Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 14:31, курсовая работа
В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). В подобном понимании оно трактуется и в наши дни. Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Возникает потребность раскрытия содержания этого руководства, его функционального назначения. Общетеоретические позиции, включая кибернетические, дают достаточные основания для следующих выводов: Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима деятельности.
Введение 3
Глава 1. Основы государственного управления 6
1.1.Понятие и сущность государственного управления 6
1.2.Цели и принципы государственного управления 13
Глава 2. Практические аспекты государственного управления 16
2.1.Система функций, формы, методы и средства государственного управления 16
2.2.Структура государственного управления 17
2.3.Проблема совершенствования государственного управления 22
Заключение 31
Список источников 33
В нормативных правовых актах часто говорится об исполнительных органах. Очевидно, что орган исполнительной власти не может не быть одновременно и исполнительным органом. Тем не менее "исполнительный орган" - собирательный термин, который может быть использован для обозначения всех субъектов государственно-управленческой деятельности, включая субъекты исполнительной власти, а также органы управления, действующие за пределами практической реализации исполнительной власти (например, исполнительные органы системы местного самоуправления, органы управления жизнью организаций, общественных объединений, коммерческих структур).
Сейчас происходят процессы,
свидетельствующие об известном
уменьшении удельного веса государственного
управления некоторыми областями жизни,
прежде всего экономикой. Это не
умаляет роли исполнительной власти
и государственно-
В связи с этим интерес
приобретает соотношение
Государственное управление
или практическая реализация исполнительной
власти по своей юридической сути
есть регулирующая деятельность. Однако
при анализе его механизма
и структуры нередко звучат чуть
ли не как антиподы два основополагающих
понятия - управление и регулирование.
Законодательные и подзаконные
правовые акты часто отдают предпочтение
регулированию. Вместе с тем еще
чаще два названных понятия
Государственное регулирование
не может противопоставляться
Система государственного управления,
как и всякое социально организованное
образование, состоит из функционально
объединенных связями подсистем (элементов),
которые обладают специфическими свойствами,
благодаря чему и находят свое
место в структуре организации.
Организационно-функциональная структура
государственного управления представляет
собой определенным образом организованный,
функционально взаимосвязанный
состав системообразующих элементов
(структурных частей): государственные
институты, обеспечивающие функционирование
системы управления, в их вертикальной
и горизонтальной зависимости, в
организационном взаимодействии и
соподчиненности. Она определяется
факторами организационно-
Построение организационно-
Согласно ныне действующей Конституции Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это главная, конституционно провозглашенная цель российского государства, магистральное направление его внутренней и внешней политики. В ней берет начало древо целей государственного управления, которое имеет четко выраженную иерархическую структуру в зависимости от масштабов, сложностей, приоритетности решаемых государством задач.
При достижении главной цели
обычно доминирует один из двух способов:
директивное управление или терминальное
управление. Первый представляет собой
систему жесткого программирования,
второй -свободного программирования
движения к цели. Выбор путей представляет
собой определение
По мере реализации основных
и обеспечивающих целей возникает
огромное многообразие побочных целей,
призванных обеспечивать целостность,
динамизм и надежную управляемость
государства как системы. Сформировать
структуру целей
Древо целей в государственном
управлении есть способ формирования
структуры целей программы
Организационные цели государственного управления заключаются в создании системы функциональных и организационных структур, их институциализации, способной обеспечить соответствующее влияние субъекта управления на объект управления.
Поскольку государственное управление многообразно по избранным целям и решаемым задачам, то наиболее существенные, специфические, объективно необходимые, устойчивые связи и отношения, присущие именно этому виду управленческой деятельности, выявляются и находят должное обоснование в заложенных в ее основу принципах. Таким образом, принципы государственного управления - это фундаментальные, научно обоснованные и по большей части законодательно закрепленные положения, в соответствии с которыми строится и функционирует система государственного управления. Отступление от того или иного принципа может вызвать серьезные сбои во всей системе. Социальный организм изобилует таким количеством связей и отношений, что порой даже самое на первый взгляд незначительное отклонение или разрыв в какой либо цепочке взаимоотношений влечет за собой цепную реакцию с непредсказуемыми последствиями1.
В отечественной и зарубежной
науке существуют различные подходы
к классификации и
Глава 2. Практические аспекты государственного управления
В зависимости от того, каковы целевые установки и на каких принципах государство их реализует, выстраивается система функций, выбираются формы, методы и средства, через которые осуществляется государственное управление1.
Реализация целей
Функции государственного управления
реализуются, как правило, в известных
организационно-правовых формах. Следует
иметь в виду, что сам термин
«форма» имеет несколько
В самом общем виде формы государственного управления можно разделить на два блока: правовые и организационные. Правовые формы с точки зрения их содержания и механизма применения являются предметом права и подробно рассматриваются в курсе правовых дисциплин. В организационных формах государственного управления реализуется деятельность государственных органов по руководству и управлению процессами социальных преобразований, осуществляемых в государстве и обществе.
Под методами государственного
управления понимаются официальные
способы властного воздействия
государственных органов на процессы
общественного и
Средства государственного
управления - это инструментарий, набор
конкретных и чаще всего овеществленных
предметов, используемых в данном процессе.
В государственном управлении средства
могут быть техническими (средства
труда государственных
Таким образом, с помощью
методов и средств
Структура государственного управления включает в себя соответствующие органы управления. Каждый из уровней управления — федеральный, региональный и местный — обладает своими органами власти. Государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную.
Государственную власть осуществляют
Президент РФ, Федеральное собрание
(Совет Федерации и
Государство как организация
публичной власти осуществляет ее,
выполняя свои многообразные функции
управления общественными процессами,
с помощью образуемых в установленном
порядке государственных
Наиболее существенный признак государственных органов - наличие государственно-властных полномочий. Вместе с другими этот признак позволяет провести четкое разграничение между государственными органами, являющимися носителями государственной власти, и государственными организациями, учреждениями, предприятиями, а также негосударственными органами и организациями. Государственно-властные полномочия выражаются в компетенции государственных органов и практически реализуются в принимаемых ими властно-управленческих решениях1.
Они закрепляются в издаваемых государственными органами от имени государства юридически обязательных нормативных и индивидуальных правовых актах, а также находят свое отражение в конкретных действиях и предпринимаемых мерах. Во исполнение принятых решений государственные органы осуществляют наблюдение за неуклонным соблюдением требований, содержащихся в данных актах, обеспечивают защиту этих требований от нарушений путем применения разнообразных мер воспитания, убеждения, разъяснения и поощрения, а в необходимых случаях и государственного принуждения. Они совершают многие другие действия, имеющие юридическое значение, например, выдают документы, удостоверяют юридические факты, регистрируют общественные объединения лицензируют виды деятельности и т.д.
Государственные органы в
Российской Федерации составляют единую
систему осуществления
При этом система органов
местного самоуправления образует самостоятельную
совокупность органов, которые не относятся
к органам государственной
В Российской Федерации единство
системы государственных
Информация о работе Государственное управление: цели, структуры, функции и принципы