Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение перспективных направлений развития монополий в Российской Федерации на основе изучения теоретического материала.
В данной работе были поставлены и решены следующие задачи:
изучить теоретические основы монополий, раскрыть ее сущность и особенности;
проанализировать деятельность монополий в Российской Федерации;
выявить основные проблемы и перспективы направлений развития монополий в Российской Федерации;
Рассчитав эластичность спроса для своей фирмы, руководитель может определить соответствующую накидку. Если эластичность спроса для фирмы велика, данная накидка будет минимальной (и можно сказать, что у фирмы небольшая монопольная власть). Если эластичность спроса для фирмы невелика, данная накидка будет большой (фирма обладает значительной монопольной властью).
Заметим также, что значительная монопольная власть не гарантирует высокие прибыли. Прибыль зависит от отношения средних издержек ATC и цены P. Фирма A может обладать большей монопольной властью, чем фирма B, но получать меньшую прибыль, если у неё значительно выше средние издержки производства оптимального объёма выпуска [4].
Существует специальный индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH), характеризующий степень концентрации рынка и широко используемый в антимонопольной практике. Подсчитывается он следующим образом:
где n – количество фирм в отрасли;
Si – объем продаж в % i-ой фирмы в общем объеме продаж отрасли.
Если IHH < 1000 рынок оценивается как неконцентрированный («достаточно многочисленный») и слияние, как правило, беспрепятственно допускается.
При 1000 < IHH <1800 рынок считается умеренно концентрированным, но если IHH > 1400 его оценивают как «угрожающе немногочисленный». Это может вызвать дополнительную проверку допустимости слияния Департаментом юстиции.
При IHH > 1800 рынок считается высококонцентрированным, или «немногочисленным». В этом случае действуют две нормы. Если в результате слияния IHH увеличивается на 50 пунктов, оно, как правило, разрешается. Если же после слияния IHH увеличивается более чем на 100 пунктов, оно запрещается. Рост IHH на 51-100 пунктов является основанием для дополнительного изучения допустимости слияния [3].
Антимонопольная политика — комплекс мер государственной власти, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам рынка возможно равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкурентной борьбы [16].
Важнейшим элементом в системе антимонопольного регулирования экономики в каждой стране является само понятие монополиста как субъекта, деятельность которого подлежит регулированию. В российском антимонопольном законодательстве содержание и количественные критерии монополиста определяются через понятие «доминирующее положение». Доминирующее положение — исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам.
В настоящее время в России доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. В некоторых случаях доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет менее 65%. Однако не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Все названные количественные характеристики хозяйствующего субъекта как монополиста относятся к рынкам товаров, не имеющих заменителей, либо взаимозаменяемых товаров. По отношению к рынкам иных товаров определение количественных границ монополиста не имеет строгого и однозначного решения [2].
Предметом антимонопольного законодательства является как поведение фирм на рынке, так и структура рынка. В настоящее время антимонопольным законодательством запрещены любые соглашения между фирмами с целью установления цен, ограничения выпуска или раздела рынка.
Кроме запрещения и ограничения определенных форм поведения фирмы, антимонопольное законодательство ограничивает существование или образование определенной структуры рынка, при которой наиболее вероятно злоупотребление монопольной силой. Рыночная структура отрасли определяется количеством фирм в данной отрасли и их объемами продаж.
Один из элементов в любой системе антимонопольного регулирования — перечень форм недобросовестной конкуренции, которые не должны иметь место. В России.
Современная антимонопольная политика направлена на:
В этих целях принимаются меры против чрезмерной концентрации экономической мощи, искусственных дефицитов, ценовых злоупотреблений, стимулируется конкуренция в экономике [5].
В настоящее время на территории Российской федерации действуют крупные корпорации:
Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные под отрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение.
Реестр естественных
монополий в топливно-
Миссия «Газпрома» заключается
в максимально эффективном и сб
На долю ОАО «Газпром» в 2011 году приходится 78% российской добычи газа (рисунок 9).
Рисунок 9 Доля ОАО «Газпром» на российском рынке добычи газа 2011 году
Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний.
Доля ОАО «РЖД» в суммарном грузообороте всех видов транспорта общего пользования страны в 2011 году составляет около 56% (рисунок 10).
