Государственное регулирование малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Малое предпринимательство как полноправный субъект экономики существует в России более десяти лет. На эти годы пришелся, пожалуй, самый трудный период – период становления, когда заново создавались нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в специфических малых формах, когда вырабатывались основные цели и первоочередные задачи государственной политики в области малого предпринимательства, разрабатывались механизмы реализации целевых установок.

Файлы: 1 файл

курсовая система гос регулиров.docx

— 72.32 Кб (Скачать файл)

     Государственную политику стимулирования малого предпринимательства  надо проводить с учетом приоритетности главных направлений сферы производства. Такой механизм будет стимулировать  перелив капитала в производство. Российская же налоговая система  одинакова и для производителя  и для посредника. И пока не будет  устранен этот парадокс, бегство капитала малого бизнеса из производства в  сферу обращения не прекратится.

     Необходимо  также резко понизить процентную ставку по банковским кредитам в системе как Центробанка России, так и коммерческих банков. Размер ставки должен быть дифференцирован по принципу: минимальная (к примеру, 10% годовых) - по долгосрочным кредитам, используемым в инвестиционных целях, вдвое - второе выше - по краткосрочным в производство, еще выше - на прочие нужды и для посреднических операции. Производство станет более привлекательной сферой для вложения денег, чем перепродажи и спекуляция.

     Одним из основных направлений финансовой поддержки, способствующих развитию малого бизнеса, является система льготного  налогообложения. Действующим налоговым  законодательством предусмотрен довольно широкий спектр льгот по налогообложению субъектов малого предпринимательства. Наряду с общими для всех предприятий и организаций налоговыми льготами для определенной категории малых предприятий существуют и специальные по налогу на прибыль, на добавленную стоимость и на имущество.

     Ряд льгот получили банки и страховые  компании, финансирующие малый бизнес. Так, банки, предоставляющие не менее 50% общей суммы кредитов малым  предприятиям, работающим в приоритетных направлениях, и страховые компании, которые не менее 50% страховых взносов  за отчетный период получили от страхования  имущественных интересов малых  предприятий, уплачивают налог на прибыль  по ставке, сниженной в полтора  раза.

     По  налогу на имущество. В течение одного года после регистрации не облагается имущество новых малых предприятий за исключением тех, которые созданы на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их структурных подразделений. Не облагаются этим налогом предприятия и организации агропромышленного комплекса, а также крестьянские (фермерские) хозяйства как предприятия по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции.

     Указанные льготы создают определенные экономические  преимущества для функционирующих, прежде всего для вновь создаваемых  малых предприятий. Однако по-прежнему ставки налогов в этом секторе  слишком высоки и не стимулируют успешную работу, особенно в сфере производства. В настоящее время на налоги уходит около 64% всего дохода предприятия. В то же время мировая практика показывает, что уровень налоговых изъятий в 45% дохода является той границей, за которой под угрозой оказывается даже простое воспроизводство1.

     Надо  отметить, что ряд положений закона о государственной поддержке  малого предпринимательства, относящихся  к льготам в налоговой сфере, весьма выгоден для предпринимателей. В частности, предусмотрено, что  в течение первых четырех лет  с момента регистрации малого предприятия налоговая база не пересматривается, если после регистрации она для  него меняется в худшую сторону. Предприятие  будет платить налоги в размере, установленном на момент регистрации.  Если налоговые ставки в это время снижаются, то оно будет платить налоги по сниженным ставкам. Таким образом, создаются некоторые налоговые гарантии начинающим предпринимателям.

     Важной  мерой либерализации налоговой  системы является вступление в силу в январе 1996 г. федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для су6ъектов малого предпринимательства". Такая  система вводится наряду с действующими нормами налогообложения и регулирования  деятельности субъектов малого бизнеса. Закон допускает добровольный переход  этих хозяйствующих субъектов на упрощенную систему налогообложения. Она заключается в следующем. Вместо всех основных налогов и сборов (федеральных, региональных и местных) налогоплательщик обязуется уплачивать единый налог, начисляемый по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. При этом сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, госпошлины, налога на приобретение автотранспорта, лицензионных сборов и отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.

