмотрения спора, в то время как, например, АПК РФ включает около 1000 статей, регламентирующих порядок судопроизводства в арбитражных судах.
В-третьих, спорящие стороны сами выбирают арбитров из списка лиц, являющихся членами данного третейского суда, обладающих необходимой квалификацией. Стороны вправе выбрать того судью, которому больше доверяют и компетенция которого лучше соответствует характеру возникшего спора.
В-четвертых, закрытость разбирательства дела. Рассмотрение спора в третейском суде априори закрытое, что является дополнительной гарантией сохранения конфиденциальности и коммерческой тайны. Посторонние лица допускаются к участию в третейском разбирательстве только с согласия обеих сторон, а публикация решений третейского суда (арбитража) без согласия сторон запрещена.
Пятым преимуществом является скорость и относительная дешевизна рассмотрения дел, отсутствие апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Третейские суды (арбитражи) не имеют вышестоящих инстанций, отсутствует процедура пересмотра решений третейских судов в апелляционном, кассационном, надзорном порядке. Решение третейского суда (арбитража) не предусматривает обжалования, но допускает оспаривание, если стороны в соглашении не оговорили иное
14.Соблюдение досудебного
(в том числе претензионного) порядка
разрешения спора как условие
подведомственности дела