Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 23:04, курсовая работа
Задачами курсовой работы являются изучения вопросов о структуре и принципах деятельности, о законодательном регулировании прокуратуры Российской Федерации. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности органов прокуратуры Российской Федерации. Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность прокуратуры Российской Федерации. Цель курсовой работы - комплексное изучение правовых основ деятельности прокуратуры Российской Федерации
Введение
1 глава. Правовые основы деят-ти прокуратуры РФ.
1. Конституционные основы деятельности прокуратуры.
2. ФЗ " О прокуратуре РФ".
2 глава. Прокуратура РФ. Ее система и полномочия.
1. Система и структура органов прокуратуры РФ.
2. Принципы организации деят-ти. Надзор за исполнение законов и соблюдением Конституции.
Заключение
Список исп литературы
План:
ВВедение
1 глава. Правовые основы деят-ти прокуратуры РФ.
1. Конституционные основы деятельности прокуратуры.
2. ФЗ " О прокуратуре РФ".
2 глава. Прокуратура РФ. Ее система и полномочия.
1. Система и структура органов прокуратуры РФ.
2. Принципы организации деят-ти. Надзор за исполнение законов и соблюдением Конституции.
Заключение
Список исп лит-ры
введение
Конституция Российской Федерации - Основной Закон нашего государства, в главе 2 не только законодательно закрепляет права и свободы человека и гражданина, но и определяет, что их защита является обязанностью государства. Это общее правило обязывает государство различными правовыми средствами обеспечивать защиту конституционных прав и свобод, осуществлять их регулирование. Гарантом прав и свобод выступает Президент России. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства Российской Федерации. Эта функция составляет главное назначение судебной системы, то есть в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти. Проведение этой многоаспектной деятельности требует наличия в государстве определенных структур, органов, которые осуществляли бы постоянный контроль и надзор за исполнением законов, иных нормативных актов, а также соблюдением Конституции РФ. Одним из таких правозащитных для российской правовой системы механизмов (органов) была и остается прокуратура, осуществляющая надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории.
Правовое
государство немыслимо без
Поэтому
одной из основных проблем является
совершенствование системы
Безусловно, значительное место в системе защиты прав и свобод человека и гражданина занимает судебная защита, тем не менее, государственная защита прав граждан включает в себя функционирование и внесудебного правозащитного механизма, в котором существенную роль играет прокуратура Российской Федерации.
Ежегодно в органы прокуратуры Российской Федерации с жалобами обращается около 2 млн. граждан и в каждом пятом случае по ним принимаются меры прокурорского реагирования.
Таким образом,
развитие системы защиты прав и свобод
человека и гражданина предполагает
совершенствование
Задачами
курсовой работы являются изучения вопросов
о структуре и принципах
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность прокуратуры Российской Федерации.
Цель курсовой работы - комплексное изучение правовых основ деятельности прокуратуры Российской Федерации
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.
1 глава. Правовые основы деят-ти прокуратуры РФ.
1. Конституционные основы деятельности прокуратуры.
2.1 Конституционные основы
Прокуратура Российской Федерации - — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»[1]. Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти, хотя в Конституции Российской Федерации находится в главе «Судебная власть».
Конституционные основы построения и деятельности прокуратуры находят свою реализацию в Федеральном законе от 17 января 1992 года "О прокуратуре Российской Федерации" с изменениями и дополнениями Прокуратура Российской Федерации, в соответствии с упомянутым законом, помимо надзора, выполняет и иные функции, установленные федеральными законами, например, осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью; в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвует в рассмотрении дел судами, опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
Надзор за исполнением законов в Российской Федерации представляет собой закономерно и в силу внутренней потребности возникший один из основных видов государственной деятельности и осуществляется он специальным органом, отличающимся по своему правовому статусу, системе построения, структуре, предмету, методу, задачам и целям деятельности, называемым «прокуратурой» и имеющим все признаки органа государственной власти. И данное явление в современной правовой системе Российской Федерации, хотя и не вписывается в идею разделения власти, воспринятой в странах передовой демократии Запада, не является регрессивным и реакционным, а, наоборот, служит прогрессивным фактором, приводящим в активное и постоянное движение все ее демократические механизмы с учетом специфики России.
