Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 14:31, курсовая работа
В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). В подобном понимании оно трактуется и в наши дни. Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Возникает потребность раскрытия содержания этого руководства, его функционального назначения. Общетеоретические позиции, включая кибернетические, дают достаточные основания для следующих выводов: Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима деятельности.
Введение 3
Глава 1. Основы государственного управления 6
1.1.Понятие и сущность государственного управления 6
1.2.Цели и принципы государственного управления 13
Глава 2. Практические аспекты государственного управления 16
2.1.Система функций, формы, методы и средства государственного управления 16
2.2.Структура государственного управления 17
2.3.Проблема совершенствования государственного управления 22
Заключение 31
Список источников 33
К ведению Российской Федерации
п. «г» ст. 71 Конституции РФ относит
«установление системы
Конституция России (ч. 1 ст. 11)
прямо называет федеральные органы,
которые входят в эту единую систему.
Согласно указанной норме
Те же положения нашли
свое отражение в ч. 3 ст. 5, провозглашающей
единство системы государственной
власти в качестве одной из основ
государственного устройства Российской
Федерации. Особенности же правового
регулирования организации и
деятельности федеральных органов,
относящихся к той или иной
ветви государственной власти, закрепляются
другими положениями
Таким образом, под структурой федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, установление которой отнесено к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71), следует понимать единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения полномочий при осуществлении законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих властей, систему взаимных сдержек и противовесов. В системе, структуре и процедурах деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти отражена федеративная природа современной России1.
Особенность системы государственных органов России заключается в том, что отдельные ее составные части (совокупность органов) сами образуют системы органов, являясь тем самым подсистемами единой системы2. Однако элементы (объекты) этой системы неоднородны: Федеральное Собрание является, условно говоря, конечным объектом, не образующим своей собственной системы и структурно состоящим из двух элементов - палат; Правительство России как совокупный орган исполнительной власти образует систему федеральных органов исполнительной власти; федеральные суды, имеют свою систему - Конституционный Суд как конечный субъект этой системы и две подсистемы: систему федеральных судов общей юрисдикции с подсистемами общих и военных судов (могут создаваться и иные специализированные суды), замыкающуюся на Верховном Суде РФ, и систему федеральных арбитражных судов с Высшим Арбитражным Судом РФ.
Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, как гласит ч. 1 ст. 77 Конституции РФ, создается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных, и исполнительных органов государственной власти.
Систему органов местного
управления составляют государственные
органы, организованные по территориальному
или функционально-отраслевому
Под структурой государственного
органа понимаются его внутреннее устройство,
порядок расположения составляющих
его звеньев, подразделений, их соотношение,
подчиненные выполняемым
Она находит свое отражение
в штатном расписании, где детализируется
полное наименование структурных подразделений,
учрежденных должностей с их классификацией
и предусмотренным
Организационная структура государственного управления заключает в себе определенный состав, организацию и устойчивую взаимосвязь человеческих ресурсов, технических и других средств, выделяемых и затрачиваемых обществом на формирование и реализацию государственных управляющих воздействий1.
Государственное управление является повседневным и оперативным видом деятельности, осуществляется специально уполномоченными на то субъектами управления в объеме и порядке, определенном законом. В процессе государственного управления эти специальные субъекты реализуют по предметам ведения и в объеме своей компетенции внутренние и внешние функции государства не только в рамках исполнительной власти, но и в законодательной, судебной и прокурорской сфере деятельности.
Решение вопроса оптимизации
государственного управления заключается
в том, чтобы создать такой
правовой механизм, который бы позволил
выработать в отношении неэффективной
или противоправной деятельности государственных
служащих или должностных лиц
систему сдержек и
Исходя из особой значимости
норм права, следует прежде всего
остановиться на характеристике конституционной
ответственности
Таким образом, выраженная в Конституции РФ ответственность государственных служащих должна предстать перед нами как особый тип проспективной ответственности, воплощающей в себе чувство долга по отношению к праву, обществу и государству.
Эффективная реализация конституционной
ответственности предполагает закрепление
в основном законе государства конституционных
санкций. На основе систематизации предлагаемых
мер конституционной
1) санкции конституционно-
2) санкции конституционно-
3) санкции конституционно-
4) санкции конституционно-
5) санкции конституционно-
6) санкции конституционно-
Все перечисленные санкции
можно подразделить на следующие
виды: правовосстановительные - признание
недействительным нормативно-правового
акта, отмена или приостановление
действия незаконного акта; карательные
санкции, которые несут в себе
меры взыскания, имеющие цель наказать
правонарушителя. К ним можно
отнести отрешение от должности
Президента РФ, высшего должностного
лица субъекта РФ, роспуск парламента,
отставку Правительства, федеральных
министров и т.д.; пресекательные
меры, или санкции пресечения, представлены
в приостановлении действия акта
органов исполнительной власти, "вето"
Президента РФ, введении особого режима
на отдельных территориях
Закрепление в Конституции
РФ конституционно-правовых санкций, безусловно,
может повысить ответственность
государственных должностных
К сожалению, действующая
система управления предопределяет
ряд системных проблем в
Во-первых, по Конституции РФ Президент РФ стоит как бы над ветвями власти. Его основное назначение сводится к обеспечению их согласованного функционирования. Однако, как показывает практика, глава государства принимает активное участие и в иных сферах государственной деятельности, при этом не неся никакой ответственности за принимаемые решения.
Во-вторых, в соответствии с Конституцией у нас существует три системы органов власти - федеральная, субъектов Федерации и местного самоуправления. Их наличие требует более основательной разработки механизма реализации полномочий совместного ведения.
В-третьих, отсутствие четкой
нормативно-правовой базы управления
создает возможности для
Информация о работе Государственное управление: цели, структуры, функции и принципы