Формирование муниципального имущества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:11, контрольная работа

Описание работы

Анализ этих актов позволяет выделить административный и гражданско-правовые способы формирования муниципальной собственности. Административный порядок предполагает волю одной стороны – государства и реализуется при издании акта органа государственной власти. Гражданско-правовой способ основывается на переходе прав на объекты собственности путём заключения гражданско-правовых договоров и сделок. Муниципальное образование вправе заключать их с другими субъектами гражданских прав. В этом случае учитывается воля обеих сторон, что ставит органы местного самоуправления в равное положение с контрагентом.

Содержание работы

1. Правовые основы формирования муниципального имущества 3
2. Материально-финансовые основы муниципального хозяйства 8
3. Направления формирования муниципального имущества 11
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Формирование муниципального имущества.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

Содержание 

1. Правовые основы формирования муниципального имущества

 

     Право муниципальной формы собственности, закреплённой в ст. 8 Конституции  РФ, возникает из оснований, предусмотренных  целым рядом законодательных и иных правовых актов.

     Анализ  этих актов позволяет выделить административный и гражданско-правовые способы формирования муниципальной собственности. Административный порядок предполагает волю одной стороны – государства и реализуется при издании акта органа государственной власти. Гражданско-правовой способ основывается на переходе прав на объекты собственности путём заключения гражданско-правовых договоров и сделок. Муниципальное образование вправе заключать их с другими субъектами гражданских прав. В этом случае учитывается воля обеих сторон, что ставит органы местного самоуправления в равное положение с контрагентом.

     Более детальное закрепление способов формирования муниципальной собственности  происходит на уровне субъектов РФ. В качестве примера можно привести Закон Московской области «Об общих принципах формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью в Московской области». В нём закрепляются следующие способы формирования муниципальной собственности:

     1) путем взимания налогов и иных  обязательных платежей, подлежащих зачислению в местный бюджет, внебюджетные фонды и валютный фонд;

     2) путем приобретения имущества  на основании договора купли-продажи,  мены, дарения или иной сделки, предусмотренной действующим законодательством  РФ;

     3) при разграничении государственной  собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность субъектов федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством РФ и Московской области;

     4) при передаче объектов федеральной собственности в муниципальную собственность в порядке, устанавливаемом федеральным законом;

     5) при передаче объектов государственной  собственности Московской области  в муниципальную собственность  в порядке, установленном настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с настоящим Законом;

     6) при разграничении муниципальной  собственности в случае, если  в границах территории одного  муниципального образования имеются  другие муниципальные образования;

     7) при объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований;

     8) путем получения продукции, плодов, доходов в результате использования  муниципальной собственности;

     9) по иным основаниям, предусмотренным  действующим законодательством.

     В качестве примера иного основания  можно привести в пример статью 225 ГК РФ, регулирующую правовые отношения, связанные с приобретением права собственности на бесхозяйные вещи. Пункт 3 этой статьи определяет особые правила для приобретения в собственность бесхозяйных недвижимых вещей. Они сначала должны быть взяты на государственный учет по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Значение этого акта заключается в том, чтобы по истечении года с момента взятия на учет данное недвижимое имущество могло по решению суда перейти в муниципальную собственность. До решения суда право собственности сохраняется за оставившим его лицом и оно может взять его во владение.

     Такое имущество может быть приобретено  в этот период и по приобретательной давности. Следовательно, в законе установлен определенный период времени, в течение которого бесхозяйная недвижимая вещь может вернуться к собственнику или перейти к другим лицам по приобретательной давности. Только по истечении этого периода суд по иску органа, управомоченного управлять муниципальным имуществом, признает бесхозяйное недвижимое имущество муниципальной собственностью.

     В развитие федеральных законодательных  актов и законодательных актов  субъектов РФ органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают решения о составе муниципальной собственности, порядке ее приобретения и отчуждения; о ведении реестров муниципальной собственности; о хранении документов, подтверждающих право муниципальной собственности; о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий, учреждений; об осуществлении контроля за эффективностью использования и сохранностью муниципальной собственности и многое другое. При этом установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью является исключительной компетенцией представительных органов местного самоуправления.

     В соответствии со статьей 66 «Муниципальное имущество» устава города Бийска, в собственности муниципального образования может находиться:

     1) имущество, предназначенное для  решения вопросов местного значения, указанное в части 2 настоящей  статьи;

     2) имущество, предназначенное для  осуществления отдельных переданных  государственных полномочий в  случаях, установленных федеральными  законами и законами Алтайского края;

     3) имущество, предназначенное для  обеспечения деятельности органов  и должностных лиц местного  самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий  и учреждений в соответствии  с нормативными актами Думы  города.

