Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 14:31, курсовая работа
В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). В подобном понимании оно трактуется и в наши дни. Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Возникает потребность раскрытия содержания этого руководства, его функционального назначения. Общетеоретические позиции, включая кибернетические, дают достаточные основания для следующих выводов: Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима деятельности.
Введение 3
Глава 1. Основы государственного управления 6
1.1.Понятие и сущность государственного управления 6
1.2.Цели и принципы государственного управления 13
Глава 2. Практические аспекты государственного управления 16
2.1.Система функций, формы, методы и средства государственного управления 16
2.2.Структура государственного управления 17
2.3.Проблема совершенствования государственного управления 22
Заключение 31
Список источников 33
Государственное управление: цели, структуры, функции и принципы
______________________________
(название темы)
Проверил____________________
Дата________________________
Оценка______________________
Санкт-Петербург
2009
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Основы государственного управления 6
1.1.Понятие и сущность государственного управления 6
1.2.Цели и принципы
Глава 2. Практические аспекты государственного управления 16
2.1.Система функций, формы,
методы и средства
2.2.Структура
2.3.Проблема
Заключение 31
Список источников 33
Введение
В самом широком смысле
управление означает руководство чем-либо
(или кем-либо). В подобном понимании
оно трактуется и в наши дни. Однако
ограничиться такой констатацией недостаточно.
Возникает потребность
Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима деятельности.
Управление служит интересам
взаимодействия составляющих ту или
иную систему элементов и
Управление - внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).
Управление предполагает
не только внутреннее взаимодействие
составляющих систему элементов. Существует
множество взаимодействующих
Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это - целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.
Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие - прерогатива субъекта управления.
В процессе управления находят свое непосредственное выражение его функции, определяемые природой и назначением управленческой деятельности. Это означает, что управление имеет функциональную структуру.
Таковы основные черты, характеризующие общее понятие управления. Они полностью приемлемы и для понимания управления в социальной сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения.
Конечно, при этом учитываются
особенности социальной сферы, важнейшей
из которых является то, что управленческие
связи реализуются через
Социальное управление как
атрибут общественной жизни выражается
в признаках, предопределенных общими
чертами, свойственными управлению
как научной категории, а также
особенностями организации
Во-первых, социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей. Сама по себе такого рода деятельность (производственная и иная) еще не в состоянии обеспечить необходимое взаимодействие ее участников, бесперебойное и эффективное выполнение стоящих перед ними общих задач, достижение общих целей. Управление организует людей именно для совместной деятельности в определенные коллективы и организационно их оформляет.
Во-вторых, социальное управление
своим главным назначением
В-третьих, социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение (действия) участников совместной деятельности, их взаимоотношения. Это - категории сознательно-волевого характера, в которых опосредуется руководство поведением людей.
В-четвертых, социальное управление,
выступая в роли регулятора поведения
людей, достигает этой цели в рамках
общественных связей, являющихся по сути
управленческими отношениями. Возникают
они прежде всего между субъектом
и объектом в связи с практической
реализацией функций
В-пятых, социальное управление
базируется на определенной соподчиненности
воль людей - участников управленческих
отношений, так как их отношения
имеют сознательно-волевое
Следовательно, власть есть специфическое средство, обеспечивающее следование воли управляемых воле управляющих.
Целью данной работы является анализ основ государственного управления.
Глава 1. Основы государственного управления
Термин "государственное управление" широко используется в зарубежной научной литературе, а также в законодательстве многих стран. Почти 80 лет он употреблялся и у нас, давая тем самым конституционные основания для выделения данного вида государственной деятельности.
Конституция РФ 1993 г. ввела новый термин - "исполнительная власть". Означает ли это, что государственное управление ликвидировано или же налицо чисто терминологическое изменение?
Ответ может быть один: все
объясняется конституционным
В связи с этим представляет
интерес соотношение
Любая деятельность состоит из решения, его реализации (исполнения) и контроля за реализацией.
По существу, на подобной
основе строится государственный аппарат,
т.е. совокупность органов, олицетворяющих
государственную власть. Соответственно
в рамках этого аппарата происходит
"разделение труда" по осуществлению
государственных задач и
В механизме "разделения труда"
место и роль государственного управления
характеризуются как: конкретный вид
деятельности по осуществлению единой
государственной власти, имеющий
функциональную и компетенционную
специфику, отличающую его от иных видов
(форм) реализации государственной
власти; деятельность исполнительно-
В 90-е гг. прошлого столетия
вместо термина "государственное
управление" стал употребляться
иной - "исполнительная власть". Тем
самым в механизме
Государственная власть всегда едина в своих основных проявлениях: законодательство, исполнительство, правосудие. Тем не менее разделение властей ранее игнорировалось. Торжествовал тезис о соединении законодательства и управления, законодательной власти с исполнительной. Все это внедрялось в науку и практику под прямым воздействием окончательно развенчавшего себя лозунга "Вся власть Советам!", никогда не бывшего реальным. Разделение властей официально признавалось чисто "западным" явлением, неприемлемым для наших условий, якобы подрывающим единство государственной власти.
В действительности теория "разделения
властей" (условность данной формулы
очевидна) исходит из следующих принципиальных
позиций. Государственная власть не
может принадлежать одному лицу или
одному государственному органу, ибо
это создает угрозу создания тоталитарного,
антидемократического режима. Не может
она также ограничиваться законодательством.
Соответственно государственная власть
должна строиться на определенной функционально-компетенционной
специализации, не нарушающей, однако,
ее принципиального единства. Это
означает, что именно власть в ее
государственно-правовом выражении (юридически
властные полномочия) служит единой основой
функционирования субъектов, олицетворяющих
ту или иную ее ветвь. Все они - ветви
единого "дерева". Но раздел властных
функций между ними необходим, а
потому и появились три ветви
государственной власти, отличающиеся
определенной степенью самостоятельности.
Каждой ветви соответствуют субъекты
(органы государственной власти), ее
выражающие. Все это в принципе
было характерно и для организации
государственно-властного
Изложенные положения
дают необходимую основу для решения
вопроса о соотношении
Тем не менее сохранилась
единая основа - исполнение. Она в
равной мере характеризует как
Право на жизнь имеют обе эти государственно-правовые категории, несмотря на то, что в Конституции РФ нет упоминания о государственном управлении. Тем не менее государственное управление - реальность, без которой не может работать государственно-властный механизм. Поэтому государственное управление по своему назначению представляет собой не что иное, как вид государственной деятельности, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть.
В этом смысле интерес представляет,
например, раздел III Водного кодекса
РФ - "Государственное управление
в области использования и
охраны водных объектов", где говорится
об "органах исполнительной власти,
осуществляющих государственное управление"
в регулируемой Кодексом области. Сформулированный
вывод подтверждают также принятые
в последнее время указы
Следует иметь в виду, что понятие "государственное управление" - более широкое, нежели понятие "исполнительная власть". Последняя в известном смысле производна от государственного управления. Она призвана определить объем и характер государственно-властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности. В то же время государственное управление - это и есть тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти. Последняя, по существу, составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая прежде всего ее функциональную (исполнительную) направленность.
Соответственно все субъекты
исполнительной власти одновременно являются
звеньями системы государственного
управления. Однако далеко не все такого
рода звенья могут быть субъектами
исполнительной власти в ее конституционном
смысле. В противном случае придется
признать в качестве таковых, например,
администрацию государственной
организации либо концерна и т.п.,
таких звеньев системы
Информация о работе Государственное управление: цели, структуры, функции и принципы