Информационное обеспечение муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:25, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – показать развитие информационной системы местного самоуправления города Нижнего Новгорода.
Для реализации этой цели необходимо решить ряд задач:
- определить, что такое информация, её роль в муниципальном управлении;
- показать содержание информационной системы муниципального управления и выявить её особенности;
- рассмотреть развитие информационной системы муниципального управления.

Содержание работы

Введение............................................................................................................................. 3
1. Основы информационного обеспечения муниципального управления. 5
1.1. Определение, сущность и значение информации................................................. 5
1.2. Понятие информационной системы муниципального управления............... 15
1.3. Система прав, обязанностей и ответственности в сфере информационного обеспечения муниципального управления............................................................................................. 19
2. Информатизация органов местного самоуправления и муниципального хозяйства города Нижнего Новгорода....................................................... 23
2.1. Описание информационных потоков и ресурсов администрации города Нижнего Новгорода. 23
2.2. Средства автоматизации обработки и передачи информации........................ 27
3. Развитие информационной системы муниципального управления города Нижнего Новгорода................................................................................................... 31
3.1. Основные цели и задачи реализации Концепции.............................................. 34
3.2. Создание информационных ресурсов................................................................... 39
3.3. Основные этапы работ по развитию информационной системы................... 44
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................. 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................................... 49
Приложения.................................................................................................................... 51

Файлы: 1 файл

диплом информатизация.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)
 
 


 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

Рисунок 1. По видам органов  муниципальной власти.

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

Рисунок 2. По видам нормативных  правовых актов, регулирующих взаимоотношения в информационной сфере. 

 

Сфера правового регулирования  информационного обеспечения муниципального управления должна охватывать весь его  жизненный цикл "проектирование - создание - эксплуатация - замена". Последний этап замены характеризуется процессами поддержания его в актуальном состоянии. Возможны стратегии замены систем по критерию интегральных эксплуатационных расходов или по принципу переоценки.

 

1.3.    Система прав, обязанностей и ответственности в сфере информационного обеспечения муниципального управления

Политика по информационному  обеспечению должна проводиться  по многим взаимоувязанным направлениям, прежде всего Правительство Российской Федерации обязано разрабатывать  программы в области информационного  обеспечения граждан, государства, общества.

Следует законодательно закрепить ряд прав органов муниципальной  власти и управления в рассматриваемой  сфере, одно из них — право на формирование программ информационного  обеспечения на основе выявления  и обобщения информационных потребностей пользователей (потребителей) информации, которые должны содержать прогнозируемые долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные и оперативные требования к содержанию, виду, объему, источникам, регламенту и порядку представления необходимой пользователям (потребителям) информации.

Прежде чем формировать  такие программы, органы муниципальной  власти и управления должны иметь  право на получение сведений об информационных системах, сетях, ресурсах, услугах, а  право на их деятельность по созданию информационного обеспечения, распространению информации и информационных услуг должно определяться законодательно. Реализация этого права осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации".

Обязанности органов муниципальной власти и управления целесообразно изложить в виде ряда законодательных норм, а именно они обязаны:

-                формировать информационные ресурсы в соответствии с их компетенцией;

-                выдавать информацию из муниципальных ресурсов другим муниципальным органам, организациям и физическим лицам в установленные сроки и за установленную стоимость, эффективно использовать информационные ресурсы в процессе муниципального управления;

-                сохранять и поддерживать муниципальные информационные ресурсы в актуальном состоянии;

-                обеспечивать сохранение государственной, коммерческой, служебной и личной тайны при формировании и использовании муниципальных информационных ресурсов.

В этой связи необходимо также законодательно закрепить ответственность за следующие нарушения:

-                отсутствие полноты и несвоевременность формирования информационных ресурсов в соответствии с компетенцией органа муниципального управления,

-                несвоевременность предоставления или отказ от предоставления информации другим законно заинтересованным органам власти, а также организациям и физическим лицам;

-                предоставление органам муниципального управления недостоверной и некачественной информации,

-                нарушение государственной, коммерческой, служебной и личной тайны; порча или утрата документов;

-                сокрытие, умышленное искажение информации об источниках угроз,

-                недостоверность и ложность информации, создаваемой и распространяемой СМИ,

-                нарушение прав интеллектуальной собственности на информацию,

-                неустановление правил предоставления информации, нарушение правил получения и потребления информации, незаконное получение и использование информации с ограниченным доступом,

-                создание некачественных информационных технологий и средств их обеспечения,

-                нарушение прав и свобод личности, связанных с информацией, незаконное использование персональных данных, компьютерные преступления,

-                нарушение запрета отнесения открытой информации к информации с ограниченным доступом,

-                нарушение правил лицензирования и сертификации в информационной сфере;

-                нарушение в пользовании глобальными информационными сетями и системами, в том числе сетью Интернет.

Финансирование и экономическое  регулирование деятельности в этой области следует осуществлять из федерального и местных бюджетов по статье расходов "Информатика" ("Информационное обеспечение"), если речь идет об органах муниципального управления. Но системы информационного обеспечения, сети и технологии могут быть объектами собственности физических и юридических лиц, государства. Права собственности и авторства в этом случае регулируются Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации».

В процессе деятельности используются современные электронные  системы и средства для коллективного  анализа и обсуждения принимаемых  решений. Это относится, например, к  заседаниям органов власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления с использованием средств отображения результатов голосования. Поэтому и здесь необходимо предусмотреть следующие нормы:

• информация, предоставляемая  пользователям в режимах их коллективного и индивидуального информирования с применением ситуационных центров, ситуационных комнат, средств отображения и оперативной передачи данных (видеоконференций, экранов, табло, средств проведения селекторных совещаний), подлежит обязательному электронному протоколированию и документированию;

• информационное обеспечение  оперативной деятельности органов  муниципального управления с использованием электронных систем для перевода с одного языка на другой должно сертифицироваться и лицензироваться в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для обеспечения требуемой  оперативности и достоверности  приема, передачи и представления  информации органам муниципального управления должны применяются электронная  цифровая подпись, электронное визирование документов.

 

2.      Информатизация органов местного самоуправления и муниципального хозяйства города Нижнего Новгорода

Надо отметить, что  информационное поле даже одного муниципального образования, а тем более такого крупного как Нижний Новгород,  настолько велико, что рассмотреть его всё в рамках данной работы не представляется возможным. Поэтому в качестве примера ограничимся рассмотрением администрации города Нижнего Новгорода.

2.1.    Описание информационных потоков и ресурсов администрации города Нижнего Новгорода.

Все информационные потоки можно разделить на два вида: внешние  и внутренние.

К внешним относится  информация, циркулирующая между  населением, сторонними организациями и администрацией.

Ко внутренней относится  документооборот администрации (см. рис. 3), информационные массивы, статистическая информация и т.д.

Надо отметить, что  информация может быть двух видов  – необработанная и обработанная. Скажем, информация, поступающая от населения, является первичной, необработанной, а внутренняя или, например, статистическая информация – чаще всего уже имеет определенную структуру и формат, что позволяет ее легче формализовать и быстрее обрабатывать. При этом она должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к информации (см. Гл.1, пп.1.1.).

Получаемая информация накапливается, обрабатывается и становится информационным ресурсом, включаемым в общую информационную систему, а структура-накопитель – владельцем информационного ресурса. При этом возникают две большие проблемы: возможность поиска необхо димой информации и возникновение избыточности информации. 

 

 

 

Рисунок 3. Основные информационные потоки. 

 

Рассмотрим основные информационные потоки и ресурсы.

Информационные потоки.

Перечислим виды, источники и получателей информации, поступающей в администрацию города:

От населения – поступает в первичные отделы районных администраций и администрации города:

-                письма;

-                жалобы;

-                заявления;

-                обращения.

От организаций  и предприятий – поступает в профильные отделы районных администраций, откуда затем после обработки отправляется в соответствующий профильный департамент администрации города:

-                социальная – информация о различных слоях населения (военнослужащих, пенсионерах, несовершеннолетних);

-                экономическая – информация о ценах, налогах, финансово-экономическом положении предприятий, статистическая;

-                юридическая, правовая – законы, указы, постановления, распоряжения, письма и циркуляры;

-                организационная – письма, обращения и т.д.;

-                справочная – реестры, справочники, перечни.

Информационные  ресурсы.

Информация, поступая в те или иные отделы, подразделения, накапливается там, определенным образом обрабатывается и структурируется, образуя информационные ресурсы.

В силу естественных объективных причин ресурсы являются распределенными, формируясь в различных подразделениях администрации.

Далее следует понимать, что при обработке часть  информации остается на бумаге, часть переводится в электронный вид, некоторая часть особо ценной информации существует в обоих видах.

Такие логически связанные  структуры информации мы будем называть базами данных (БД).

Структуры, хранящие и обрабатывающие базы данных, неизбежно вынуждены обеспечивать актуальность информации, т.е. регулярно ее обновлять и корректировать. Такие структуры мы будем называть источниками информационных ресурсов.

Кратко перечислим основные информационные ресурсы и их источники.[3]

В районных администрациях – базы данных «Население района», «Пенсии», «Пособия», «Социальная помощь», «Кадры», «Реестр муниципальных  служащих», БД ГАС «Выборы», «Защита прав потребителей», «Мониторинг рынка», «Региональная статистика» и т.д.

В департаментах и  муниципальных учреждениях:

1.     Во всех – «Реестр муниципальных служащих».

2.     Департамент организационно-правовой работы – «муниципальные учреждения и предприятия города Нижнего Новгорода».

3.     Департамент экономики, промышленности и планирования – «Паспорт инвестиционных проектов по промышленным предприятиям г.Н.Новгорода», БД статистики «Финансы», «Промышленность», «Строительство и инвестиции», «Потребительский рынок», «Цены», «Рынок труда», «Уровень жизни», «Социальная статистика», «Демография», «Заявки по комиссии инвестиционной политики и земельным отношениям».

4.     Департамент здравоохранения – «Российский Государственный медико-дозиметрический регистр», «государственный регистр больных сахарным диабетом», «Вакцинопрофилактика детей и взрослых», «Поликлиника», «Статистика».

5.     Департамент по социальной защите населения – «Социальный паспорт г.Н.Новгрода», «Основные средства», «Медицинское страхование», «Коллективные договора», «Информация о задолженности по выплате пособий».

6.     Управление архитектуры и градостроительства – «Границы города и административных районов», «Улицы г.Н.Новгорода», «Дома и объекты строительства», «Земельные участки, закрепляемые в аренду, бессрочное пользование, собственность», «Памятники архитектуры», «Водоохранные зоны».

7.     Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами – «Объекты недвижимости».

Данный список можно  продолжать и дальше, но здесь отмечены все основные базы данных, которые формируются в структурных подразделениях администрации.

Так же используются в  работе информационные ресурсы таких  организаций, как Комитет государственной  статистики Нижегородской области, Налоговая инспекция по Нижнему Новгороду, Управление внутренних дел по Нижегородской области. Эти организации в рамках соглашений предоставляют необходимую информацию о населении и предприятиях, расположенных на территории Нижнего Новгорода.

2.2.    Средства автоматизации обработки и передачи информации.

Быстрый рост количества информации, особенно начиная со второй половины 20 века,  стал приводить к заметному замедлению и ухудшению работы с ней. Возникла необходимость более качественной обработки, передачи и более быстрого поиска информации. В это же время происходит бурное развитие научно-технического прогресса и, как одной из его составляющих, информационных наук и технологий.

Информация о работе Информационное обеспечение муниципального управления