Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:26, курсовая работа
Цель и задачи работы. Целью данной работы является совершенствование системы стратегического планирования на уровне муниципального образования. Достижение данной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:
изучение теоретических основ стратегического планирования муниципального образования;
анализ практической деятельности органов местного самоуправления по стратегическому планированию муниципального образования;
разработка предложений по совершенствованию системы стратегического планирования на муниципальном уровне.
Введение 3
1 Теоретические основы стратегического планирования муниципального образования 5
1.1 Сущность стратегического планирования муниципального образования 5
1.2 Содержание стратегического плана развития муниципального образования 10
1.3 Стратегическое планирование ресурсного обеспечения муниципального образования 15
2 Анализ стратегического планирования муниципального образования город-курорт Геленджик 18
2.1 Общая характеристика муниципального образования город-курорт Геленджик 18
2.2 Оценка перспектив социально-экономического развития муниципального образования город-курорт Геленджик 20
2.3 Характеристика ресурсного потенциала муниципального образования город-курорт Геленджик 25
3 Рекомендации по совершенствованию стратегического планирования муниципального образования город-курорт Геленджик 29
3.1 Пути совершенствования стратегического планирования муниципального образования город-курорт Геленджик 29
3.2 Инструменты повышения эффективности стратегического управления ресурсным потенциалом муниципального образования город-курорт Геленджик 35
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложение А 44
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Теоретические
основы стратегического
1.1 Сущность
стратегического планирования
1.2 Содержание
стратегического плана
1.3 Стратегическое
планирование ресурсного
2 Анализ стратегического
планирования муниципального
2.1 Общая характеристика
муниципального образования
2.2 Оценка
перспектив социально-
2.3 Характеристика
ресурсного потенциала
3 Рекомендации
по совершенствованию
3.1 Пути совершенствования
стратегического планирования
3.2 Инструменты
повышения эффективности
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложение А 44
Актуальность работы. В современных условиях стратегическое планирование становится одной из ведущих сфер экономических интересов не только организаций различных типов, но и органов государственного и муниципального управления. Несмотря на доказанную эффективность инструментов стратегического планирования на муниципальном уровне в зарубежных странах, в российских условиях многие муниципальные образования лишь начинают задумываться над вопросами разработки жизнеспособных стратегий экономического развития. При этом предложение конкретных стратегических мер нуждается в первоначальном концептуальном обосновании, формирующем общий взгляд на перспективы развития территориального образования, а также определяющем основные направления реализации стратегических целей и задач.
В соответствии с Конституцией РФ, существуют три уровня территориального управления в России: федеральный — РФ; региональный — субъекты РФ; муниципальный — муниципальные образования (МО). В этих условиях стратегическое планирование становится не только основой других видов планирования, выступающих важнейшим элементом территориального развития, но и ориентирует на комплексный учет конкретных социально-экономических проблем.
Возрождение системы перспективного планирования социально-экономического развития территории страны в современных условиях является актуальной задачей, от решения которой зависят темпы прироста ВВП, повышения конкурентоспособности производства и уровня жизни населения.
Актуальность, недостаточная теоретическая и практическая разработанность данной темы в совокупности с проблемами отсутствия комплексного подхода к разработке стратегии социально-экономического развития на муниципальном уровне обусловили выбор темы, цели и задачи исследования.
Цель и задачи работы. Целью данной работы является совершенствование системы стратегического планирования на уровне муниципального образования. Достижение данной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:
Предметом данной работы выступает совокупность организационных, экономических и управленческих отношений, возникающих в процессе стратегического планирования муниципального образования.
Объектом исследования является деятельность администрации муниципального образования город-курорт Геленджик.
Теоретической основой для данной работы послужили труды отечественных ученых, посвященные тематике совершенствования стратегического планирования муниципального образования в условиях проводимой административной реформы. Были использованы работы таких исследователей, как Е.А. Балабанова, Л.А. Днепровская, В.Н. Правдюк, С.И. Родионов, Р.А. Стасишина, Я.С. Тарновский, С.А. Ткачев, А.Е. Ткаченко и др.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Муниципальные органы власти
имеют возможность
Стратегическое планирование
муниципального образования – это
выбор целей и ориентиров, выявление
видения желаемого будущего состояния
муниципального образования, определение
стратегий и направлений
По сути, стратегическое планирование социально-экономического развития муниципальных образований – это особый вид плановой работы, состоящий в разработке стратегических решений в виде прогнозов, проектов, программ, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий развития городов, реализация которых обеспечит их эффективное и устойчивое функционирование в долгосрочной перспективе [13].
