Деятельность прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 23:04, курсовая работа

Описание работы

Задачами курсовой работы являются изучения вопросов о структуре и принципах деятельности, о законодательном регулировании прокуратуры Российской Федерации. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности органов прокуратуры Российской Федерации. Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность прокуратуры Российской Федерации. Цель курсовой работы - комплексное изучение правовых основ деятельности прокуратуры Российской Федерации

Содержание работы

Введение
1 глава. Правовые основы деят-ти прокуратуры РФ.
1. Конституционные основы деятельности прокуратуры.
2. ФЗ " О прокуратуре РФ".
2 глава. Прокуратура РФ. Ее система и полномочия.
1. Система и структура органов прокуратуры РФ.
2. Принципы организации деят-ти. Надзор за исполнение законов и соблюдением Конституции.
Заключение
Список исп литературы

Файлы: 1 файл

ПланКонституционно-правовые основы деятельности прокуратуры.docx

— 59.86 Кб (Скачать файл)

План:

ВВедение

1 глава. Правовые основы  деят-ти прокуратуры РФ.

1. Конституционные основы  деятельности прокуратуры.

2. ФЗ " О прокуратуре  РФ".

2 глава. Прокуратура РФ. Ее система и полномочия.

1. Система и структура  органов прокуратуры РФ.

2. Принципы организации  деят-ти. Надзор за исполнение законов и соблюдением Конституции.

Заключение

Список исп лит-ры

 

 
введение

 

Конституция Российской Федерации - Основной Закон  нашего государства, в главе 2 не только законодательно закрепляет права и  свободы человека и гражданина, но и определяет, что их защита является обязанностью государства. Это общее  правило обязывает государство  различными правовыми средствами обеспечивать защиту конституционных прав и свобод, осуществлять их регулирование. Гарантом прав и свобод выступает Президент  России. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства  Российской Федерации. Эта функция  составляет главное назначение судебной системы, то есть в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной  власти. Проведение этой многоаспектной деятельности требует наличия в государстве определенных структур, органов, которые осуществляли бы постоянный контроль и надзор за исполнением законов, иных нормативных актов, а также соблюдением Конституции РФ. Одним из таких правозащитных для российской правовой системы механизмов (органов) была и остается прокуратура, осуществляющая надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории.

Правовое  государство немыслимо без полного  признания прав человека и становления  эффективной системы гарантий их защиты. Содержание и смысл взаимоотношений  индивида и государства определяются не только объемом прав и свобод, но и уровнем их обеспечения и  защиты.

Поэтому одной из основных проблем является совершенствование системы защиты прав и свобод человека и гражданина, а также отдельных ее элементов.

Безусловно, значительное место в системе  защиты прав и свобод человека и  гражданина занимает судебная защита, тем не менее, государственная защита прав граждан включает в себя функционирование и внесудебного правозащитного механизма, в котором существенную роль играет прокуратура Российской Федерации.

Ежегодно  в органы прокуратуры Российской Федерации с жалобами обращается около 2 млн. граждан и в каждом пятом случае по ним принимаются  меры прокурорского реагирования.

Таким образом, развитие системы защиты прав и свобод человека и гражданина предполагает совершенствование правозащитной  деятельности составных элементов  данной системы, в т.ч. российской прокуратуры.

Задачами  курсовой работы являются изучения вопросов о структуре и принципах деятельности, о законодательном регулировании  прокуратуры Российской Федерации.

Объектом  исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.

Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность прокуратуры  Российской Федерации.

Цель  курсовой работы - комплексное изучение правовых основ деятельности прокуратуры  Российской Федерации

Курсовая  работа состоит из введения, двух глав и заключения.

 

 

1 глава. Правовые основы  деят-ти прокуратуры РФ.

1. Конституционные основы  деятельности прокуратуры.

 

2.1 Конституционные основы деятельности  прокуратуры

Прокуратура Российской Федерации - — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»[1]. Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти, хотя в Конституции Российской Федерации находится в главе «Судебная власть».

