Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:29, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что характерная особенность правосудия по арбитражным делам состоит в его платности: с лиц, участвующих в деле взимаются денежные суммы за совершение судом процессуальных действий, т.е. судебные расходы.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и значение судебных расходов;
- рассмотреть понятие и виды государственной пошлины;
- дать характеристику судебным издержкам;
- выявить порядок распределения судебных расходов.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и библиографический список.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие судебных расходов в арбитражном процессе………………4
1.1 Основные понятия и виды……………………………………………………4
1.2. Распределение судебных расходов………………………………………….5
Глава 2. Виды судебных расходов в арбитражном процессе………………..…8
2.1. Государственная пошлина…………………………………………………...8
2.2. Размер государственной пошлины.………………………………………..13
2.3.Отсрочка, рассрочка, льготы по уплате государственной пошлины, уменьшение размера государственной пошлины……………………………..18
2.4. Судебные издержки…………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...25
- при обращении в
- при вынесении решения
не в пользу ответчика при
освобождении истца от уплаты
государственной пошлины. В
В соответствии с положениями п. п. 1, 2 и 5 ст. 45, ст. 333.17 НК РФ плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно от своего имени уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена10.
В соответствии с принципом
национального режима иностранные
организации, иностранные граждане
и лица без гражданства уплачивают
государственную пошлину в
Эта проблема обсуждалась на заседаниях Научно-консультативного совета Высшего Арбитражного Суда РФ. В данном случае следует согласиться с высказанной точкой зрения о возможности применения института представительства. В силу налогового законодательства возможно участие законного и уполномоченного представителя в налоговых правоотношениях, что вытекает из ст. 26 НК РФ. Согласно ст. 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. С позиции гражданского процесса это договорное представительство. В 2007 г. принято информационное письмо, в котором дано разъяснение о возможности уплаты государственной пошлины представителем от имени представляемого11. В платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.
Порядок и сроки уплаты:
Данные отношения регулируются ст. 333.18 НК РФ. Государственная пошлина уплачивается плательщиком до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы, до совершения нотариальных действий и до выдачи документов (их копий, дубликатов).
Налоговый кодекс устанавливает десятидневный срок уплаты государственной пошлины со дня вступления в законную силу решения суда для организаций и физических лиц, выступающих ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, в случае принятия судами решения не в их пользу и освобождения при этом истца от ее уплаты.
В соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, уплачивается в федеральный бюджет12.
Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику.
2.2. Размер государственной пошлины.
Размер государственной пошлины установлен ст. 333.21 НК РФ. Некоторые правила и особенности уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды регулируются ст. 333.22 НК РФ.
Государственная пошлина взимается:
1. С исковых заявлений ( с первоначальных исков; со встречных исков; с повторно поданных исков, которые ранее были оставлены без рассмотрения).
2. С иных заявлений (с заявлений о признании организаций и индивидуальных предпринимателей несостоятельными (банкротами); с заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение; с заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора; с заявлений об обеспечении иска; с заявлений о выдаче исполнительного листа на решение третейского суда; с заявлений об отмене решения третейского суда; с заявлений о признании и приведении в исполнение решения иностранного арбитражного суда).
3. С апелляционных и кассационных жалоб.
4. С заявлений о повторной
выдаче копий судебных актов,
копий других документов из
дела, выдаваемых арбитражным судом,
а также при подаче заявления
о выдаче дубликата
Законодатель определил
три вида государственной пошлины:
простая, пропорциональная и смешанная.
Простая государственная
Пропорциональная
Чаще всего законодатель
использует смешанную государственную
пошлину, вводя фиксированную ставку,
к которой добавляется
Под ценой иска традиционно понимается денежное выражение стоимости имущества, по поводу которого возникает спор, либо совокупность взыскиваемых или оспариваемых истцом денежных средств.
Верное определение цены иска имеет значение для правильного исчисления размера подлежащей уплате государственной пошлины. Поэтому цена иска в соответствии со ст. 125 АПК РФ должна быть обязательно указана истцом в исковом заявлении, если конечно иск подлежит оценке.
Согласно ст. 130 АПК РФ
истец вправе соединить в одном
исковом заявлении несколько
требований, связанных между собой
по основаниям возникновения или
представленным доказательствам. В
таких случаях цена иска определяется
суммой всех требований. К примеру,
подан иск о расторжении
При определении размера государственной пошлины по требованиям неискового характера следует помнить, что НК РФ исходит из видов производств в арбитражном процессе: для исковых требований установлены одни ставки, для требований по делам публично-правового характера - другие.
Предложено поднять размер судебной госпошлины
12 мая 2011 президиум Высшего
Арбитражного Суда
Так, при подаче заявления
о признании ненормативного правового
акта о взыскании налогов, сборов,
пошлин, страховых взносов, таможенных
платежей, а также недоимок, пеней
и штрафов по ним недействительным,
о признании решения о
Для организаций:
при размере оспариваемых заявителем требований до 100000 рублей - 4% размера оспариваемых требований, но не менее 2000 рублей;
от 100001 рубля до 200000 рублей - 4000 рублей плюс 3% суммы, превышающей 100000 рублей;
от 200001 рубля до 1000000 рублей - 7000 рублей плюс 2% суммы, превышающей 200000 рублей;
от 1000001 рубля до 2000000 рублей - 23000 рублей плюс 1% суммы, превышающей 1000000 рублей;
свыше 2000000 рублей - 33000 рублей плюс 0,5% суммы, превышающей 2000000 рублей, но не более 200000 рублей;
Для физических лиц по тем же искам предлагается пошлина в 50% от размера госпошлины, подлежащей уплате организацией, также в зависимости от размера оспариваемых требований13.
По словам специалиста Центра Правовых Технологий "ЮРКОМ" Романа Бондаренко, «эта инициатива ВАС основывается на том, что необходимо снижать нагрузку на судей, и увеличение государственной пошлины будет этому способствовать».
«Полагаю, что данная позиция неверна, поскольку не согласовывается с правовой природой этого вида платежа. Ведь, что такое государственная пошлина? Это обязательный платеж за совершение каких-либо действий, имеющих правовое последствие, государственным органом. В законопроекте предлагают фактически изменить сущность пошлины, сделать из нее рычаг, препятствующий свободному обращению в суд, - считает Бондаренко.
- Судите сами: в ст. 4 законопроекта
предлагается установить
«Если помощник подготовил
проект решения и судья с
ним согласился, то опосредованно
помощник принимает участие в
осуществлении правосудия, - говорит
специалист «ЮРКОМа». - Про доплаты
для судей за превышение норм
служебной нагрузки можно
В арбитражном процессе возможен
возврат государственной
Основания возврата:
1. Уплата государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено НК РФ.