Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:26, курсовая работа
Цель и задачи работы. Целью данной работы является совершенствование системы стратегического планирования на уровне муниципального образования. Достижение данной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:
изучение теоретических основ стратегического планирования муниципального образования;
анализ практической деятельности органов местного самоуправления по стратегическому планированию муниципального образования;
разработка предложений по совершенствованию системы стратегического планирования на муниципальном уровне.
Введение 3
1 Теоретические основы стратегического планирования муниципального образования 5
1.1 Сущность стратегического планирования муниципального образования 5
1.2 Содержание стратегического плана развития муниципального образования 10
1.3 Стратегическое планирование ресурсного обеспечения муниципального образования 15
2 Анализ стратегического планирования муниципального образования город-курорт Геленджик 18
2.1 Общая характеристика муниципального образования город-курорт Геленджик 18
2.2 Оценка перспектив социально-экономического развития муниципального образования город-курорт Геленджик 20
2.3 Характеристика ресурсного потенциала муниципального образования город-курорт Геленджик 25
3 Рекомендации по совершенствованию стратегического планирования муниципального образования город-курорт Геленджик 29
3.1 Пути совершенствования стратегического планирования муниципального образования город-курорт Геленджик 29
3.2 Инструменты повышения эффективности стратегического управления ресурсным потенциалом муниципального образования город-курорт Геленджик 35
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложение А 44
В настоящее время практически все регионы России формируют региональные (территориальные) стратегии развития в соответствии с общенациональной стратегией развития. Для этого принимаются соответствующие нормативно – правовые акты, регламентирующие данный вид деятельности. Однако, несмотря на их действие, муниципальные образования РФ зачастую сталкиваются с большими проблемами при разработке и реализации стратегических планов.
Одной из причин, приводящих к этому, является отсутствие четкого понимания того, что такое процесс стратегического планирования и что такое стратегический план, а также информационная изоляция и нехватка методических материалов, проблема статистического и аналитического обеспечения разработки стратегического плана.
Одним из направлений, способствующих пониманию руководством муниципалитетов, как и для чего составлять стратегии развития могла бы стать разработка четкого унифицированного механизма управления процессом стратегического планирования, который в общем виде можно изобразить в виде своеобразной пирамиды, представленной на рисунке 5, и использовать его смогли бы все муниципалитеты но, с одной оговоркой – с учетом особенностей каждого муниципального образования [17].
Рисунок 5 – Унифицированный механизм управления процессом
стратегического планирования (в разбивке на стадии и этапы)
Весь процесс при этом можно разделить на 4 линии деятельности, равно необходимые для успеха стратегического планирования: координация, разработка, экспертиза и продвижение (в дальнейшем КРЭП).
На каждом этапе стратегического планирования необходимы согласованные действия по всем направлениям [3].
Исключение составляет нулевой этап – этап инициации, когда только возникает идея и идет осознание необходимости разработки стратегического плана. Инициатива может исходить как изнутри самой администрации МО, так и извне, например, от представителей деловых кругов, общественности и т.д. В процессе обсуждения этой идеи появляется инициативная группа, состоящая из лиц активно заинтересованных в разработке стратегического плана, готовая принять на себя лидерство в этой деятельности и выполнять координирующую функцию по отношению к другим участникам процесс стратегического планирования. Эта группа выявляет внутри себя ответственных за обозначенные направления деятельности.
Таким образом, стратегический план муниципального образования – это комплексный документ, включающий в себя основные направления деятельности по развитию муниципального образования в соответствии с целями стратегии муниципального образования.
Процесс разработки стратегического плана включает в себя четыре основных направления деятельности: координация, разработка, экспертиза и продвижение.
Развитие любой локальной территории зависит от эффективности использования ее ресурсной базы, в связи с чем одной из важнейших задач органов местного самоуправления сегодня становится стратегическое планирование ресурсного обеспечения муниципального образования.
Под ресурсами муниципального образования нами понимается совокупность материальных, нематериальных и социально-трудовых возможностей территории муниципального образования, распоряжение которыми отнесено к муниципальной компетенции по Конституции и законодательству Российской Федерации [7].
В связи с новыми подходами к управлению ресурсами муниципальных образований меняется трактовка понятия «муниципальные ресурсы».
«Муниципальные ресурсы» — ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, причем традиционно под муниципальными ресурсами понимают только бюджетные ресурсы, так как они законодательно регламентированы, что не скажешь о других. С учетом этого, на наш взгляд, правильно говорить не «муниципальные ресурсы», а «ресурсный потенциал (ресурсы)», «ресурсное обеспечение территории муниципального образования», или, более упрощенно, «местные ресурсы».