Конституционные основы построения и  деятельности прокуратуры находят  свою реализацию в Федеральном законе от 17 января 1992 года "О прокуратуре  Российской Федерации" с изменениями  и дополнениями Прокуратура Российской Федерации, в соответствии с упомянутым законом, помимо надзора, выполняет  и иные функции, установленные федеральными законами, например, осуществляет уголовное  преследование в соответствии с  полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью; в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвует в рассмотрении дел судами, опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Надзор за исполнением законов  в Российской Федерации представляет собой закономерно и в силу внутренней потребности возникший  один из основных видов государственной  деятельности и осуществляется он специальным  органом, отличающимся по своему правовому  статусу, системе построения, структуре, предмету, методу, задачам и целям  деятельности, называемым «прокуратурой» и имеющим все признаки органа государственной власти. И данное явление в современной правовой системе Российской Федерации, хотя и не вписывается в идею разделения власти, воспринятой в странах передовой демократии Запада, не является регрессивным и реакционным, а, наоборот, служит прогрессивным фактором, приводящим в активное и постоянное движение все ее демократические механизмы с учетом специфики России.

Из изложенного вытекает бесспорно, что прокурорский надзор в Российской Федерации представляет собой отдельный и самостоятельный вид основной (конституционной) деятельности государственной власти:

- осуществляемый в целях охраны  и защиты законности как одной  из составляющих основы конституционного  строя Российской Федерации, без  вмешательства во внутренние  функции правоприменяющих субъектов, специально созданным органом государственной власти, имеющим специфические полномочия и не входящим ни в президентскую и ни в одну из трех ветвей власти;

- проводимый во всех сферах  общественных отношений, урегулированных  правом, и во всех стадиях процесса  государственного преследования  правонарушения - от поиска и обнаружения  его до привлечения правонарушителя  к законной ответственности, независимо  от вида правонарушения и вида  юридической ответственности, включая  процесс предупреждения нарушения  законности (в т.ч. и преступности), устранения их последствий Будаев К. Прокуратура и конституционные, уставные суды субъектов РФ// Законность. 2000. №9. С. 3-4..

Если учесть все изложенное, то конституционная «бесфункциональность» прокуратуры выступает в настоящее время как нарушение конституционной законности, вызванной недостатками самой Конституции 1993 г. Ведь простое указание в ст. 129 Конституции РФ того, что «прокуратура - это централизованная система», включенная в главу «Судебная власть» без определения ее предназначения, не создает и не повышает конституционности ее деятельности, хотя фактически она должна быть вполне конституционной Амирбеков К.И. Конституционные основы деятельности прокуратуры Российской Федерации // Актуальные проблемы прокурорского надзора. Сборник статей. Выпуск 5. ИПК РК ГК - М., 2001. С. 21-24..

Научные исследования и прокурорская практика свидетельствуют, что закрепленный в действующей Конституции РФ статус прокуратуры не соответствует  ее фактическому месту и роли в  системе государственно - правовых институтов. В ст. 129 Конституции  лишь в самых общих чертах определен  статус прокуратуры с указанием  на то, что она является централизованной системой, организация и порядок  деятельности которой определяются федеральным законом. Практика показала, что такого определения явно недостаточно для всестороннего и полномасштабного раскрытия роли прокуратуры в  государственном механизме России.

Более того, однозначно признано, что  помещение в Конституции ст. 129 о прокуратуре в разделе "Судебная власть" является явно ошибочным  и приводит к ненужным дискуссиям о взаимоотношениях прокуратуры  с судебной властью. Вполне очевидно, что прокуратура не является механизмом судебной власти, ибо она не осуществляет правосудия, ее полномочия совершенно не укладываются в прерогативы судебной власти; прокуратура - самостоятельный  государственный орган, основной функцией которого является надзор за соблюдением  Конституции и исполнением законов  на территории РФ.

