Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 19:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является на основе комплексного анализа состава и конституционного статуса административно-территориальных образований Российской Федерации показать их сходство, различия, проблемные вопросы, имеющиеся в административно-территориальном устройстве субъектов, т.к. правильное понимание и уяснение указанных вопросов играет важную роль для процесса Конституционного преобразования России, построения правового государства.
Введение……………………………………………………………………..……3
Административно-территориальное устройство Российской Федерации……………………………………………………………………6
Понятие и принципы административно-территориального устройства………………………………………………………..…………..9
Субъекты Российской Федерации…………………………………......….11
Республика в составе Российской Федерации как субъект административно-территориального устройства……………...….15
Край, область, город федерального значения как субъекты административно-территориального устройства РФ……………..19
Автономная область, автономный округ как субъекты административно-территориального устройства РФ…………..…22
Административно-территориальное устройство субъектов РФ………...24
Административно-территориальные единицы субъектов РФ…....24
Правовые и организационные основы административно-территориальных преобразований…………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………...39
Затраты Москвы, связанные с осуществлением ею функций столицы, полностью компенсируются за счет субвенций из республиканского бюджета Российской Федерации.
Здания, строения, сооружения и помещения, находящиеся в собственности города Москвы, предоставляются его органами государственной власти федеральным органам государственной власти, представительствам субъектов Федерации в аренду в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В таком же порядке предоставляются в аренду находящиеся в собственности города Москвы здания, строения, сооружения и помещения дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.
В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов находятся: Еврейская автономная область, а также Ненецкий, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа.
Еврейская автономная область является одной из форм национальной государственности народов Российской Федерации.
Автономный округ -- национальное государственное образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Он является формой национальной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. До 1990 года все автономные округа находились в составе краев или областей. Законом от 15 декабря 1990 г.7 автономным округам была предоставлена возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в состав Федерации через край, область или непосредственно. Этим правом воспользовался Чукотский автономный округ, который в соответствии с Законом Российской Федерации от 17 июня 1992 г. входит непосредственно в состав Российской Федерации.8
Однако действующая Конституция Российской Федерации такой возможности не предусматривает. В ней указывается (ст. 66), что отношения автономных округов, находящихся в составе края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области. В Конституции также указывается (ст. 67), что границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.
Автономные округа обладают огромной территорией при небольшой численности населения.
В каждом автономном округе проживает, как правило, несколько народностей. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе проживают ханты, манси, коми и ненцы; в Чукотском -- чукчи, эскимосы, эвены, коряки и юкагиры.
Статус автономной области и автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором от 31 марта 1992 г.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст.66) по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.
Кроме того, отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти соответственно края или области.
Автономная область и автономные округа обладают элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.
Автономная область и автономный округ располагают своей территорией, которая не может быть измена без их согласия.
Статус автономной области и автономного округа может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и автономной области или автономного округа в соответствии с федеральным конституционным законом.
Взаимоотношения между автономными округами, находящимися в составе краев или областей, определяются уставами этих краев, областей и уставами соответствующих автономных округов.
3.1 Административно-
Территориальной единицей признается обособленная часть территории области в виде одного или нескольких поселений с прилегающими землями и установленными границами. Территориальные единицы области подразделяются на единицы базового и низового уровня территориального устройства области.
К базовому уровню территориального устройства области относятся города областного значения и районы. К низовому уровню территориального устройства области относятся иные территориальные единицы.
Таким образом, конституции и уставы
субъектов Российской Федерации различают
базовые и низовые административно-
К первым из них относятся районы (уезды) и города республиканского, областного (краевого) значения.
Ко вторым - города районного значения, районы в городах, поселки, сельские поселения.
Район (уезд) -- административно-
Исключительно важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни страны играют города. Они являются местом сосредоточения большинства промышленных предприятий, значительного числа предприятий и учреждений коммунального хозяйства, жилого фонда, медицинских, культурно-просветительных и других учреждений, связанных с обслуживанием населения.
По подчиненности, зависящей от значения города, численности его населения, его промышленного и культурного уровня, перспектив развития ряда других условий все города подразделяются на следующие основные виды: города республиканского (республики в составе Российской Федерации) значения; города краевого, областного, окружного (автономный округ) значения; города районного значения.
Обеспечение нормального
функционирования крупных городов с их
сложным хозяйством, обширной территорией
и многочисленным населением обусловило
их деление на менее крупные административно-
Городские районы созданы
во многих городах республиканского, краевого
и областного значения, насчитывающих
свыше 100 тыс. человек. Они являются частью
этих городов и представляют собой низовую
административно-
К городским поселениям относятся
также поселки, являющиеся одним из видов
административно-
К категории рабочих поселков относятся населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы и другие, экономически важные объекты. Курортными поселками являются населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение. К дачным поселкам относятся населенные пункты, основное назначение которых заключается в обслуживании городов в качестве места летнего отдыха или санаторного лечения.
Самой многочисленной административно-
Помимо перечисленных административно-
Административный округ -- внутригородская
административно-
Муниципальный район -- административно-
Муниципальный район делится на микрорайоны (поселения), в которых могут создаваться органы территориального общественного самоуправления. Границы и название микрорайона определяются органами местного самоуправления муниципального района.
На территории некоторых субъектов Российской Федерации для компактно проживающих численно небольших групп национальностей создаются национальные районы. Немецкие национальные районы созданы в Алтайском крае и в Омской области.
В Российской Федерации имеются
также закрытые административно-
Закрытое административно-
Границы закрытого административно-
Населенные пункты, расположенные
в закрытом административно-
Закрытое административно-
Важным является вопрос о
порядке образования и преобразования,
различных административно-
Решение о создании закрытого административно-
Административно-
а) соответствие исторически сложившейся системе расселения в субъектах РФ и устойчивым тенденциям ее развития;
б) создание экономических, финансовых и организационных условий для формирования и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также участия граждан в их работе;
в) содействие рациональному использованию природных и материальных ресурсов, развитию системы инженерных сетей и коммуникаций, социальной инфраструктуры;
г) обеспечение населению здоровой и экологически безопасной среды обитания и жизнедеятельности;
д) развитие национальных культур, обычаев и традиций, исконных видов хозяйственной деятельности всех национальных и этнических групп, малочисленных народностей, проживающих в области;
Информация о работе Административно-территориальное устройство Российской Федерации