Государственное регулирование малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Малое предпринимательство как полноправный субъект экономики существует в России более десяти лет. На эти годы пришелся, пожалуй, самый трудный период – период становления, когда заново создавались нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в специфических малых формах, когда вырабатывались основные цели и первоочередные задачи государственной политики в области малого предпринимательства, разрабатывались механизмы реализации целевых установок.

Файлы: 1 файл

курсовая система гос регулиров.docx

— 72.32 Кб (Скачать файл)

     В России, учитывая недостаточное развитие предпринимательства и низкий уровень  инновационных стимулов, следует  уделить особое внимание разработке законодательных актов, регламентирующих деятельность технопарков, а также  национальной программы в области  инновационной политике с учетом конверсии. Технопарки осуществляют экспертизу и отбор инновационных предложений, научно-технических проектов и программ, направленных на создание и внедрение  новой техники и наукоемких технологий, а также оценивают рисковость этих предложений, оказывают содействие в проведении научно-исследовательских работ и передачи их результатов в производство. Кроме того, они предоставляют малым инновационным фирмам производственные площади, оборудование для выполнения научно-исследовательских работ, предлагают юридические, финансовые, маркетинговые, хозяйственные и иные услуги, содействуют правовой и коммерческой защите интеллектуальной собственности.

     Создание  технопарков требуют участия  не одного, а нескольких регионов. Необходимы не только усилия предпринимательских, научных и аналитических кругов, нужна активная работа соответствующих  структур субъектов Федерации, их экономических  ассоциаций. Для развития производственной и инновационной инфраструктуры МП необходимы соответствующая кадровая база, использование высоко эффективных форм отбора и подготовки предпринимателей и государственных служащих с применением современных треннинговых методов, использование кооперативных и командных форм организации бизнеса.

     Результативность  системы государственной поддержки  МП во многом обусловлено деятельностью  информационно-аналитических центров, которые представляют соответствующие  сведение в Москву и получают из нее федеральные данные. Аналитическая  информация центров используется предпринимателями  при защите от риска, подготовке и  принятии управленческих решений и  др. Государственная поддержка должна проявляться и через содействие созданию соответствующих общественных организаций в сфере малого бизнеса. Они обеспечивают взаимодействие между  предпринимателями в различных  регионах и по обмену опытом, выявлению  общих болевых точек помогают согласовывать действия по защите прав предпринимателей в органах законодательной  и исполнительной власти.

     Значительную  помощь МП оказывает и Торгово-промышленная палата с сетью ее региональных филиалов и собственной инфраструктурой  в России и за рубежом. Большую  работу проводят и учебно-деловые  центры, школы бизнеса, консультационные центры и аудиторские конторы, которые  подготавливают кадры для сферы  бизнеса.

     Одним из методов поддержки МП может  стать организация территориально-производственных зон. Они формируются на базе предприятий  оборонных отраслей промышленности с целью размещения на их площадях малых предприятий, использующих незагруженные  производственные мощности. Главным  координатором работы в зоне выступает  совет, действующий на общественных началах. Основными его задачами является обеспечение условий для  эффективного использования незагруженных  мощностей, сохранение рабочих мест путем координации и контроля производственной деятельности.

     Обобщая вышесказанное, целесообразно осуществить  следующие меры по дальнейшему развитию МП:

     - укрепить законодательную базу МП, устранив прежде всего те административные препоны, которые сдерживают его деятельность, препятствуют свободному перемещению товаров и услуг;

     - ускорить принятие субъектами Федерации законодательства о земле, активнее проводить земельную реформу, что позволит предпринимателю с большей гарантией вкладывать средства в аграрный сектор;

     - предоставить определенные льготы финансовым структурам, выделяющим кредиты предпринимателям, что расширит их финансовую базу;

     - активнее внедрять учебно-методические программы с целью подготовки и переподготовки специалистов в области управления коммерческими организациями, а также индивидуальных предпринимателей.

     3.2 Лизинг, аренда

     Предприниматель не может организовать свое дело под  открытым небом, ему необходимо помещение, на строительство которого не всегда есть средства, да и аренда стоит  немало. Например, цена аренды 1 кв. м.  производственной или торговой площади  в частном секторе г. Москвы составляет от 150 до 630 долларов США в год.