Исходя из этого, под потенциалом муниципального образования понимается совокупность всех имеющихся в его границах ресурсов (совокупность средств и возможностей) — материальных и нематериальных, вовлеченных в процессы общественного производства, в том числе и не вовлеченных, которые используются для социально-экономического развития территории. Совершенно очевидно, что ресурсный потенциал муниципального образования — сложная система, состоящая из взаимосвязанных частей [7].
Управление эффективным использованием ресурсного потенциала муниципального образования должно осуществляться на основе разработки стратегического планирования этого процесса, иметь эволюционный, долгосрочный, равновесный, естественный и устойчивый характер и обязательно учитывать существующий опыт ресурсопользования. Графически этот процесс изображен на рисунке 6.
Рисунок 6 – Модель стратегического планирования ресурсного обеспечения муниципального образования
Базисом для разработки стратегии и формирования стратегического управления использованием ресурсного потенциала муниципального образования служат основные положения стратегии социально-экономического развития муниципального образования в целом, в соответствии с которыми разрабатываются и формируются направления использования ресурсного потенциала.
Предлагаемая модель стратегического управления ресурсным потенциалом муниципального образования представляет собой совокупность компонентов, образующих единый, целостный, непрерывный процесс управления использованием ресурсного потенциала в соответствии со стратегическими целями и приоритетами социально-экономического развития муниципального образования.
Таким образом, необходимость использования стратегического планирования на местном уровне подтверждается множеством факторов. Использование этого инструмента управления позволяет местным властям оценить потенциал и резервы муниципального образования, мобилизовать и наиболее эффективно распределить ресурсы в соответствии с целями управления, определить комплекс действий для их достижения.
Далее нами будет проведен анализ стратегического планирования муниципального образования город-курорт Геленджик.
Муниципальное образование город-курорт Геленджик – курорт федерального значения, расположен в 186 км от Краснодара. Расположено на юго-западе Краснодарского края, общая протяженность границы города – 251 км. Площадь всего муниципального образования – 122754 га, города Геленджика 1925 га. Протяженность береговой линии вдоль Черного моря (от г. Новороссийск до Туапсинского района) 102 км. Численность населения – около 95,3 тыс. чел. Средняя плотность населения – 77,7 человека на 1 км2. В состав городского округа включены город Геленджик (город краевого подчинения) и 20 сельских населенных пунктов, 7 из которых имеют курортную направленность и имеют выход к морю.
Городской округ город-курорт
Геленджик имеет следующее
Пшадский сельский округ (село Пшада, село Береговое, хутор Бетта, село Криница, село Михайловский Перевал, хутор Широкая Пшадская Щель) [20].
Экономика города характеризуется динамичным развитием всех ее отраслей. С 1998 года по 2008 год доходы в бюджеты всех уровней увеличились в 28 раз. Основными отраслями экономики города, формирующими бюджет курорта, являются строительство, курортно-туристский комплекс и транспортная отрасль.
Социально-экономическое развитие курорта характеризуется поступательным и динамичным развитием всех секторов экономики, ростом объема отгруженной продукции (работ, услуг) собственного производства почти во всех отраслях в действующих ценах, повышением доходов населения, ростом уровня занятости трудоспособного населения.
За 2012 год объем отгруженной продукции, выполненных работ и оказанных услуг составил порядка 16 690,4 млн. руб., темп роста составил 113,4% к уровню 2011 года, в том числе по отраслям:
связь – 199,5 млн. руб., темп роста – 101,6% [19].
Экономика муниципального образования город-курорт Геленджик представлена тремя секторами хозяйственной деятельности:
Основные показатели социально-экономического развития муниципального образования город-курорт Геленджик приведены в таблице 2.
Таблица 2 – Социально-экономические показатели МО г-к Геленджик по состоянию на 01.03.2013 [21].
Показатели |
Единица измерения |
Январь-февраль 2013 г. |
Январь-февраль 2012 г. |
Темп роста в % |
Территория |
км2 |
1227,5 |
1227,5 |
100,0 |
Плотность населения |
чел. на 1 км2 |
77,7 |
74,3 |
104,6 |
Численность населения |
тыс. чел. |
95,3 |
95,3 |
100,0 |
Численность населения, занятого в экономике |
тыс. чел. |
53,8 |
53,8 |
100,0 |
Уровень жизни населения |
||||
Денежные доходы населения: |
||||
всего |
тыс. руб. |
20746782 |
20269089 |
102,4 |
на душу населения |
руб. |
18133,6 |
17716 |
102,4 |
Среднемесячная зарплата в расчете на 1 работника: |
||||
Номинальная |
руб. |
21013 |
19805 |
106,1 |
Общая численность офиц. зарегистрированных безработных |
тыс. чел. |
0,292 |
0,337 |
86,6 |
Уровень безработицы |
% |
0,5 |
0,6 |
83,3 |
Таким образом, муниципальное образование город-курорт Геленджик сохраняет высокую динамику развития за счет мультипликативного эффекта основной градообразующей отрасли – санаторно-курортного и туристского комплекса.