Концептуальный характер этого  вопроса, непосредственно связанного с новым определением статуса  прокуратуры на ближайшую перспективу, с учетом реально происходящих процессов  в обществе, диктует острую необходимость  введения в Конституцию РФ новой  главы с названием "Прокурорский надзор" Викторов И. Прокуратура: статус на рубеже тысячелетий// Законность. 2000. № 1..

Внесение изменений в Конституцию  РФ -- вопрос времени. При этом обязательно следует учесть, что в Конституции должно быть указано, что прокуратура РФ осуществляет функцию охраны законности и призвана обеспечить ее единство на всей территории РФ независимо от местных или ведомственных особенностей путем выявления и преследования от имени государства нарушений и нарушителей законов, действующих на территории РФ, а также путем оценки соответствия законам и опротестования незаконных нормативных и правоприменительных актов Чуглазов Г. Прокуратура в системе органов государственной власти// Законность. 2003. № 2. С. 30-32..

Без конституционного закрепления  компетенции прокуратуры по большому счету становятся беспочвенными  дискуссии о правильном законодательном  определении ее функций, даже по отношению  к действующей Конституции РФ, наделившей систему прокуратуры  качеством централизма, в Уголовно- процессуальном Кодексе РФ тем не менее обнаруживается несоответствие этому принципу, заключающееся в лишении возможности вышестоящего прокурора пересмотреть решение нижестоящего в судебной стадии уголовного процесса. Централизм в системе предполагает безусловную возможность центра реализовать свою волю через все звенья (структурные элементы) системы вопреки мнению последних. Применительно к прокуратуре это означает возможность Генерального прокурора и иного вышестоящего прокурора на пересмотр решений нижестоящего независимо от того, в какой области протекает деятельность прокуратуры, в том числе и в области судебной стадии уголовного процесса, что отнюдь не является отступлением от принципа равноправия сторон в состязательном судебном процессе, ибо принятие иного решения вышестоящим звеном прокуратуры происходит здесь в рамках внутренней регламентации компетенции самой системы прокуратуры, не вмешиваясь в функцию суда и защиты.

Безусловно, отсутствие у прокуратуры  правовых механизмов на инициирование  процедуры пересмотра вступивших а законную силу незаконных оправдательных и несправедлива мягких приговоров судов, а также на принесение собственного представления вышестоящим прокурором вопреки мнению нижестоящего, выполнившего роль гособвинителя, является нонсенсом в новом уголовно-процессуальном законодательстве России, обусловленным конституционной неопределенностью статуса прокуратуры России и требующим своего разрешения в будущем Амирбеков К.И. Проблемы конституционности правового статуса прокуратуры России в судебных стадиях уголовного процесса // Конституционное и муниципальное право. 2002. №4 С. 31-32..

Изложенные выше основные, положения  позволяют сделать однозначный  вывод о том, что в современных  условиях правовой, социально - экономической  и политической ситуации в стране необходимо не только сохранение, но и  кардинальное укрепление с одновременным  расширением в законодательном  порядке правового статуса прокуратуры  РФ как многофункционального органа в системе государственно - правовых институтов РФ, осуществляющего от имени государства надзор за соблюдением  Конституции РФ, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнением законодательства, а также координирующего деятельность правоохранительных и иных органов по борьбе с правонарушениями и преступностью.

 

 

 

2. ФЗ " О прокуратуре  РФ".

 
Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ (ст. 129), Федеральным законом «О прокуратуре  Российской Федерации» и другими  федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. На прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.

Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в  строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации  законами. Они действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

Этим задачам соответствует  статус прокуроров и следователей, которые не могут быть членами  выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и  органами местного самоуправления. Они  не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в  их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций  в органах и учреждениях прокуратуры  не допускаются. Прокуроры и следователи  в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений и не вправе совмещать  свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной  деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Информация о работе Деятельность прокуратуры