Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 19:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является на основе комплексного анализа состава и конституционного статуса административно-территориальных образований Российской Федерации показать их сходство, различия, проблемные вопросы, имеющиеся в административно-территориальном устройстве субъектов, т.к. правильное понимание и уяснение указанных вопросов играет важную роль для процесса Конституционного преобразования России, построения правового государства.
Введение……………………………………………………………………..……3
Административно-территориальное устройство Российской Федерации……………………………………………………………………6
Понятие и принципы административно-территориального устройства………………………………………………………..…………..9
Субъекты Российской Федерации…………………………………......….11
Республика в составе Российской Федерации как субъект административно-территориального устройства……………...….15
Край, область, город федерального значения как субъекты административно-территориального устройства РФ……………..19
Автономная область, автономный округ как субъекты административно-территориального устройства РФ…………..…22
Административно-территориальное устройство субъектов РФ………...24
Административно-территориальные единицы субъектов РФ…....24
Правовые и организационные основы административно-территориальных преобразований…………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………...39
е) участие населения в обсуждении и решении
вопросов административно-
Можно выделить следующие критерии образования
и преобразования административно-
При образовании сельсоветов необходимо учитывать наличие относительно крупного сельского поселения или группы соседствующих небольших сельских поселений, тяготеющих к одному из них как административному, торговому и культурно-бытовому центру, транспортную доступность такого поселения, возможность организации в границах данной территории минимально необходимых коммунально-бытовых и социально-культурных услуг местному населению.
При образовании районов необходимо учитывать сложившееся на данной территории сочетание сельскохозяйственного и иного производства, обслуживающего нужды сельского хозяйства и населения, тяготение сельсоветов и городских поселений к определенному центру, состояние путей сообщения и средств связи между поселениями, численность населения и общий экономический потенциал, достаточный для функционирования объектов производственной и социальной инфраструктуры межпоселенного значения.
При отнесении поселений к категории муниципальных поселков должны учитываться наличие производственного или социально-культурного объекта, при котором формировался данный населенный пункт, либо его использование в качестве места для лечения или сезонного отдыха, а также численность и характер занятости населения.
При отнесении поселения к районным или субъектным (республиканским, окружным, областным и краевым) городам должно учитываться численность и характер занятости населения, хозяйственное, социально-культурное и историческое значение данного поселения, его влияние на социально-экономическое развитие прилегающих территорий.
При образовании районов в городах должны учитываться численность населения города, характер его застройки, интересы рациональной организации управления городским хозяйством и социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.
Конкретные критерии образования и преобразования
административно-
Что же касается правового положения национально-территориального образования -- субъекта федерации, находящегося в составе субъекта РФ, то он определяется Конституцией Российской Федерации и федеральным (конституционным) законом.
По всем предлагаемым преобразованиям
административно-
Изучение документов, которые прилагаются
к представлениям о принятии решений по
вопросам преобразований в административно-
Так, к представлению об образовании,
изменении, упразднении административно-
развернутое обоснование необходимости
предлагаемого преобразования с учетом
установленных принципов и критериев
изменений административно-
схематическая карта или описание предлагаемых преобразований;
смета расходов, необходимых для проведения предлагаемого преобразования, с указанием источников их покрытия;
сведения о результатах выявления мнения населения о предлагаемом преобразовании;
заключения специалистов, учреждений и организаций, а также выборных органов местного самоуправления, территория которых затрагивается предлагаемыми преобразованиями, и др.
Всякое рассмотрение административно-
По инициативе граждан право внесения
на рассмотрение законодательным (представительным)
органом власти субъекта РФ и выборным
органом местного самоуправления проектов
правовых актов и предложений по вопросам
административно-
При рассмотрении дел административно-
Сам порядок и процедура рассмотрения
обстоятельств, подлежащих выяснению
при рассмотрении дел административно-
Как показывает практика, в субъектах
Российской Федерации законодательный
(представительный) орган власти субъекта
РФ по вопросам административно-
Необходимо отметить, что правовые акты
законодательного (представительного)
органа власти субъекта РФ, органов местной
самоуправления по административно-
Все административно-
На основе комплексного теоретического исследования проведенного в данной курсовой работе можно сделать ряд выводов:
Существующая система государственно-
Административно-
Недостатки субъектного состава Российской Федерации, закрепленного в ст.5 и 65 Конституции РФ, хорошо известны: это и слишком большое количество субъектов, и «пестрота» их статуса, и неопределенность в правовом положении отдельных субъектов. Существующее сегодня количество субъектов Федерации (83) явно чрезмерно. Управление таким количеством субъектов малоэффективно, поэтому одним из главных обоснований необходимости укрупнения субъектов является обеспечение большей эффективности управления. При этом очевидно, что само по себе укрупнение является всего лишь «верхушкой айсберга» на фоне решения проблем модернизации федерализма в целом. Укрупнение субъектов Федерации неизбежно вызовет ломку всей структуры федеративного устройства и потребует создания новой, более жизнеспособной в современных условиях.
В части 4 ст.5 Конституции РФ говорится о том, что «во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны». Однако в части 1 той же статьи сказано, что «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации».
«О каком равноправии может идти речь, если в самой Конституции предусматривается наличие шести разновидностей субъектов?»11 Кроме того, в части 2 ст.5 предусматривается, что республика (государство) имеет свою конституцию, а прочие субъекты - только уставы. В данном случае налицо явное противоречие, поскольку субъектам конституционных правоотношений предписываются разные модели поведения, следовать которым в практической деятельности весьма проблематично.
Таким образом, существует неразрешенное конституционное противоречие, касающееся правового статуса субъектов Федерации, грозящее деструктивными тенденциями федеративного устройства. Помимо ст.5, Конституция содержит еще ряд оснований для дифференциации статуса субъектов РФ, которые вместе с внеконституционными составляют внушительный перечень. Не исключена ситуация, при которой каждый субъект Федерации будет иметь свой собственный исключительный статус. Укажем на некоторые конституционные же противоречия принципу равноправия субъектов Российской Федерации:
предусматривается существование шести разновидностей субъектов: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов (ч.1 ст.5, а также ст.65);
только республика является государством (ч.2 ст.5);
республика имеет свою конституцию, а другие субъекты - только уставы (ч.2 ст.5, ч.1 и 2 ст.66);
республики вправе устанавливать свои государственные языки (ч.2 ст.68);
в перечне ст.65 субъекты Федерации указаны не в алфавитном порядке (в последовательности их перечисления большую роль сыграли представления о разных видах субъектов);
существует такая разновидность субъектов Федерации, как автономные округа, входящие в состав других субъектов - краев и областей (ч.4 ст.66), вследствие чего появляется феномен «сложносоставных субъектов РФ»;
особый статус имеет город Москва - столица Российской Федерации, что также отражено в Конституции (ч.2 ст.70).
Административно-
В наиболее общем виде влияние административно-
Конституционное право России: Сборник конституционно-правовых актов. Том 1-2 / Составитель Н.А. Михалева; Отв. ред. О.Е. Кутафин. - М.: Юристъ, 2001. - 516с.
Конституционное право России: Сборник нормативных правовых актов и документов (по состоянию на 1 августа 1996 г.) / Сост. и автор вступит. статьи А.Е. Козлов. М.: Бек, 1996. - 654с.
Конституция Российской Федерации. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. - 48с.
Конституция Российской Федерации: Официальный текст с историко-правовым комментарием. М.: Издательская группа ИНФРА.М - НОРМА,1996.
Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. - М.: Фонд "Правовая культура", 1996. - 473с.
Информация о работе Административно-территориальное устройство Российской Федерации