     Как это выглядит на практике? Минимально необходимая площадь для малого предприятия в сфере торговли примерно 20 кв. м., при этом арендная плата за эту площадь в среднем  составляет сумму, эквивалентную 1000 дол. США в месяц, а в сфере производства – от 100 кв. м.(3000 долларов США в  месяц).

     Предоставление  малым предприятиям возможности  арендовать нежилые помещения по низким ценам приведет к их быстрому развитию. Но на это не приходится рассчитывать, когда арендодателем является частное  лицо или коммерческая организация. А вот сектор аренды государственной  недвижимости государства может  и обязано оперативно влиять на создание благоприятной ситуации.

     Мингосимущество РФ (ранее Госкомимущество РФ) через  полтора года издает Распоряжение от 31 декабря 1996 г. № 1391-Р, которым устанавливает  формы расчета арендной платы. В  этом документе нет никаких льгот  для малых предприятий. Только 1 сентября 1999г. Минюст РФ своим Письмом № 7179-ЭР возвращает его без регистрации. Следует заметить, что согласно п. 10 Указа Президента РФ от 16 мая 1997г. № 490 нормативные акты федеральных  органов исполнительной власти, не прошедшие госрегистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Следовательно, это Распоряжение не имеет юридической силы и не должно было применяться. Но в нарушении закона установленный им порядок расчета арендной платы был доведен до сведения всех нижестоящих подразделений Мингосимущества, и по нему до сих пор рассчитывают арендную плату, В настоящее время действует Распоряжение № 396-Р от 30 апреля 1998г., которым с 1 июля 1998 г. введен новый расчет арендной платы1.

     В 2001 году Правительство РФ одобрило Федеральную программу государственной  поддержки МП на 2001-2002гг, которая  предусматривает анализ законодательства о МП и др.

     Данные  меры половинчатые, поскольку имеют  не императивный, а рекомендательный порядок.

     Распоряжением Мингосимуществом № 671-Р «О порядке  расчета арендной платы за пользование  федеральным недвижимым имуществом»  от 14 мая 1999г. установлен новый порядок  расчета арендной платы за пользование  федеральным имуществом, в соответствии с которым размер арендной платы  ежемесячно индексируется в соответствии с ростом курса доллара. После  выхода этого распоряжения всем предприятиям, в том числе заключившим договоры аренды сроком на несколько лет, было предложено заключить дополнительные соглашения, предполагающие новый порядок  исчисления арендной платы.

     Согласно  Письму Минюста РФ от 31 мая 1999г. № 4171-ПК упомянутое Распоряжение является ненормативным  актом и в государственной  регистрации не нуждается. Данный порядок  расчета не соответствует закону (ст.5 ГК РФ) и обычаям делового оборота. Мингосимущество РФ обязывает в  договоре приравнять рублевую сумму  к инвалюте не на день заключения сделки, а за 11,5 месяцев до ее заключения. И это меры не антиинфляционные, дискриминальные, спекулятивного характера, цель которых – методом неосновательного обогащения основательно обогатиться. Если признать этот принцип законным, то в качестве эквивалента можно избрать курс доллара США, например, двухлетней или трехлетней давности и т. д.

     В указанных распоряжениях нет  ничего похожего на соблюдение государственной  политики развития предпринимательства, не говоря уже о малом. В этой связи  необходимо на уровне указа Президента или постановления правительства  установить положение, которым не рекомендовать, а обязать Мингосимущество РФ сдавать в аренду нежилые помещения  малым предприятиям по минимальным  ставкам арендной платы.

     Одной из важнейших составляющих имущественной  поддержки субъектов малого предпринимательства  является лизинг. Правовые нормы, регламентирующие основы лизинговой деятельности, приведены  в Гражданском кодексе Российской Федерации. В понятие лизинга здесь входит исключительно финансовая аренда. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.09.94 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» был принят ряд правительственных решений и разработаны нормативные документы, а также Федеральный закон от 29.10. 98 г. № 164-ФЗ «О лизинге».

