Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 19:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является на основе комплексного анализа состава и конституционного статуса административно-территориальных образований Российской Федерации показать их сходство, различия, проблемные вопросы, имеющиеся в административно-территориальном устройстве субъектов, т.к. правильное понимание и уяснение указанных вопросов играет важную роль для процесса Конституционного преобразования России, построения правового государства.
Введение……………………………………………………………………..……3
Административно-территориальное устройство Российской Федерации……………………………………………………………………6
Понятие и принципы административно-территориального устройства………………………………………………………..…………..9
Субъекты Российской Федерации…………………………………......….11
Республика в составе Российской Федерации как субъект административно-территориального устройства……………...….15
Край, область, город федерального значения как субъекты административно-территориального устройства РФ……………..19
Автономная область, автономный округ как субъекты административно-территориального устройства РФ…………..…22
Административно-территориальное устройство субъектов РФ………...24
Административно-территориальные единицы субъектов РФ…....24
Правовые и организационные основы административно-территориальных преобразований…………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………...39
В этом столетии Россия прошла через разные формы государственного устройства. При царе она была унитарным государством. При советской власти Россия провозглашена в январе 1918 г. федерацией, с 1922 года существовал Союз ССР, в 1991 г. он упразднен, и на территории бывшего когда-то единым государства возникло 15 новых государств - самостоятельных субъектов международного права. Россия развивается сегодня как федеративное государство, состоящее из республик (государств), национально-территориальных автономных единиц и территориальных образований.
Российская Федерация есть федеративное государство, состоящее из субъектов Федерации, т.е. государственных образований, являющихся членами данного единого государства. Это конкретизируется в положениях: о суверенитете России, верховенстве ее Конституции и законов на всей территории России и т.д.; о составе равноправных субъектов Федерации и основах федеративного устройства; о единстве российского гражданства; органах государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации.
Видовой состав субъектов Федерации предопределяется в ч. 1 ст. 5 Конституции РФ. В юридическом смысле это означает, что членами Российской Федерации могут быть образования только установленной формы - республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ.
Актуальность данной темы является очевидной,
т.к. в условиях многонационального государства
равноправное и свободное положение субъектов
Федерации и грамотное, с учетом мнения
национального принципа, разделение территории
республики на административно-
Целью данной курсовой работы является
на основе комплексного анализа состава
и конституционного статуса административно-
В соответствие с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
Дать определение понятия административно-
Дать определение понятия и состава субъектов Российской Федерации.
Рассмотреть административно-
Основой для написания моей
курсовой работы явились труды таких ученых,
как Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Глигич-Золотарева
М.В., Зиновьев А.В., Ескина Л.Б., а также
Конституция Российской Федерации и комментарии
к ней. Для раскрытия первой главы об административно-
Административно-
Административно-
Административно-
Как целостную систему административно-
единство основ конституционного строя
российского государства, задачи и цели
многонационального народа, проживающего
в различных субъектах федерации и административно-
тесная связь административно-
единство территории Российской Федерации (ст. 5, 65, 67 Конституции РФ);
равноправие субъектов федерации (ст. 5 Конституции РФ);
единая сеть административно-
единые принципы, лежащие в основе всего
административно-
единство системы органов государственной
власти в субъекте федерации в соответствии
с административно-
автономность
одних административно-
Безусловно, перечисленные признаки являются далеко не исчерпывающими, однако даже их достаточно для того, чтобы рассматривать территориальное устройство российского государства как целостную структуру.
В основе административно-
Такая организация взаимоотношений позволяет
исключить территориальную раздробленность
и построить согласованные межтерриториальные
связи, обеспечивающие автономность каждой
административно-
Анализируя их юридическую природу,
можно прийти к выводу, что все они наделяются
Конституцией статусом государственных
территориальных образований, о чем свидетельствует
наличие у них элементов учредительной
власти, собственного законодательства,
территориального верховенства, предметов
ведения, особого характера взаимоотношений
с федеральной властью и другими субъектами.
По сравнению с обычными административно-
Административно-
Административно-
В Российской Федерации
административно-
Важнейшим из них
является экономический
принцип, требующий при
образовании административно-
В условиях многонационального
государства, каким является Российская
Федерация, важную роль играет национальный
принцип административно-
Успешное решение
местными органами государственной власти
и органами местного самоуправления стоящих
перед ними задач во многом зависит от
их близости к населению,
позволяющей им лучше удовлетворять повседневные
нужды и запросы населения, опираться
на его помощь. Поэтому максимальное
приближение, как государственного аппарата,
так и местного самоуправления к населению тоже является важным принципом, в соответствии
с которым строится административно-
Действующая Конституция Российской
Федерации не регулирует вопросы административно-
Субъекты Российской Федерации всех видов перечислены в Конституции РФ в алфавитном порядке. Тем самым указывается на государственные образования, учредившие Федерацию и являющиеся равноправными участниками соответствующих конституционно-правовых отношений.
Закрепление в Конституции наименований всех субъектов Федерации исключает возможность выхода, какого бы то ни было, субъекта из состава Федерации в одностороннем порядке. Конституция не исключает возможность расширения состава субъектов Федерации.
Российская Федерация - федеративное государство, в состав которого входят республики, автономная область, автономные округа, созданные в результате реализации права народов на самоопределение, края и области, города Москва и Санкт-Петербург как полноправные субъекты Российской Федерации.
В составе Российской Федерации находятся:
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан, Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия;
Информация о работе Административно-территориальное устройство Российской Федерации