С каждым годом доля ОАО «РЖД» на рынке снижается. Основной причиной этому является создание "Первой грузовой компании", дочерней структуры РЖД. В 2010 году завершено создания "Второй грузовой компании", что приводит к дальнейшему сокращению доли грузоперевозок, осуществляемых РЖД, и к увеличению грузоперевозок ее дочерними структурами.
Частные операторы по итогам 2011 года владеют более 37% российского вагонного парка, их доля в общем объеме перевозок - около 44%. Сейчас на рынке железнодорожных грузоперевозок свои услуги предлагают более 2200 собственников вагонов, а парк подвижного состава оценивается более чем в миллион единиц.
В настоящее время частные операторы сталкиваются с существенным усилением конкуренции, обусловленным выходом на рынок грузовых железнодорожных перевозок новых компаний операторов грузовых перевозок, входящих в состав холдинга ОАО "РЖД".
Среди частных операторов лидерами являются "Объединенная транспортно-экспедиторская компания" (ОТЭКО), ООО "БалтТрансСервис", ООО "Фирма "Трансгарант", "Н-Транс", ОАО "Новая перевозочная компания", ООО "Газпромтранс", "Евросиб СПб", Дальневосточная транспортная группа (ДВТГ), "РусАгроТранс".
Рисунок 10 Доля ОАО «РЖД» на российском рынке в 2011 году
1 октября 2003 года – начало деятельности ОАО "РЖД". Учредителем и единственным акционером ОАО "РЖД" является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляет Правительство Российской Федерации.
Имущество компании было сформировано путем внесения в уставный капитал ОАО "РЖД" по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта.
Технические характеристики ОАО "РЖД":
Миссия компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему.
Главные цели деятельности общества - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.
Удельный вес железных дорожного транспорта в пассажирских перевозках достигает в году 47%, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками. Важнейшая особенность отрасли состоит в том, что основная ее продукция – перевозки – создается, как правило, несколькими предприятиями – железными дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижений научно-технического прогресса.
Сопоставление показателей производительности российских железных дорог, оцениваемой по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого на перевозках, с зарубежными данными свидетельствует о том, что в России она в 2,5-3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии и Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок.
В России железные дороги в целом работают с прибылью (при том, что средний железнодорожный тариф в России в 8-10 раз ниже, чем в западных странах). Убытки пассажирского транспорта покрываются за счет работы грузового.
Примером одной из крупнейшей компании в России является «Норильский Никель».
Открытое акционерное общество "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" - крупнейшая в России и одна из крупнейших в мире компаний по производству драгоценных и цветных металлов. На его долю приходится более 20% мирового производства никеля, более 10% кобальта и 3% меди. На отечественном рынке в 20011 году на долю ОАО "ГМК "Норильский никель" приходится около 96% всего производимого в стране никеля, 55% меди, 95% кобальта (рисунок 11).
Рисунок 11 Доля ГМК «Норильский Никель» на российском рынке никеля в 2011 году
Предприятие занимается поиском, разведкой, добычей, обогащением и металлургической переработкой полезных ископаемых, производством, маркетингом и реализацией драгоценных и цветных металлов, нерудных полезных ископаемых, производством для собственных нужд.
Проанализируем предприятия монополии на таких примерах как:
В силу своего огромного значения для экономики в целом они привлекают постоянное внимание.
При отнесении
данных предприятий к одному из видов
монополии, необходимо отметить, что
данные предприятия относятся к
естественным монополиям. По данным о
структуре капитала ОАО «РЖД»
и ОАО «Газпром» следует
Так государству принадлежит ОАО «РЖД» 100% акций и ОАО «Газпром» 38%.
Кроме того, имеется еще ряд национальных монополий близкого класса, таких как «Транснефть», Минатом, а также Сбербанк, но они не так часто привлекают интерес. И еще локальные монополии составляют важную часть государственного сектора и всей российской экономики.
ОАО «Газпром» - российская газодобывающая и газораспределительная компания, крупнейшая в России.
Для того, чтобы понять какую важную роль играют естественные монополии в Российской Федерации, какое влияние они оказывают на экономику страны, нужно провести анализ основных показателей деятельности этих монополий. К этим показателям относятся численность занятых, валовой выпуск, валовая добавленная стоимость, основные средства, капитальные вложения, прибыль, налоги.
Информация о работе Анализ деятельности монополий в Российской Федерации