     К имуществу, предназначенному для решения  вопросов местного значения, может относиться:

     1) имущество, предназначенное для  электро-, тепло-, газо- и водоснабжения  населения, водоотведения, снабжения  населения топливом, для освещения  улиц города;

     2) автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах города, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

     3) жилищный фонд социального использования  для обеспечения малоимущих граждан,  проживающих в городе и нуждающихся  в улучшении жилищных условий,  жилыми помещениями на условиях  договора социального найма, а  также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

     4) пассажирский транспорт и другое  имущество, предназначенные для  транспортного обслуживания населения  в границах города;

     5) имущество, предназначенное для  предупреждения и ликвидации  последствий чрезвычайных ситуаций в границах города;

     6) объекты, а также пожарное оборудование  и снаряжение, предназначенные для  обеспечения первичных мер по  тушению пожаров;

     7) библиотеки;

     8) имущество, предназначенное для  организации досуга и обеспечения  жителей города услугами организаций культуры;

     9) объекты культурного наследия (памятники  истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенные в границах  города;

     10) имущество, предназначенное для  развития на территории города  массовой физической культуры и спорта;

     11) имущество, предназначенное для  организации благоустройства и  озеленения территории города, в  том числе для обустройства  мест общего пользования и  мест массового отдыха населения;

     12) имущество, предназначенное для  сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

     13) имущество, включая земельные  участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

     14) имущество, предназначенное для  официального опубликования (обнародования)  муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

     15) земельные участки, отнесенные  к муниципальной собственности  города в соответствии с федеральными  законами;

     16) обособленные водные объекты  на территории города;

     17) леса, расположенные в границах  города;

     18) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории города;

     19) имущество, предназначенное для  организации и осуществления  экологического контроля;

     20) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории города муниципальной милицией;

     21) имущество, предназначенное для  обеспечения общедоступного и  бесплатного дошкольного, начального  общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

     22) имущество, предназначенное для  оказания на территории города  скорой медицинской помощи (за  исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

     23) имущество, предназначенное для  утилизации и переработки бытовых  и промышленных отходов;

     24) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов.

     От  имени муниципального образования  права собственника осуществляют органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.

     Право муниципальной собственности прекращается в случае гибели или уничтожения  имущества; при отчуждении имущества  другим лицам, в том числе при  приватизации; в порядке разграничения  муниципальной собственности; путем  обращения взыскания на имущество по обязательствам муниципального образования в порядке, предусмотренном законом РФ или договором; по иным основаниям, предусмотренным законами РФ.

2. Материально-финансовые основы муниципального хозяйства

 

     В законе четко определены источники  доходов местных бюджетов, в него зачисляются местные налоги и сборы, а также доходы от налогов и других финансовых источников, предусмотренные законодательством России о налогообложении.

     Расходы бюджета района осуществляются за счет их доходов, а также дотаций и субвенций, полученных из бюджета города. Местная администрация может увеличивать, исходя из имеющихся средств, нормы расходов на содержание  жилищно-коммунального хозяйства, учреждения здравоохранения,  органов правопорядка и т.п.  Они вправе устанавливать дополнительные льготы и пособия для  отдельных категорий граждан,  нуждающихся в социальной защите.  Свободные средства местная администрация может вкладывать в акции,  ценные бумаги и т.д. Финансовые ресурсы местной администрации могут быть на договорной  основе объединены со средствами предприятий,  учреждений, организаций и граждан для финансирования  строительства,  ремонта  и содержания объектов социальной и производственной инфраструктуры.

     Финансовые  ресурсы местного самоуправления включают в себя и внебюджетные фонды, в которых аккумулируются дополнительные доходы, полученные за счет осуществления организованных местной администрации мероприятий по решению экономических и социальных проблем. К ним относятся:

  • добровольные взносы и пожертвования граждан, предприятий, учреждений, организаций;
  • штрафы, взимаемые за получение предприятиями и организациями необоснованной прибыли (доходов), за завышение цен (тарифов) на продукцию (работа, услуги);
  • штрафы за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранительного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежи, компенсирующие нанесенный ущерб. Сумма этих штрафов и платежей используются на проведение природоохранительных и оздоровительных мероприятий;
  • штрафы за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия;
  • штрафы за административные правонарушения, совершенные на территории местной администрации;
  • доходы от реализации бесхозного и конфискованного имущества.

Информация о работе Формирование муниципального имущества