Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:03, курсовая работа
Целью исследования является выявление основных принципов аргументации и различных факторов, которые судьи принимают во внимание при вынесении решения по данному делу.
Для достижения поставленных целей был очерчен следующий круг
задач:
- дать определение понятию «аргументация», её основным видам и
методам;
- опираясь на имеющуюся иерархию источников права в США и РФ,
изучить основные методы вынесения судебных решений и их место в правовой системе данных стран;
- определить пределы судейского усмотрения и толкования права
судами США и РФ;
Введение………………………………………………………………………..3-5
Глава 1: Аргументация, её виды и методы
1.1 Понятие аргументации……………….........................................................6-8
1.2 Виды аргументации……………………………………………………….9-16
Глава 2: Характерные черты и особенности аргументации судебных решений в США
2.1. Правовая аргументация судебных решений в США: общие принципы…......................................................................................................17-20
2.2. Пределы судейского усмотрения и толкования права судами США при разрешении дел………………………………………………………………21-23
Глава 3: Аргументация судебных решений в России: отличительные особенности
3.1. Правовая аргументация и мотивировка судебных решений в РФ……………………………………………………………………………..24-26
3.2. Пределы судейского усмотрения и толкования судами РФ при разрешении дел………………………………………………………………27-30
Заключение……………………………………………………………………31
Библиографический список…………………………………………………32-33
Данная классификация представлена в книге Шуйской Ю.В. «Аргументация в судебной риторике». Ознакомление с ней вызвало у меня несколько вопросов, которые я хотел бы рассмотреть здесь же. Мне не совсем понятен критерий, по которому выделены виды аргументации. Критерий, по которому можно сравнить дидактическую и научную аргументацию – роль личности в процессе аргументации, но тогда возникает закономерный вопрос о наличии в данной классификации диалектической аргументации, в которой участники дискуссии абсолютно равноправны, и точно определить роль конкретной личности мы просто не в состоянии.
Также, я не согласен с тем, что в процессе научной аргументации, аудитория всегда встанет на сторону учёного и не будет тех, кто захочет возразить. Если бы ситуация обстояла так, то наука скорее всего стояла бы на месте. Большинство открытий, совершённых великими умами человечества, потом было подвержено сомнениям, а некоторые и вовсе были удачно опровергнуты. Здесь мне представляется уместным сослаться на теорию фальсификации Карла Поппера, согласно которой научная теория не может быть принципиально неопровержимой. К.Р.Поппер в 1935 году сформулировал критерий научности теории. Теория является фальсифицируемой, если существует методологическая возможность её опровержения путём постановки эксперимента. Ещё интереснее данный вопрос мне представляется, если рассматривать дидактическую аргументацию. Шуйская Ю.В. считает, что в процессе дидактической аргументации, преподаватель прибегает к различным аргументам, объясняя ту или иную мысль. Эта мысль не может обсуждаться, она уже дана.7 С этим утверждением я в корне не согласен. В процессе обучения необходимо заставлять учеников мыслить. Они не должны следовать только тем шаблонам, которые даны в учебниках или тем, которые даёт преподаватель, насколько авторитетен бы он ни был. Особенно это касается гуманитарных наук. Мнение ученика зачастую может не совпадать с мнением его наставника и это совсем не значит, что ученик ошибается. Я считаю, что мысли, изречённые преподавателем не просто нужно, а даже необходимо оспаривать. В случае ошибки ученика в споре с преподавателем результатом спора станет лучшее усвоение материала и понимание рассматриваемой темы.
Недостатком данной классификации, как
и многих других, я считаю то, что
не выделяется вид юридической аргументации.
По моему мнению, его следует выделить,
и сейчас я собираюсь объяснить,
почему это необходимо сделать. Во-первых,
специфическую особенность
Правовой аргумент специфичен. Одним из первых, кто его исследовал, был Джон Уисдом. Он писал, что аргумент юриста – это не цепь демонстративного рассуждения. Это приведение и представление тех черт дела, которые одна к одной складываются в пользу заключения, в пользу того, чтобы дать ситуации именно то имя, которым он желает ее называть.
Доводы — это ножки стула, а не звенья цепи».8 В данной фразе не просто так выделен фрагмент «одна к одной складываются», этими словами подчёркивается, что при принятии решения принимается во внимание вся совокупность представленных доказательств, а не доказательства по отдельности.
