Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение перспективных направлений развития монополий в Российской Федерации на основе изучения теоретического материала.
В данной работе были поставлены и решены следующие задачи:
изучить теоретические основы монополий, раскрыть ее сущность и особенности;
проанализировать деятельность монополий в Российской Федерации;
выявить основные проблемы и перспективы направлений развития монополий в Российской Федерации;
В коротком периоде монополист должен определить линию своего поведения: либо ограничить объем продаж для поддержания высокой цены, либо увеличить объем реализации, но уже по сниженной цене. Если фирма-монополист устанавливает цену P1, то она сможет продать только Q1 единиц товара (рисунок 3), а ее общая выручка составит сумму, равную площади прямоугольника P1AQ1O. С увеличением объема продаж площадь этого прямоугольника, или общая выручка, будет расти, достигнет максимума при объеме Q2, а затем начнет снижаться, пока не станет равна 0 при объеме Q4.
Необходимо отметить, что общая выручка растет до тех пор, пока предельная выручка от продажи дополнительной единицы продукции имеет положительное значение. Очевидно, что на рисунке 3 линия предельной выручки должна начаться в точке Е и пройти через Q2.
Вторая точка - Q2 определяет тот оптимальный объем производства, при котором общая выручка максимальная (P2BQ2О). При дальнейшем наращивании производства (больше Q2) линия предельной выручки уходит в область отрицательных значений, и общая выручка падает P3CQ3О < P2BQ2О. При объеме Q4 общая выручка упала бы до «0». Как и в случае совершенной конкуренции «чистый» монополист максимизирует прибыль при условии, когда предельные затраты сравняются с предельной выручкой (MR = MC). Но для монополиста предельный доход ниже цены MR < P.
Таким образом, условие максимизации прибыли для монополии принимает вид: MC = MR < P. В отличии от фирмы в условиях совершенной конкуренции, монополия прекращает увеличение производства до того, как предельные затраты сравняются с рыночной ценой.
Рисунок 3 Взаимосвязь эластичности спроса с выручкой монополиста
Совместим на одном рисунке линию спроса D фирмы-монополиста, предельной выручки MR и графики предельных затрат MC и общих средних затрат ATC (рисунок 4).
Для нахождения объемов
продукции, дающих максимальную прибыль,
находим точку пересечения
Рисунок 4 Максимизация прибыли монополистом в краткосрочном периоде
Для нахождения объемов
продукции, дающих максимальную прибыль,
находим точку пересечения пред
Площадь прямоугольника PLQmO - это общая выручка (TR), получаемая фирмой-монополистом. В составе выручки скрываются общие затраты и прибыль фирмы. Общие затраты зависят от средних затрат на единицу продукции и количества произведенной продукции: TC = ATC ·Qm. Точка пересечения перпендикуляра QmL с кривой общих средних затрат определяет величину средних затрат ATC.
Таким образом, P2 - это средние затраты на единицу продукции, умноженные на Qm, дают величину общих затрат (то есть TC - это площадь прямоугольника P2KQmO). Если из общей выручки (TR) вычесть общие затраты (TC), то получим величину общей прибыли, которая измеряется площадью прямоугольника PmLKP2.
Из рисунка 4 можно определить величину ущерба, наносимого обществу монополией. Этот ущерб будет определяться площадью фигуры NLE. Причем площадь MLE составит потери покупателя, так как он сможет по цене Pm купить лишь Qm единиц товара (вместо Q1 по цене P1), а площадь MNE показывает сокращение доходов самого производителя. Наряду с этим монополия присвоит себе и ту часть доходов потребителя, которая соответствует площади прямоугольника PmLMP1
Следует отметить, что при неблагоприятных рыночных условиях монополия может оказаться не в состоянии получать прибыль в пределах краткосрочного периода. В этом случае целью монополиста становится минимизация убытков.
На рисунке 5 кривая спроса D находится ниже кривой средних общих затрат ATC. Так же как и фирма в условиях совершенной конкуренции, монополист будет продолжать выпуск продукта до тех пор, пока его цена будет выше средних переменных затрат.
Рисунок 5 Минимизация убытков монополистом в краткосрочном периоде
В случае, если кривая спроса D сместится влево настолько, что кривая средних переменных затрат ATC окажется над ней и фирма не сможет компенсировать даже средних переменных затрат, тогда единственным вариантом минимизации своих убытков останется полное прекращение выпуска (рисунок 6).
Рисунок 6 Закрытие предприятия монополистом в краткосрочном периоде
Такая ситуация может носить временный характер и фирма может дождаться лучших времен и выйти из трудного положения. Если же падение спроса не прекратиться, монополия вынуждена будет уйти из отрасли с последующей полной распродажей своих активов [11].
Наиболее благоприятным на рынке чистой монополии является положение равновесия монополиста (рисунок 7). Этот крайний случай, как бы редко он ни встречался в своей наиболее чистой форме, легко поддается графическому анализу.
В условиях монополии цена устанавливается на слишком высоком уровне. Положения равновесия максимальной прибыли для монополиста определяется точкой Е, находящейся выше точки пересечения кривых предельного дохода MR и предельных издержек МС. При этом монопольная цена Рm превышает предельные издержки МС.