Роль и значение стратегического подхода в управлении на уровне местных органов власти возросла повсеместно в 90-ые годы. Это связано с меняющимися экономическими реалиями, которые ставят перед местной экономической политикой новые задачи. Основными среди них являются [14]:
В Российской Федерации по
мере проведения рыночных реформ у
местных властей и городских
сообществ возникла потребность
и появилась возможность
Использование стратегического планирования в качестве инструмента управления развитием муниципальных образований при этом с одной стороны сближает их с бизнес-организациями, с другой стороны имеет свою специфику, определяемую особенностями самих муниципальных образований как объектов управления, что отражено в таблице 1.
Таблица 1 – Принципиальные различия корпоративного и муниципального стратегического планирования
Параметры стратегического управления |
Корпоративное стратегическое управление |
Муниципальное стратегическое управление |
Насущность использования |
Стандартная функция, актуализирующаяся в кризисных ситуациях |
Необходимый фактор привлечения инвестиций |
Показатели эффективности |
Прибыль в долговременном аспекте |
Развитие экономики и решение социальных проблем населения |
Участники процесса стратегического планирования |
Собственники и менеджмент компании |
Администрация и представители институализированных групп местного сообщества |
Большинство авторов видят в стратегическом планировании муниципального образования один из главных инструментов стратегического управления социально-экономическим развитием муниципального образования. «В экономической литературе стратегическое управление определяется как процесс формирования стратегии, ее реализации и контроля соответствия достигнутых результатов запланированным целям» [12].
Основными документами в сфере комплексного социально-экономического развития муниципального образования являются концепция и разрабатываемая на ее основе комплексная программа (стратегический план) социально-экономического развития. Может быть разработан и один обобщающий документ. В зависимости от поставленных задач стратегические планы бывают среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (до 10-15 лет). Чем глубже характер предстоящих перемен, тем на больший срок должен разрабатываться стратегический план, но и в долгосрочных программах важно выделять среднесрочную перспективу [4].
Механизмом реализации задач
социально-экономического развития всего
государства и отдельных
Стратегическое планирование в схеме развития муниципального образования предполагает разработку последовательности, технологию выполнения намеченных целей и задач, ориентированных на поддержание жизненного уровня населения, условий его проживания, его совершенствования и развития.
Исследователь В.Н. Правдюк
приводит методику стратегического
планирования муниципального образования,
графическая интерпретация
Рисунок 1 – Методика стратегического планирования МО
Как видно из данного рисунка, методика стратегического планирования муниципального образования опирается на предварительный анализ сложившейся экономической ситуации. Данный анализ проводится в виде определенной последовательности действий, которые представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Анализ экономической ситуации в МО
Следующим шагом стратегического
планирования, согласно научному исследованию
В.Н. Правдюка, выступает разработка
концепции стратегии
Рисунок 3 – Разработка концепции стратегии экономического развития
Далее следуют разработка непосредственно, самой стратегии экономического развития и программы экономического развития вместе с реализацией стратегических мероприятий. Графически последовательность этих направлений деятельности представлена в виде рисунка 4.
Рисунок 4 – Разработка стратегии и программы экономического развития
Таким образом, суть стратегического планирования состоит в определении приоритетной сферы хозяйственной деятельности с учетом факторов внешней среды и имеющихся ресурсов.
История применения стратегического подхода к планированию городского развития связана с растущей необходимостью интеграции разных сфер планирования. Комплексные генеральные планы на уровне городов появились уже в конце XIX века [17].
В России первые стратегические планы и программы развития городов появились в середине 1990-х гг. Первой была Стратегия развития Санкт-Петербурга до 2005 г. (разработана в 1997 г.). По оценкам специалистов Леонтьевского центра (Санкт-Петербург), в начале 2000-х гг. количество российских муниципальных образований, имевших документы стратегического характера или с элементами стратегий, оценивалось в 350. Сегодня это число ощутимо выросло, причем в процесс стратегического планирования «втянуты» практически все муниципалитеты – от крупных городов до районов и отдельных поселений [5].