Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:25, дипломная работа
Цель данной работы – показать развитие информационной системы местного самоуправления города Нижнего Новгорода.
Для реализации этой цели необходимо решить ряд задач:
- определить, что такое информация, её роль в муниципальном управлении;
- показать содержание информационной системы муниципального управления и выявить её особенности;
- рассмотреть развитие информационной системы муниципального управления.
Введение............................................................................................................................. 3
1. Основы информационного обеспечения муниципального управления. 5
1.1. Определение, сущность и значение информации................................................. 5
1.2. Понятие информационной системы муниципального управления............... 15
1.3. Система прав, обязанностей и ответственности в сфере информационного обеспечения муниципального управления............................................................................................. 19
2. Информатизация органов местного самоуправления и муниципального хозяйства города Нижнего Новгорода....................................................... 23
2.1. Описание информационных потоков и ресурсов администрации города Нижнего Новгорода. 23
2.2. Средства автоматизации обработки и передачи информации........................ 27
3. Развитие информационной системы муниципального управления города Нижнего Новгорода................................................................................................... 31
3.1. Основные цели и задачи реализации Концепции.............................................. 34
3.2. Создание информационных ресурсов................................................................... 39
3.3. Основные этапы работ по развитию информационной системы................... 44
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................. 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................................... 49
Приложения.................................................................................................................... 51
|
Рисунок 1. По видам органов муниципальной власти.
Рисунок 2. По видам нормативных правовых актов, регулирующих взаимоотношения в информационной сфере.
Сфера правового регулирования
информационного обеспечения
1.3. Система прав, обязанностей и ответственности в сфере информационного обеспечения муниципального управления
Политика по информационному
обеспечению должна проводиться
по многим взаимоувязанным направлениям,
прежде всего Правительство Российской
Федерации обязано
Следует законодательно закрепить ряд прав органов муниципальной власти и управления в рассматриваемой сфере, одно из них — право на формирование программ информационного обеспечения на основе выявления и обобщения информационных потребностей пользователей (потребителей) информации, которые должны содержать прогнозируемые долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные и оперативные требования к содержанию, виду, объему, источникам, регламенту и порядку представления необходимой пользователям (потребителям) информации.
Прежде чем формировать такие программы, органы муниципальной власти и управления должны иметь право на получение сведений об информационных системах, сетях, ресурсах, услугах, а право на их деятельность по созданию информационного обеспечения, распространению информации и информационных услуг должно определяться законодательно. Реализация этого права осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации".
Обязанности органов муниципальной власти и управления целесообразно изложить в виде ряда законодательных норм, а именно они обязаны:
- формировать информационные ресурсы в соответствии с их компетенцией;
- выдавать информацию из муниципальных ресурсов другим муниципальным органам, организациям и физическим лицам в установленные сроки и за установленную стоимость, эффективно использовать информационные ресурсы в процессе муниципального управления;
- сохранять и поддерживать муниципальные информационные ресурсы в актуальном состоянии;
- обеспечивать сохранение государственной, коммерческой, служебной и личной тайны при формировании и использовании муниципальных информационных ресурсов.
В этой связи необходимо также законодательно закрепить ответственность за следующие нарушения:
- отсутствие полноты и несвоевременность формирования информационных ресурсов в соответствии с компетенцией органа муниципального управления,
- несвоевременность предоставления или отказ от предоставления информации другим законно заинтересованным органам власти, а также организациям и физическим лицам;
- предоставление органам муниципального управления недостоверной и некачественной информации,
- нарушение государственной, коммерческой, служебной и личной тайны; порча или утрата документов;
- сокрытие, умышленное искажение информации об источниках угроз,
- недостоверность и ложность информации, создаваемой и распространяемой СМИ,
- нарушение прав интеллектуальной собственности на информацию,
- неустановление правил предоставления информации, нарушение правил получения и потребления информации, незаконное получение и использование информации с ограниченным доступом,
- создание некачественных информационных технологий и средств их обеспечения,
- нарушение прав и свобод личности, связанных с информацией, незаконное использование персональных данных, компьютерные преступления,
- нарушение запрета отнесения открытой информации к информации с ограниченным доступом,
- нарушение правил лицензирования и сертификации в информационной сфере;
- нарушение в пользовании глобальными информационными сетями и системами, в том числе сетью Интернет.
Финансирование и
В процессе деятельности используются современные электронные системы и средства для коллективного анализа и обсуждения принимаемых решений. Это относится, например, к заседаниям органов власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления с использованием средств отображения результатов голосования. Поэтому и здесь необходимо предусмотреть следующие нормы:
• информация, предоставляемая пользователям в режимах их коллективного и индивидуального информирования с применением ситуационных центров, ситуационных комнат, средств отображения и оперативной передачи данных (видеоконференций, экранов, табло, средств проведения селекторных совещаний), подлежит обязательному электронному протоколированию и документированию;
• информационное обеспечение оперативной деятельности органов муниципального управления с использованием электронных систем для перевода с одного языка на другой должно сертифицироваться и лицензироваться в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для обеспечения требуемой оперативности и достоверности приема, передачи и представления информации органам муниципального управления должны применяются электронная цифровая подпись, электронное визирование документов.
