Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:28, курсовая работа
Малое предпринимательство как полноправный субъект экономики существует в России более десяти лет. На эти годы пришелся, пожалуй, самый трудный период – период становления, когда заново создавались нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в специфических малых формах, когда вырабатывались основные цели и первоочередные задачи государственной политики в области малого предпринимательства, разрабатывались механизмы реализации целевых установок.
Государственную
политику стимулирования малого предпринимательства
надо проводить с учетом приоритетности
главных направлений сферы
Необходимо также резко понизить процентную ставку по банковским кредитам в системе как Центробанка России, так и коммерческих банков. Размер ставки должен быть дифференцирован по принципу: минимальная (к примеру, 10% годовых) - по долгосрочным кредитам, используемым в инвестиционных целях, вдвое - второе выше - по краткосрочным в производство, еще выше - на прочие нужды и для посреднических операции. Производство станет более привлекательной сферой для вложения денег, чем перепродажи и спекуляция.
Одним из основных направлений финансовой поддержки, способствующих развитию малого бизнеса, является система льготного налогообложения. Действующим налоговым законодательством предусмотрен довольно широкий спектр льгот по налогообложению субъектов малого предпринимательства. Наряду с общими для всех предприятий и организаций налоговыми льготами для определенной категории малых предприятий существуют и специальные по налогу на прибыль, на добавленную стоимость и на имущество.
Ряд льгот получили банки и страховые компании, финансирующие малый бизнес. Так, банки, предоставляющие не менее 50% общей суммы кредитов малым предприятиям, работающим в приоритетных направлениях, и страховые компании, которые не менее 50% страховых взносов за отчетный период получили от страхования имущественных интересов малых предприятий, уплачивают налог на прибыль по ставке, сниженной в полтора раза.
По налогу на имущество. В течение одного года после регистрации не облагается имущество новых малых предприятий за исключением тех, которые созданы на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их структурных подразделений. Не облагаются этим налогом предприятия и организации агропромышленного комплекса, а также крестьянские (фермерские) хозяйства как предприятия по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции.
Указанные льготы создают определенные экономические преимущества для функционирующих, прежде всего для вновь создаваемых малых предприятий. Однако по-прежнему ставки налогов в этом секторе слишком высоки и не стимулируют успешную работу, особенно в сфере производства. В настоящее время на налоги уходит около 64% всего дохода предприятия. В то же время мировая практика показывает, что уровень налоговых изъятий в 45% дохода является той границей, за которой под угрозой оказывается даже простое воспроизводство1.
Надо отметить, что ряд положений закона о государственной поддержке малого предпринимательства, относящихся к льготам в налоговой сфере, весьма выгоден для предпринимателей. В частности, предусмотрено, что в течение первых четырех лет с момента регистрации малого предприятия налоговая база не пересматривается, если после регистрации она для него меняется в худшую сторону. Предприятие будет платить налоги в размере, установленном на момент регистрации. Если налоговые ставки в это время снижаются, то оно будет платить налоги по сниженным ставкам. Таким образом, создаются некоторые налоговые гарантии начинающим предпринимателям.
Важной
мерой либерализации налоговой
системы является вступление в силу
в январе 1996 г. федерального закона
"Об упрощенной системе налогообложения,
учета и отчетности для су6ъектов
малого предпринимательства". Такая
система вводится наряду с действующими
нормами налогообложения и
Объектом обложения единым налогом является совокупный доход. Законом установлены предельные ставки единого налога: если объектом обложения налогом является совокупный доход - 10% от дохода в федеральный бюджет и до 20% в бюджет субъекта Федерации и местный бюджет; если объектом является валовая выручка - 3,33 и 6,67% соответственно. При этом органы государственной власти регионов вправе устанавливать вместо указанных объектов обложения и ставок расчетный порядок определения единого налога. Вправе эти органы устанавливать и льготы, если они не затрагивают интересов Федерации.
В соответствии с принятым
законом налогооблагаемая база
малых предприятий возросла в
1,5-2 раза. Пользоваться единым налогом
на выручку выгодно прежде
всего тем, у кого норма
Право перейти на единый налог возникает при условии, что в течении года, предшествующего кварталу, в котором подано заявление на применение упрощенной системы, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил 100 тыс. минимальных зарплат.
Важнейшее условие формирования благоприятного налогового климата заключается не только в ослаблении налогового бремени, но и в изменении структуры налогов. Речь идет об общем снижении уровня налогообложения при увеличении доли рентных налогов (налогов на недвижимость и т. д.) и уменьшении доли трансакционных налогов (НДС, налогов от реализации), унификации санкций за неуплату налогов.
Одновременно с субсидиями, кредитными и налоговыми льготами поддержка мелкого бизнеса возможна по следующим двум направлениям.
1. Интеграция малых предприятий и фирм в производственные сети более мощных экономических структур, а именно, финансово-промышленных групп. Это обеспечило бы гарантированные рынки сбыта для мелкого бизнеса.
2. Самостоятельное завоевание рыночных ниш малыми предприятиями. В данном направлении особенно важна государственная поддержка в соответствии с приоритетами промышленной политики в целом. Государственная поддержка должна оказываться в первую очередь малым предприятиям и фирмам, обладающим значительным инновационным потенциалом и имеющим реальные возможности роста.
Главными
инструментами такой поддержки
могут стать: создание специализированных
государственных фондов по страхованию
инвестиционных рисков малого бизнеса;
становление агентских
Опыт
поддержки и развития этого сектора
экономики в большинстве
Недостаток финансовых ресурсов для реализации мероприятий и проектов, включенных в региональные программы, может быть дополнен набором уже имеющихся механизмов и средств. К ним следует отнести: страховые, залоговые и гарантийные фонды; льготы по налогам на прибыль в инновационной сфере; эластичную систему кредитных ставок в зависимости от значимости и приоритетности проекта; развитие системы взаимного кредитования, ипотечного кредитования; участие малых предприятий в производстве продукции по госзаказам и др.
Большую
роль в материальном обеспечении
малого бизнеса может сыграть
лизинг. Главное его преимущество
по сравнению с другими способами
инвестирования заключается в том,
что предприниматель может
Как
показывает мировой опыт, малый бизнес
обладает большей способностью к
нововведениям, чем крупные корпорации.
Свобода поиска и поощрение инициативы,
отсутствие бюрократизма при рассмотрении
оперативных вопросов, готовность к
риску, быстрая апробация выдвинутых
оригинальных предложении - далеко не
полный перечень отличительных черт
научно-технической
Внешним внебюджетным источником финансирования малого бизнеса являются также ресурсы, предоставляемые международным сообществом в рамках технической помощи.
Для
повышения эффективности
-
полный переход к
-
создание общероссийской
-
замена прямого кредитования
малого предпринимательства
- формирование системы банков поддержки малого бизнеса;
-
создание с участием
С учетом рассмотренных направлений кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки малого бизнеса целесообразно консолидировать все финансовые и инвестиционные ресурсы, предназначенные для поддержки и развития предпринимательства во всех сферах экономики, сосредоточив усилия федеральных и региональных фондов поддержки на залогово-гарантийном обеспечении перспективных проектов малого бизнеса. Важно разработать непосредственно в регионах механизм ориентации кредитных ресурсов на поддержку малого предпринимательства.
В систему налогообложения
Налогообложение субъектов малого предпринимательства
Порядок налогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством.
В случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Информация о работе Государственное регулирование малого предпринимательства