     Объектом  обложения единым налогом является совокупный доход. Законом установлены  предельные ставки единого налога: если объектом обложения налогом  является совокупный доход - 10% от дохода в федеральный бюджет и до 20% в  бюджет субъекта Федерации и местный  бюджет; если объектом является валовая  выручка - 3,33 и 6,67% соответственно. При этом органы государственной власти регионов вправе устанавливать вместо указанных объектов обложения и ставок расчетный порядок определения единого налога. Вправе эти органы устанавливать и льготы, если они не затрагивают интересов Федерации.

       В соответствии с принятым  законом налогооблагаемая база  малых предприятий возросла в  1,5-2 раза. Пользоваться единым налогом  на выручку выгодно прежде  всего тем, у кого норма прибыли  максимально высокая, а затраты  относительно низкие. Обложение  этим налогом дохода выгодно,  в частности, предприятиям, у которых  низкие затраты на оплату труда,  в первую очередь тем, кто  использует неквалифицированный  труд. Напротив, в наукоемких областях  экономики, где требуются высококвалифицированные  (и высокооплачиваемые) работники,  переход на единый налог не  эффективен.

     Право перейти на единый налог возникает  при условии, что в течении года, предшествующего кварталу, в котором подано заявление на применение упрощенной системы, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил 100 тыс. минимальных зарплат.

     Важнейшее условие формирования благоприятного налогового климата заключается  не только в ослаблении налогового бремени, но и в изменении структуры  налогов. Речь идет об общем снижении уровня налогообложения при увеличении доли рентных налогов (налогов на недвижимость и т. д.) и уменьшении доли трансакционных налогов (НДС,  налогов от реализации), унификации санкций за неуплату налогов.

     Одновременно  с субсидиями, кредитными и налоговыми льготами поддержка мелкого бизнеса  возможна по следующим двум направлениям.

     1. Интеграция малых предприятий и фирм в производственные сети более мощных экономических структур, а именно, финансово-промышленных групп. Это обеспечило бы гарантированные рынки сбыта для мелкого бизнеса.

     2. Самостоятельное завоевание рыночных ниш малыми предприятиями. В данном направлении особенно важна государственная поддержка в соответствии с приоритетами промышленной политики в целом. Государственная поддержка должна оказываться в первую очередь малым предприятиям и фирмам, обладающим значительным инновационным потенциалом и имеющим реальные возможности роста.

     Главными  инструментами такой поддержки  могут стать: создание специализированных государственных фондов по страхованию  инвестиционных рисков малого бизнеса; становление агентских отношений  с коммерческими банками, которые  осуществляли бы мониторинг конкурентоспособности  предприятий малого бизнеса, кредитование их оборотного капитала и инвестиционных проектов под гарантии правительства; отладка гибких механизмов сертификации продукции и распространения достоверной информации о мировых стандартах на те или иные изделия.

     Опыт  поддержки и развития этого сектора  экономики в большинстве регионов России свидетельствует о важности разработки и реализации в субъектах  Федерации программ поддержки малого предпринимательства. В настоящее  время подавляющая часть регионов разработала такие программы. Наряду с федеральными средствами для реализации программ привлекаются средства местного бюджета, самих предпринимателей, а  также другие источники. Основным каналом финансового содействия развитию малого бизнеса является соответствующая система фондов - Федерального и региональных.

     Недостаток  финансовых ресурсов для реализации мероприятий и проектов, включенных в региональные программы, может  быть дополнен набором уже имеющихся  механизмов и средств. К ним следует  отнести: страховые, залоговые и  гарантийные фонды; льготы по налогам  на прибыль в инновационной сфере; эластичную систему кредитных ставок в зависимости от значимости и  приоритетности проекта; развитие системы  взаимного кредитования, ипотечного кредитования; участие малых предприятий  в производстве продукции по госзаказам и др.