     Даже  при существующем механизме кредитования капиталовложений и высоких ставках  банковского кредита использование  лизинга эффективно. Однако, несмотря на то что, по данным Российской ассоциации лизинговых компаний, лицензии получили около 800 организаций, реально лизинговыми  операциями занимаются не более 10% из них, в их число входят такие компании как «Кубаньлизингмаш», «Липецклизинг» и ряд других.

     Московская  лизинговая компания (МЛК) в последние  годы, помимо лизинга оборудования, стала занимать сдачей в аренду уже  оборудованных производственных помещений, чтобы предприниматель мог сразу  приступать к работе. Но пока сделки с недвижимостью «под ключ» занимают незначительное место в деятельности компании.

     Для получения в лизинг производственных помещений или фотолаборатории, мини-типографии, производственного, строительного, любого другого технологического оборудования, одного желания мало: фирма как  минимум должна быть зарегистрирована в городе, в котором она будет  осуществлять свою деятельность (производить, использовать взятое в лизинг оборудование). Затем с предпринимателя потребуют  пакет документов, свидетельствующих  о ее надежности. Общее правило: чем  лучше материальное положение фирмы, тем меньше дополнительных гарантий с нее потребуют. Если же с финансами  и с собственным имуществом, которое  также может служить гарантией  для осуществления проекта, не густо, потребуются гарантия банка или  поручительство какого-то третьего юридического лица, согласие поставщика (производителя) на обратный выкуп оборудования. Между  тем исключения из правил все таки бывают. Если эксперты убедятся, что открывший новую фирму предприниматель уже занимался бизнесом и достиг в нем стабильных финансовых результатов, вполне возможно, такое малое предприятие сможет получить оборудование в лизинг1.

     3.3 Финансирование, кредитование  и налогообложение

     Реализация  экономического потенциала малых предприятий  во многом зависит от возможностей и условий их финансирования. Речь идет прежде всего о структуре финансовых источников, важное значение в которой имеет соотношение собственных и заемных средств. Малый бизнес характеризуется низкой долей собственного капитала и высокой долей заемного. Согласно российскому законодательству, финансирование малых предприятий осуществляется за счет как внутренних, так и внешних источников. В качестве внешних источников финансирования используются бюджетные средства, целевые кредиты, средства внебюджетных некоммерческих фондов, долгосрочные кредиты коммерческих банков, средства негосударственных фондов (пенсионных, страховых и др.), средства от эмиссии акций предприятий и др. Основными внутренними источниками финансирования малых предприятий являются прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения предпринимателей, средства от страхования деятельности и т.п.

     Наиболее  высокую долю средств для реализации инвестиционных проектов малых предприятий выделяют банковские учреждения, а наименьшую – Федеральный фонд поддержки предпринимательства. Следует отметить, что до последнего времени проводилась политика паритетного финансирования проектов малых предприятий. Гарантии банков, выступавших агентами при прохождении платежей, становились надежной формой обеспечения возвратности кредита.

     Существование у банков высокие риски выдачи ссуд под залог или на приобретение недвижимости тем не менее не мешают некоторым из них оказывать услуги по выдаче кредитов под залог недвижимости.

     Собственные средства-малых предприятий на инвестиционные цели создаются за счет прибыли и  амортизационных отчислений. Федеральное  правительство законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ предоставлено малым  предприятиям право применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства (обращения)в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных средств. Дополнительно малые предприятия в первый год функционирования могут списывать в качестве амортизационных отчислений 50% первоначальной стоимости основных средств со сроком службы свыше 3 лет1.

     Финансовая  поддержка малого предпринимательства  должна носить стимулирующий и выборочный характер. Стимулировать прежде всего жизнеспособные хозяйственные структуры, деятельность которых отвечает целям и направлениям социально-экономической политики. Поддержка не должна принимать форму основного источника увеличения дохода и повышения рентабельности. В поддержке малых производственных и инновационных предприятий, сочетающих стадии старта и развертывания деятельности, государство должно переходить от предоставления прямых льготных кредитов, имеющих низкую степень возвратности, к выдаче адресных поручительств, гарантий. Они являются более эффективным средством использования финансовых ресурсов и привлечения частных инвестиций. Практика показывает, что на 1 руб. гарантийного фонда можно привлечь 3-5 руб. частных кредитов.

Информация о работе Государственное регулирование малого предпринимательства