Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Рассмотрена история развития местного самоуправления в России;
2. Проанализированы формы участия граждан города в местном самоуправлении;
3. Сформированы предложения по активизации участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Местное самоуправление как форма непосредственного осуществления народовластия…………………………………………….5
1.1 Теории местного самоуправления и история развития местного самоуправления в России…………………………………..…......……….....5
1.2 Понятие и признаки местного самоуправления.................................7
1.3 Основные тенденции становления и развития местного самоуправления в России на современном этапе..........................................10
Глава 2. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления.............................................................................13
2.1 Местный референдум...........................................................................15
2.2 Муниципальные выборы.....................................................................18
2.3 Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления..........................23
2.4 Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования......................26
2.5 Сход граждан и правотворческая инициатива граждан..................27
2.6 Территориальное общественное самоуправление...........................29
2.7 Собрание и конференция граждан....................................................32
Глава 3. Предложения по активизации участия населения в осуществлении местного самоуправления................................................35
Заключение..................................................................................................38
Библиографический список.......................................................................40

Файлы: 1 файл

Курсовая МУ.docx

— 86.60 Кб (Скачать файл)

В случае отсутствия нормативного правового  акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок  реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляется в соответствии Федеральным законом "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации". 
Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.

В случае если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта  муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

2.6 Территориальное общественное самоуправление.

Территориальное общественное самоуправление - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах определенных территорий проживания граждан. Это подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Органы  территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа. Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

Собрание  граждан по вопросам организации  и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Органы  территориального общественного самоуправления представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории. Также обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан и могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета. Они вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

В Федеральном  законе "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закреплен перечень требований, предъявляемых к уставу территориального общественного самоуправления. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа.

2.7 Собрание и конференция граждан.

Собрание граждан.

Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан12.

Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления. Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом или главой муниципального образования.

Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом в порядке, установленном уставом муниципального образования. Как правило, такое собрание назначается представительным органом в течение определенного срока после поступления письменного заявления, подписанного группой граждан, проживающих на соответствующей части территории муниципального образования и обладающих избирательным правом.

Дата проведения собрания граждан согласовывается с его инициаторами. Срок между поступлением заявления о проведении собрания и его проведением не должен превышать определенного срока (обычно - месяц).

Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется его уставом.

Собрание граждан может принимать обращения к органам и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами и должностными лицами местного самоуправления. 
Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.

Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются Федеральным законом "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа, уставом территориального общественного самоуправления.

 

Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию). 

Конференция граждан (собрание делегатов).

В случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов)13.

Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа, уставом территориального общественного самоуправления. 
Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 Глава 3. Предложения по активизации участия населения в осуществлении местного самоуправления

В Послании Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 года президент РФ отметил: «Необходимо преодолеть широко распространенное представление о том, что все существующие проблемы должно решить государство или кто-то еще, но только не каждый из нас на своем месте». «Поднять Россию на новую, более высокую ступень развития цивилизации» невозможно без развития институтов демократии, поэтому так актуальна сегодня в обществе дискуссия о развитии форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Понятно, что именно участие граждан в решении вопросов местного значения позволит превратить страну в одну из самых влиятельных индустриальных держав.

Местное самоуправление, будучи эффективной  формой самоорганизации граждан, является составной частью гражданское общества. Именно оно зримый показатель уровня публичности власти, её открытости и подконтрольности обществу.

Гражданское общество – это, прежде всего, диалог населения с властью, участие самих граждан в решении  местных проблем. Представители  исполнительной и представительной власти обязаны систематически встречаться  с населением, отчитываться в своей  деятельности, поэтому население, в  частности, через своих избранников  может реально влиять на жизнедеятельность  поселения.

Однако, как показывает практика, активность населения в решении вопросов местного самоуправления еще низкая. Не только население не готово к  эффективному сотрудничеству с властью, но и значительная часть муниципальных служащих не относится к гражданам как к равноценным партнерам. Поэтому, чтобы одновременно решить две задачи: приблизить власть к населению и привлечь население к участию в местном самоуправлении, - необходима не только переподготовка кадров муниципальных служащих, коррекция системы их обучения, но и активизация в решении местных вопросов самих граждан.

Как же добиться того, чтобы людям  стало понятна необходимость  и сущность местного самоуправления, как разбудить желание с помощью  средств прямой демократии и самоорганизации попробовать свои силы в деле улучшения своей среды обитания, условий жизни близких, друзей, соседей? Один из путей – проведение огромной просветительской работы среди населения, создание систем обучения.

Решение глобальной проблемы готовности населения к местному самоуправлению через его просвещение – задача тяжелая и важная. В ее решении  необходимо участие органов власти, учебных заведений, самих граждан, общественных организаций.

Необходимо также определить подходы  к образовательным программам такого рода, ответить на вопрос кого учить  и как учить.

Охватить абсолютно все население  силами, например, только муниципалитета или только одного учебного заведения  сложно. Здесь надо выделить те категории, с которыми необходимо взаимодействовать. Для органов власти очень важно  воспитать единомышленников среди  представителей общественных организаций, некоммерческих организаций (НКО), - советов  микрорайонов и домовых комитетов, советов ветеранов, женских, молодежных, экологических движений и многих, многих других. С общественными организациями  муниципалитеты, как правило, взаимодействуют  тесно и здесь накоплен немалый  опыт. Но даже в ходе самого тесного  взаимодействия власть не должна пренебрегать возможностью обучения лидеров этих организаций, так как очень часто  представители общественности испытывают необходимость в получении более  полной информации о деятельности муниципалитетов. Представители НКО, в свою очередь, могут стать пропагандистами политики муниципалитета среди населения.

Как отдельные обучаемые категории  можно рассматривать преподавателей школ, учащихся, руководителей предприятий  и учреждений, предпринимателей. В  конечном итоге, любой желающий должен знать, где и как он может получить необходимые знания об основах местного самоуправления и своих правах на осуществление местного самоуправления.

Это может быть достигнуто разнообразными формами и методами. Вспомните  существовавшую в советское время  систему политпросвета, – это  был четко отлаженный механизм, способный  донести до каждого человека основы советской идеологии. Конечно, воссоздание  такой системы сегодня требует  огромных средств. Но некоторые элементы можно использовать – вечерние лектории, дни муниципалитета на предприятиях, издание брошюр и пособий. Очень  эффективны возможности средств  массовой информации – телевидение, радио, газетные страницы. Правда, надо признать, что журналисты также нуждаются  в ликвидации безграмотности в сфере  местного самоуправления.

Информация о работе Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления