Государство и право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 14:20, реферат

Описание работы

Государство и право – важнейшие факторы общественной эволюции, непременные спутники современного общества. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории. Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..
1.Содержание терминов «государство» и «право»…………………………….
1.1. Определение государства……………………………………………………
1.2.Определение права……………………………………………………………
1.3.Общество и государство. Признаки государства………………………….
1.4.Правила поведения и правовые нормы. Признаки права…………………..
1.5.Сущность государства и права……………………………………………….
2.Роль права в жизни общества…………………………………………………..
3.Роль государства в политической жизни общества…………………………..
Вывод………………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………….

Файлы: 1 файл

правоведение.docx

— 48.06 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

Введение…………………………………………………………………………..

1.Содержание терминов  «государство» и «право»…………………………….

1.1. Определение государства…………………………………………………

1.2.Определение права……………………………………………………………

1.3.Общество и государство.  Признаки государства………………………….

1.4.Правила поведения и  правовые нормы. Признаки права…………………..

1.5.Сущность государства  и права……………………………………………….

2.Роль права в жизни  общества…………………………………………………..

3.Роль государства в политической жизни общества…………………………..

Вывод………………………………………………………………………………

Список использованной литературы…………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государство и право –  важнейшие факторы общественной эволюции, непременные спутники современного общества. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории. Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. 

Пытаясь понять, что такое  право  и какова его роль в жизни  общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается  одним каким-либо признаком или  значением. Право, писал один из них (Павел), употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», - таково естественное право. В другом смысле право – это  то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное  право».

По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве. Появилось множество различных  правовых идей, теорий и суждений.  Право полностью или почти полностью отождествляется с законом, а точнее – с нормативно-правовыми актами, исходящими от государства и обеспечиваемыми государством. Закон считается правовым лишь в том случае, если он несет в себе идеи добра, справедливости, гуманизма, если в его содержание «заложен» правовой идеал.

Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они  относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и  в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно  воздействует на государство путем  установления общеобязательных для  всех его органов, должностных лиц  и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок  деятельности и взаимоотношений.

 

 

 

 

 

 

1.Содержание терминов «государство» и «право»

Термины «государство» или  «право» имеют различное содержание в зависимости от контекста их употребления.  Например, в Конституции России 1993г. термин «государство» используется в следующих значениях: 1.Конкретная страна: "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления." (статья 1).

2.Организация политической  власти, рассматриваемая как один  из субъектов общества и в  этом смысле вступающая с другими  субъектам общества (например, с  гражданами) в определенные отношения:  «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». (статья 19).

3.Определенная часть организации политической власти, которая отделяется от других частей по признакам территории и компетенции: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство». (статья 5); «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». (статья 12).

  В Конституции России 1993г. термин «право» также имеет различное содержание:

1.Возможность определенного  поведения или действия (юристы  называют это «право в субъективном смысле»): «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». (статья 27).

2.Система правовых норм, в том числе по определенному  кругу вопросов (юристы называют это «право в объективном смысле»): «В ведении Российской Федерации находятся…) федеральное коллизионное право». (статья 71).

3.Совокупность субъективных  прав, связанных с некоторым социальным или экономическим институтом: «Право частной собственности охраняется законом». (статья 35).

Для целей теории государства  и права - науки, изучающей наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства  и права - эти термины употребляются  в значениях: государство - организация  политической власти; право - система  правовых норм (подробнее см. разделы 1.2. и 1.3.). Для уяснения содержания понятий государства и права надо рассмотреть их соотношение с более общими понятиями: общество и правила поведения.

1.1.Определение  государства

Государство - это властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая особый правовой порядок на определенной территории.

Государство - совокупность политических институтов, главной целью которых является защита и поддержание целостности общества.

1.2.Определение права

Право - это совокупность социальных норм, которые обязательны для всех граждан данного государства.

Право - это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

1.3.Общество и государство. Признаки государства

Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия "общество" от более узкого понятия «государство». 

Важнейшим общественным явлением, которое  существовало и в догосударственных  обществах, но особенно существенно  для государства, является власть - возможность одних людей подчинять  своей воле поведение других людей. Власть может носить очень личный характер - например, власть родителей над детьми. Власть может иметь более широкий характер - например, власть вождя племени над соплеменниками.  Государственная власть имеет наиболее отвлеченный от личности, как говорят юристы - публичный характер. Например, Президент России может издать указ, обязывающий всех граждан России, достигших 18 лет, служить в армии. При этом никакие личные отношения Президента с этими гражданами не возникают - в указе нет никаких конкретных фамилий призывников; любой другой человек, занимающий должность Президента России, издал бы точно такой же указ.  Другой важнейшей особенностью государства является специальный аппарат управления, отделенный от общества.  Аппарат управления существовал и в догосударственных формах организации общества, однако носил более личный, близкий к членам общества характер. Например, управление вождем племени своими соплеменниками осуществлялось лично, либо через своих ближайших родственников или друзей. Если в результате каких-либо событий (поглощение племени более сильными соседями, гибель вождя) вождем племени становился другой человек, происходила полная замена «аппарата управления» на родственников или друзей нового вождя. Разумеется, элементы такой ситуации имеют место и в государствах. Однако степень смены аппарата при смене «вождей» гораздо меньше. Например, даже при таких глобальных сменах верховной власти в России, как в результате революции 1917 года или в результате распада СССР в 1991 году, непосредственно сразу сменился относительно небольшой слой высших руководителей - всего порядка нескольких тысяч человек. Однако миллионы чиновников так или иначе продолжали выполнять свои функции. Политика государства при этом радикально менялась, но инструмент ее осуществления - государственный аппарат - продолжал выполнять примерно те же по форме действия, что и раньше: армия воевала, милиция следила за порядком, суды выносили приговоры, фискальные органы собирали налоги и пр. Именно это означает отделение аппарата управления от общества: общество меняется, аппарат остается. Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков государства, то есть черт, отличающих государство от других институтов общества.