2. Информатизация органов местного самоуправления и муниципального хозяйства города Нижнего Новгорода
Надо отметить, что информационное поле даже одного муниципального образования, а тем более такого крупного как Нижний Новгород, настолько велико, что рассмотреть его всё в рамках данной работы не представляется возможным. Поэтому в качестве примера ограничимся рассмотрением администрации города Нижнего Новгорода.
2.1. Описание информационных потоков и ресурсов администрации города Нижнего Новгорода.
Все информационные потоки можно разделить на два вида: внешние и внутренние.
К внешним относится информация, циркулирующая между населением, сторонними организациями и администрацией.
Ко внутренней относится документооборот администрации (см. рис. 3), информационные массивы, статистическая информация и т.д.
Надо отметить, что информация может быть двух видов – необработанная и обработанная. Скажем, информация, поступающая от населения, является первичной, необработанной, а внутренняя или, например, статистическая информация – чаще всего уже имеет определенную структуру и формат, что позволяет ее легче формализовать и быстрее обрабатывать. При этом она должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к информации (см. Гл.1, пп.1.1.).
Получаемая информация накапливается, обрабатывается и становится информационным ресурсом, включаемым в общую информационную систему, а структура-накопитель – владельцем информационного ресурса. При этом возникают две большие проблемы: возможность поиска необхо димой информации и возникновение избыточности информации.
Рисунок 3. Основные информационные потоки.
Рассмотрим основные информационные потоки и ресурсы.
Информационные потоки.
Перечислим виды, источники и получателей информации, поступающей в администрацию города:
От населения – поступает в первичные отделы районных администраций и администрации города:
- письма;
- жалобы;
- заявления;
- обращения.
От организаций и предприятий – поступает в профильные отделы районных администраций, откуда затем после обработки отправляется в соответствующий профильный департамент администрации города:
- социальная – информация о различных слоях населения (военнослужащих, пенсионерах, несовершеннолетних);
- экономическая – информация о ценах, налогах, финансово-экономическом положении предприятий, статистическая;
- юридическая, правовая – законы, указы, постановления, распоряжения, письма и циркуляры;
- организационная – письма, обращения и т.д.;
- справочная – реестры, справочники, перечни.
Информационные ресурсы.
Информация, поступая в те или иные отделы, подразделения, накапливается там, определенным образом обрабатывается и структурируется, образуя информационные ресурсы.
В силу естественных объективных причин ресурсы являются распределенными, формируясь в различных подразделениях администрации.
Далее следует понимать, что при обработке часть информации остается на бумаге, часть переводится в электронный вид, некоторая часть особо ценной информации существует в обоих видах.
Такие логически связанные структуры информации мы будем называть базами данных (БД).
Структуры, хранящие и обрабатывающие базы данных, неизбежно вынуждены обеспечивать актуальность информации, т.е. регулярно ее обновлять и корректировать. Такие структуры мы будем называть источниками информационных ресурсов.
Кратко перечислим основные информационные ресурсы и их источники.[3]
В районных администрациях – базы данных «Население района», «Пенсии», «Пособия», «Социальная помощь», «Кадры», «Реестр муниципальных служащих», БД ГАС «Выборы», «Защита прав потребителей», «Мониторинг рынка», «Региональная статистика» и т.д.
В департаментах и муниципальных учреждениях:
1. Во всех – «Реестр муниципальных служащих».
2. Департамент организационно-правовой работы – «муниципальные учреждения и предприятия города Нижнего Новгорода».
3. Департамент экономики, промышленности и планирования – «Паспорт инвестиционных проектов по промышленным предприятиям г.Н.Новгорода», БД статистики «Финансы», «Промышленность», «Строительство и инвестиции», «Потребительский рынок», «Цены», «Рынок труда», «Уровень жизни», «Социальная статистика», «Демография», «Заявки по комиссии инвестиционной политики и земельным отношениям».
4. Департамент здравоохранения – «Российский Государственный медико-дозиметрический регистр», «государственный регистр больных сахарным диабетом», «Вакцинопрофилактика детей и взрослых», «Поликлиника», «Статистика».
5. Департамент по социальной защите населения – «Социальный паспорт г.Н.Новгрода», «Основные средства», «Медицинское страхование», «Коллективные договора», «Информация о задолженности по выплате пособий».
6. Управление архитектуры и градостроительства – «Границы города и административных районов», «Улицы г.Н.Новгорода», «Дома и объекты строительства», «Земельные участки, закрепляемые в аренду, бессрочное пользование, собственность», «Памятники архитектуры», «Водоохранные зоны».
7. Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами – «Объекты недвижимости».
Данный список можно продолжать и дальше, но здесь отмечены все основные базы данных, которые формируются в структурных подразделениях администрации.
Так же используются в работе информационные ресурсы таких организаций, как Комитет государственной статистики Нижегородской области, Налоговая инспекция по Нижнему Новгороду, Управление внутренних дел по Нижегородской области. Эти организации в рамках соглашений предоставляют необходимую информацию о населении и предприятиях, расположенных на территории Нижнего Новгорода.
2.2. Средства автоматизации обработки и передачи информации.
Быстрый рост количества информации, особенно начиная со второй половины 20 века, стал приводить к заметному замедлению и ухудшению работы с ней. Возникла необходимость более качественной обработки, передачи и более быстрого поиска информации. В это же время происходит бурное развитие научно-технического прогресса и, как одной из его составляющих, информационных наук и технологий.
Информация о работе Информационное обеспечение муниципального управления