В условиях монополии цена устанавливается на слишком высоком уровне. Положения равновесия максимальной прибыли для монополиста определяется точкой Е, находящейся выше точки пересечения кривых предельного дохода MR и предельных издержек МС. При этом монопольная цена Рm превышает предельные издержки МС.
Рисунок 7 Равновесие монополиста в краткосрочном периоде
В долгосрочной перспективе любую монополию можно считать открытой. Этот вид монополии не имеет специальной защиты от конкуренции.
В длительном периоде у фирмы могут быть и иные стратегии поведения. Например, монополист может вывести свою продукцию на рынок по высокой цене, а затем, по мере появления конкурентов, «скользить вниз по кривой спроса», то есть постепенно снижать цену.
В длительном периоде прибыли монополистов угрожает разработка товаров-субститутов. Активность предпринимателей, выпускающих товары-субституты, ведет к падению спроса на товары фирмы-монополиста. Необходимость защиты своих интересов вынуждает монополиста повышать производственные затраты в результате внедрения нововведений. Постепенно фирма-монополист может перейти в позицию, девиз которой - безубыточность, то есть ее экономическая прибыль станет равной нулю. В этом положении, изображенном на рисунок 8, монополист достигает долгосрочного равновесия. Фирма получает доход, достаточный для покрытия всех затрат, но не приносящий экономической прибыли [4].
Рисунок 8 Долгосрочное равновесие монополиста
LMC - долгосрочные предельные затраты. LAC - долгосрочные средние затраты.
Ценовая дискриминация
может применяться только в условиях
несовершенной конкуренции, так
как свободная конкуренция
Существует три вида, или степени, ценовой дискриминации, проводимой монополией.
Дискриминация первой степени, или совершенная дискриминация проявляется в том, что на каждую единицу произведенного однородного товара устанавливается своя цена, - максимальная, которую может и готов заплатить покупатель. Эта ценовая политика применяется в условиях индивидуального производства, когда изготовление и реализация какого-то товара, например, новой техники, осуществляется по заказам конкретных потребителей.
При проведении ценовой дискриминации второй степени выпускаемая монополией продукция или оказываемые услуги группируются в партии, на которые устанавливаются различные цены. Обычно она связана с изменением в объемах потребления. Этот вид ценовой дискриминации на практике осуществляется в форме скидок и надбавок на цены товаров и услуг. Например, квартирная плата за нормативную площадь платится по одной ставке, за излишки жилой площади - по завышенной; или двух (и более) ставочные тарифы при оплате электроэнергии, газа, воды, телефонных услуг. Сложные шкалы скидок и дисконтов применяются при закупках различных по объему партий товара.
Ценовая дискриминация такого рода применима в отраслях с достаточно массовым производством, когда нет возможности индивидуализировать, выделить каждую отдельную товарную единицу. Если использование скидок и дисконтов позволит значительно увеличить объем продаж, то фирма-монополист может получить существенный эффект от масштаба производства. Тогда даже при минимальных тарифах снижающиеся затраты выпуска будут обеспечивать рост общей прибыли [21].
Дискриминация третьей степени предполагает разделение самих покупателей на отдельные группы или рынки, где устанавливается своя цена реализации.
При проведении данной ценовой
политики особенно важно, чтобы исключалось
свободное перемещение
Довольно типичным примером в данном случае является предоставление частных услуг врачами, адвокатами, учителями и другими. В частности, практикующий врач берет с состоятельных пациентов, как правило, более высокую плату, чем с малоимущих. При этом он может не опасаться, что клиент, заплативший за эту услугу дешевле, тут же перепродаст ее по более дорогой цене.
Ценовая дискриминация 3-й
степени используется и в тех
случаях, когда рынки разделены
между собой географически или
посредством тарифных барьеров. В
обоих случаях перепродажа
Без ценовой дискриминации некоторые виды услуг вообще не могли бы осуществляться. С ее помощью сглаживаются различия, существующие в реальных доходах отдельных групп потребителей.
Вместе с тем ценовая дискриминация может вызывать и такие негативные последствия, как нерациональное межотраслевое и межрегиональное перераспределение ресурсов [7].
Важным различием между совершенно конкурентной фирмой и фирмой с монопольной властью является то, что для конкурентной фирмы цена равна предельным издержкам, для фирмы с монопольной властью цена превышает предельные издержки. Следовательно, способом измерения монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, повышает предельные издержки оптимального объёма выпуска.
В частности, для оценки монопольной власти можно использовать коэффициент превышения цены над предельными издержками. Данный способ определения был предложен в 1934 г. экономистом Аббом Лернером и получил название индекса монопольной власти Лернера:
где L - индекса монопольной власти Лернера;
P(Q*) – цена;
MC(Q*) – предельные издержки.
Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Чем больше индекс Лернера L, тем больше монопольная власть фирмы [5].
Данный коэффициент монопольной власти может быть также выражен в терминах эластичности спроса, с которой сталкивается фирма. Существует специальная формула монополистического ценообразования:
(2)
где МС(Q*) - предельные издержки;
Еdp-эластичность спроса по цене;
P(Q*) – цена.
Данная формула представляет
собой универсальное правило
ценообразования для любой
Информация о работе Анализ деятельности монополий в Российской Федерации