1.Публичный характер власти.

2.Наличие специального аппарата  управления, отделенного от общества.

3.Издание общеобязательных правил  поведения - правовых норм (подробнее см. раздел 1.4).

4.Осуществление власти в рамках  определенной территории.

5.Суверенитет, т.е. полновластие  внутри страны и независимость  от всякой иной власти внутри  страны и на международной  арене. 

6.Общеобязательные материальные  поборы для выполнения своих  задач, например: дань, пошлины, налоги.

Отметим, что в конкретном государстве (в смысле - конкретной стране) в конкретный период времени некоторые из вышеприведенных  признаков государства могут  фактически отсутствовать; либо, наоборот, присутствовать у негосударственных структур.  Например, у Сербии в 1999 году не было фактического суверенитета на территории Косово; в СССР фактически общеобязательные правила поведения могла определять КПСС, формально являвшаяся общественной организацией. 

1.4.Правила поведения  и правовые нормы. Признаки права

Правило поведения - это способ возможных или необходимых действий в определенной ситуации.

По критерию универсальности применения все правила поведения можно  разделить на индивидуальные и общие.

 Пример индивидуального правила поведения: родителей Пети Иванова вызвали в школу в связи с плохим поведением Пети. Необходимое действие родителей состоит в том, чтобы явиться в школу.

Пример общего правила поведения: все обязаны платить налоги.

Норма - это общее правило поведения, которое действует в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев. Не всякая норма является правовой.

Существовали доправовые нормы, например: биологические, религиозные. В частности, биологические нормы определяют поведение не только людей, но и животных - например, инстинкты самосохранения или размножения. В современном обществе, помимо правовых норм, люди руководствуются и внеправовыми, например: этическими, корпоративными, партийными. Ни в каком законе не сказано, что беременным женщинам надо уступать место в общественном транспорте, однако такое поведение безусловно признается обществом необходимым.  Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия «правовые нормы» от более широкого понятия «общие правила поведения». Важнейшей особенностью правовых норм является то, что их устанавливает и обеспечивает их исполнение именно государство (в лице своих органов), а не другие институты общества.

Например, в России правовые нормы  содержатся в принимаемых Государственной  Думой федеральных законах, в  издаваемых Президентом России указах, в других актах государственных  органов. Попытка нарушить правовые нормы может привести к преследованиям нарушителя со стороны правоохранительных органов государства - в частности, прокуратуры, милиции, суда.  Разумеется, правила поведения могут устанавливаться и другими институтами общества - например, Православная Церковь может определить детали соблюдения Великого поста; однако эти правила не будут правовыми нормами, и нарушителей поста не будут преследовать государственные правоохранительные органы. Другой особенностью правовых норм является их общеобязательный характер. Под действие правовых норм попадают все лица, находящиеся под юрисдикцией данного государства, вне зависимости от их пола, возраста, места жительства, отношения к религии, места работы и других признаков. Разумеется, есть правовые нормы, адресованные не всем лицам, а только конкретным категориям лиц; но это всегда специально оговаривается в самой правовой норме, либо очевидно из ее содержания.

Например, обязанность уплатить земельный  налог возникает у каждого, кто  имеет в собственности земельный  участок. Избежать уплаты налога, например, договорившись с налоговым инспектором, нельзя - при попытке это сделать государство накажет и налогоплательщика, и инспектора.  Напротив, обязанность платить партийные взносы возникает только у членов данной партии. При этом член партии может не платить членские взносы или даже вообще выйти из партии - государство это не интересует (разумеется, в этом примере речь идет не о тоталитарном государстве, где партия может играть особую роль - см. раздел 3.). Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков права, то есть черт, отличающих правовые нормы от других правил поведения.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков права  выглядит следующим образом.

1.Общеобязательность для всех  лиц. 

2.Особый, установленный государством  порядок создания правовых норм.

3.Право охраняется принудительной  силой государства. 

4.Право носит формально-определенный  и структурированный характер.

1.5.Сущность государства и права

Вышеприведенные определения государства  и права являются, так сказать, "технологическими", то есть построенными на некоторых формальных признаках, отличающих явления государства  и права от других общественных явлений. Такого типа определения адекватны  для основных целей классической теории государства и права - построения системы юридических понятий, анализа  взаимодействия и развития государственно-правовых явлений.  В то же время государство и право можно рассматривать в рамках других подходов, с другими целями. В частности, государство и право рассматривали философы, историки, политики, психологи, религиозные деятели.  Понятно, что их в меньшей степени интересует чисто юридическая проблематика, а в большей - та, которая им близка в силу их научных, политических или религиозных интересов.  Отсюда, в частности, интерес философов и политиков к «сущности» государства и права - то есть к тому, что, по их мнению, стоит за внешней стороной этих явлений. Чтобы проиллюстрировать отличие подходов, приведем несколько других определений государства и права из трудов некоторых философов и политиков:

Информация о работе Государство и право