Юридическая
аргументация не выделялась отдельно
и рассматривалась как
Хотелось бы отдельно выделить несколько моделей юридической аргументации. Первой моделью, которую мы будем рассматривать, является дедуктивная модель. Она мне представляется системой, в которой существуют существенные пробелы. Эта модель опирается на то, что решение каждого правового казуса следует из действующих норм. Эта модель больше похожа на идеальную, чем на действующую, потому что очень легко привести аргументы против неё. Например, указать на пробельность права, возможность конфликта норм, коллизии.10 Следующем моделью, которую необходимо выделить, является модель принятия решений, которая возникла как реакция на провал дедуктивной модели. В её основе лежит тезис, согласно которому в тех случаях, когда правовые критерии предоставляют судье достаточную свободу действия, он может выносить решение на основании внеправовых.11 Следующей является герменевтическая модель, которая хоть и не может заменить полностью теорию юридической аргументации, но представляет для неё существенную ценность. Эта модель позволяет рассматривать проблему с точки зрения участие человека, который интерпретирует норму. Четвёртой моделью является модель когерентности, базисом которой является идея системного единства. Последней моделью, которую хотелось бы выделить, является модель, разработанная Робертом Алекси, и называется она дискурсивной. Она возникла как реакция на слабости и пробелы тех моделей, которые были упомянуты выше.12 Существенным её преимуществом, по моему мнению, является то, что предоставляется возможность обсуждать и рассматривать различные вопросы с точки зрения практического применения. Автор согласен с плюсами и минусами существующих моделей и считает, что дальнейшее совершенствование каждой из них необходимо для развития юридической науки. Все вместе они хорошо дополняют друг друга и перекрывают минусы друг друга.
В конце
данной главы мне хотелось бы представить
свою классификацию видов
Приведённая выше авторская классификация не претендует на то,
чтобы быть исчерпывающей, но я считаю, что критерий, выделенный автором, является достаточно универсальным для составления классификации.
Несмотря
на то, что теория аргументации берёт
своё начало в эпоху античности,
она до сих пор совершенствуется
и дополняется новыми элементами.
Существуют разные формулировки термина
«аргументация», каждая из которых
имеет право на жизнь, и существуют
определённые доводы в пользу каждой
из них. Также, существует множество
вариантов классификаций видов
аргументации. Здесь необходимо отметить
сложность составления
Теперь хотелось бы перейти к содержанию судебных решений и той аргументации, которая содержится в них. Первой страной, опыт которой мы рассмотрим, будет США.
Глава
2: Характерные черты и
2.1. Правовая аргументация судебных решений в США: общие принципы.
В данной части моей работы хотелось бы подробнее обратиться к принципам, на которых базируется аргументация судебных решений в Соединённых Штатах Америки.
Хотелось бы объяснить, почему я решил начать с США, несмотря на то, что в моей работе фигурирует и Россия. Основным объектом, на который направлено моё исследование, является судебное решение. Общеизвестно, что в США гораздо большее значение придаётся деятельности судов, чем в Российской Федерации. Этот аспект является далеко не единственным, но мне кажется, что он наиболее ярко отражает, почему я начал именно с Америки.
Первым
из принципов правовой аргументации
в США хотелось бы выделить широкое
использование судебного
Последним принципом аргументации, который хотелось бы здесь выделить, является вынесение аргумента на основании сопоставление нескольких частей текста. Данные аргументы называются контекстно-гармонизирующими. Этот подход является традиционным, что довольно часто помогает обеспечить успех аргументации, которая на нём основывается. В качестве наглядного примера для рассмотрения данного вида аргументации хотелось бы обратиться к делу «Бойд против США»17 Это дело примечательно тем, что здесь решение суда базировалось на сопоставлении Четвёртой и Пятой поправок к Конституции США, несмотря на то, что напрямую необходимых для вынесения решения норм в них не содержалось. Принятию решений помог структурный анализ двух поправок и расширительное толкование, применённое судом. Стоит отметить, что до этого дела Верховный суд США толковал конституцию довольно узко, а для решения рассматриваемого кейса пришлось отойти от буквального толкования.
В данной главе были выделены отнюдь не все принципы, на которых базируется аргументация судов США, но те, которые были отмечены, автор счёл наиболее важными. Из содержания главы видно, что не существует такого универсального принципа, используя который можно было бы решать все дела. Особенно любопытной деталью, по моему мнению, является существование такого принципа, который позволяет обосновывать прямо противоположные суждения.
Последним принципом аргументации, который был выделен в данной главе, было вынесение аргумента на основании сопоставления нескольких частей текста. Один из самых известных судей Верховного Суда США Джон Маршалл тоже частенько прибегал к подобной аргументации. В одном из своих высказываний он сформулировал основные полномочия судей при разрешении дел, определив пределы судейского усмотрения. К рассмотрению данной проблемы хотелось бы перейти в следующей части моей работы.
2.2. Пределы
судейского усмотрения и
В начале
данной части моей работы хотелось
бы рассмотреть взаимосвязь
Сразу же
хотелось бы подчеркнуть, что очень
важным является то, что социологический
подход к праву является доминирующим
в США. Я это выделил сразу
из-за того, что позитивисты вкладывают
в оба понятия совсем иной смысл,
а сторонники теории естественного
права попросту отрицают существование
судейского усмотрения. Для сторонников
естественного права судьи
Информация о работе Аргументация судебных решений в США и РФ