     Большую роль в материальном обеспечении  малого бизнеса может сыграть  лизинг. Главное его преимущество по сравнению с другими способами  инвестирования заключается в том, что предприниматель может начать собственное дело, располагая лишь частью необходимых финансовых средств для приобретения основных фондов. Предприятию при этом предоставляются не денежные ресурсы, контроль за использованием которых не всегда можно осуществить, а непосредственно оборудование. Широкое распространение лизинга в значительной мере сдерживается двойным обложением налогом на добавленную стоимость: первый раз при покупке оборудования, второй - при сдаче его в аренду.

     Как показывает мировой опыт, малый бизнес обладает большей способностью к  нововведениям, чем крупные корпорации. Свобода поиска и поощрение инициативы, отсутствие бюрократизма при рассмотрении оперативных вопросов, готовность к  риску, быстрая апробация выдвинутых оригинальных предложении - далеко не полный перечень отличительных черт научно-технической деятельности небольших  компаний. Из-за ограниченности финансовых средств малый бизнес заинтересован  в ускоренной разработке и реализации технических проектов. Венчурные  предприятия быстрее решают вопросы  разработки большинства технических  новшеств и доведения их до стадии промышленного образца.  По имеющимся оценкам, на решение этих задач малые фирмы затрачивают примерно в 4 раза меньше времени, чем крупные предприятия.

     Внешним внебюджетным источником финансирования малого бизнеса являются также ресурсы, предоставляемые международным  сообществом в рамках технической  помощи.

     Для повышения эффективности кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки малого бизнеса необходимо провести ряд  мер, среди которых наиболее важны:

     - полный переход к универсальной  одноканальной или патентной  системе налогообложения всей  сферы малого бизнеса на основе  расширения рамок действия закона "Об упрощенной системе налогообложения,  учета и отчетности малого  предпринимательства";1

     - создание общероссийской системы  лизинговых услуг, франчайзинга, систем страхования инвестиционных рисков в секторе малого предпринимательства, доступных для всех его субъектов;

     - замена прямого кредитования  малого предпринимательства системой  гарантий;

     - формирование системы банков  поддержки малого бизнеса;

     - создание с участием иностранного  капитала гарантийных фондов  для иностранных инвестиций в  сферу российского малого бизнеса.

     С учетом рассмотренных направлений  кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки малого бизнеса целесообразно  консолидировать все финансовые и инвестиционные ресурсы, предназначенные  для поддержки и развития предпринимательства  во всех сферах экономики, сосредоточив усилия федеральных и региональных фондов поддержки на залогово-гарантийном обеспечении перспективных проектов малого бизнеса. Важно разработать непосредственно в регионах механизм ориентации кредитных ресурсов на поддержку малого предпринимательства.

       В систему налогообложения необходимо  заложить инвестиционные стимулы  и льготы для инвесторов и  кредиторов, вкладывающих средства в развитие малого предпринимательства. Предприятиям этой сферы надо предоставить не менее 15% средств Фонда государственных гарантий высокоэффективных инвестиционных проектов. В рамках Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и региональных фондов следует создать систему гарантий для малых предприятий при получении ими кредитов в коммерческих банках, а также при возврате лизинговых платежей. При этом целесообразно на срок до двух лет предоставлять инвестиционные кредиты в виде отсрочки налоговых  платежей для предприятий, осуществляющих реконструкцию или приобретающих новую технику, а также освобождать от налогов средства, перечисляемые в общества взаимного кредитования.

     Налогообложение субъектов малого предпринимательства

     Порядок налогообложения, освобождения субъектов  малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством.

     В случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные  условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению  с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет  своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том  же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Информация о работе Государственное регулирование малого предпринимательства