Из изложенного вытекает бесспорно, что прокурорский надзор в Российской Федерации представляет собой отдельный и самостоятельный вид основной (конституционной) деятельности государственной власти:
- осуществляемый в целях охраны
и защиты законности как одной
из составляющих основы
- проводимый во всех сферах
общественных отношений,
Если учесть все изложенное, то
конституционная «
Научные исследования и прокурорская
практика свидетельствуют, что закрепленный
в действующей Конституции РФ
статус прокуратуры не соответствует
ее фактическому месту и роли в
системе государственно - правовых
институтов. В ст. 129 Конституции
лишь в самых общих чертах определен
статус прокуратуры с указанием
на то, что она является централизованной
системой, организация и порядок
деятельности которой определяются
федеральным законом. Практика показала,
что такого определения явно недостаточно
для всестороннего и
Более того, однозначно признано, что
помещение в Конституции ст. 129
о прокуратуре в разделе "Судебная
власть" является явно ошибочным
и приводит к ненужным дискуссиям
о взаимоотношениях прокуратуры
с судебной властью. Вполне очевидно,
что прокуратура не является механизмом
судебной власти, ибо она не осуществляет
правосудия, ее полномочия совершенно
не укладываются в прерогативы судебной
власти; прокуратура - самостоятельный
государственный орган, основной функцией
которого является надзор за соблюдением
Конституции и исполнением
Концептуальный характер этого вопроса, непосредственно связанного с новым определением статуса прокуратуры на ближайшую перспективу, с учетом реально происходящих процессов в обществе, диктует острую необходимость введения в Конституцию РФ новой главы с названием "Прокурорский надзор" Викторов И. Прокуратура: статус на рубеже тысячелетий// Законность. 2000. № 1..
Внесение изменений в
Без конституционного закрепления компетенции прокуратуры по большому счету становятся беспочвенными дискуссии о правильном законодательном определении ее функций, даже по отношению к действующей Конституции РФ, наделившей систему прокуратуры качеством централизма, в Уголовно- процессуальном Кодексе РФ тем не менее обнаруживается несоответствие этому принципу, заключающееся в лишении возможности вышестоящего прокурора пересмотреть решение нижестоящего в судебной стадии уголовного процесса. Централизм в системе предполагает безусловную возможность центра реализовать свою волю через все звенья (структурные элементы) системы вопреки мнению последних. Применительно к прокуратуре это означает возможность Генерального прокурора и иного вышестоящего прокурора на пересмотр решений нижестоящего независимо от того, в какой области протекает деятельность прокуратуры, в том числе и в области судебной стадии уголовного процесса, что отнюдь не является отступлением от принципа равноправия сторон в состязательном судебном процессе, ибо принятие иного решения вышестоящим звеном прокуратуры происходит здесь в рамках внутренней регламентации компетенции самой системы прокуратуры, не вмешиваясь в функцию суда и защиты.
Безусловно, отсутствие у прокуратуры правовых механизмов на инициирование процедуры пересмотра вступивших а законную силу незаконных оправдательных и несправедлива мягких приговоров судов, а также на принесение собственного представления вышестоящим прокурором вопреки мнению нижестоящего, выполнившего роль гособвинителя, является нонсенсом в новом уголовно-процессуальном законодательстве России, обусловленным конституционной неопределенностью статуса прокуратуры России и требующим своего разрешения в будущем Амирбеков К.И. Проблемы конституционности правового статуса прокуратуры России в судебных стадиях уголовного процесса // Конституционное и муниципальное право. 2002. №4 С. 31-32..
Изложенные выше основные, положения
позволяют сделать однозначный
вывод о том, что в современных
условиях правовой, социально - экономической
и политической ситуации в стране
необходимо не только сохранение, но и
кардинальное укрепление с одновременным
расширением в законодательном
порядке правового статуса
2. ФЗ " О прокуратуре РФ".
Организация и порядок деятельности
прокуратуры РФ и полномочия прокуроров
определяются Конституцией РФ (ст. 129),
Федеральным законом «О прокуратуре
Российской Федерации» и другими
федеральными законами, международными
договорами Российской Федерации. На прокуратуру
не может быть возложено выполнение функций,
не предусмотренных федеральными законами.
Органы прокуратуры
Этим задачам соответствует
статус прокуроров и следователей,
которые не могут быть членами
выборных и иных органов, образуемых
органами государственной власти и
органами местного самоуправления. Они
не могут являться членами общественных
объединений, преследующих политические
цели, и принимать участие в
их деятельности. Создание и деятельность
общественных объединений, преследующих
политические цели, и их организаций
в органах и учреждениях