Информационное обеспечение муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:25, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – показать развитие информационной системы местного самоуправления города Нижнего Новгорода.
Для реализации этой цели необходимо решить ряд задач:
- определить, что такое информация, её роль в муниципальном управлении;
- показать содержание информационной системы муниципального управления и выявить её особенности;
- рассмотреть развитие информационной системы муниципального управления.

Содержание работы

Введение............................................................................................................................. 3
1. Основы информационного обеспечения муниципального управления. 5
1.1. Определение, сущность и значение информации................................................. 5
1.2. Понятие информационной системы муниципального управления............... 15
1.3. Система прав, обязанностей и ответственности в сфере информационного обеспечения муниципального управления............................................................................................. 19
2. Информатизация органов местного самоуправления и муниципального хозяйства города Нижнего Новгорода....................................................... 23
2.1. Описание информационных потоков и ресурсов администрации города Нижнего Новгорода. 23
2.2. Средства автоматизации обработки и передачи информации........................ 27
3. Развитие информационной системы муниципального управления города Нижнего Новгорода................................................................................................... 31
3.1. Основные цели и задачи реализации Концепции.............................................. 34
3.2. Создание информационных ресурсов................................................................... 39
3.3. Основные этапы работ по развитию информационной системы................... 44
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................. 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................................... 49
Приложения.................................................................................................................... 51

Файлы: 1 файл

диплом информатизация.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

-                модернизации существующих (ведомственных, отраслевых и территориальных) или создания новых функциональных ИВС для реализации отсутствующих функций системы.

Основным принципами формирования функционально полной системы являются:

-                поэтапная,   сбалансированная   эволюция   интегрированной   системы   с контролируемыми капиталовложениями на каждом этапе, при обеспечении практических результатов для конечных пользователей на каждом этапе;

-                обеспечение однократности ввода информации в точках ее порождения, а также коллективного и многократного ее использования;

-                минимизация дублирования функциональных задач обработки информации путем определения подсистемы, ответственной за ее реализацию и обеспечение всех потребителей других подсистем;

-                унификация и стандартизация задач и подсистем функциональных блоков и протоколов их информационного взаимодействия в однотипных системах одного иерархического уровня;

-                организация информационного обеспечения и взаимодействия на основе формирования единой системы информационных ресурсов и использования единой системы информационно - телекоммуникационного взаимодействия;

-                использование гибких инструментальных средств и модульной структуры подсистем и системы в целом;

-                максимальное использование готовых (серийно поставляемых) программных и технических средств, а также привлечение к работам, на конкурсной основе, профессиональных и специализированных организаций.

Одновременно возможно рассмотрение вопроса о создании функционально полной системы с  точки зрения типизации процессов. С этой стороны система должна обеспечить информатизацию следующих задач:

Традиционных:

-                автоматизация рутинных операций и переход на безбумажный обмен информацией, в том числе с органами государственной власти и управления области, а также федерального уровня;

-                информационное и информационно - аналитическое обеспечение процессов подготовки и принятия управленческих решений;

-                оперативное информационно - справочное обеспечение всех пользователей нормативно - правовыми актами федерального и регионального уровня, ставших актуальными в настоящее время;

-                установление прямых (горизонтальных) информационных связей между органами местного самоуправления города, с субъектами Российской Федерации и с зарубежными партнерами города;

-                учет имущественных комплексов и природных ресурсов, как объектов прав собственности;

-                представление информации о деятельности органов местного самоуправления города хозяйствующим субъектам и населению.

Перспективных:

-                внедрение перспективных технологий анализа и моделирования социально-экономических процессов на территории города;

-                организация сравнительных межрегиональных исследований в экономической, социологической и правовой сферах;

-                создание и внедрение систем мониторинга социально - экономических, социально - трудовых, экологических, общественно - политических и других процессов на территории города;

-                создание информационных систем по историческому и культурному наследию, электронных энциклопедий в технологии мультимедиа.

3.2.    Создание информационных ресурсов.

Обеспечение экономической  эффективности создания и функционирования системы невозможно без организации  накопления (формирования) и использования  для информационного обеспечения  подсистем функциональных блоков и абонентов единых автоматизированных информационных ресурсов коллективного пользования, являющихся одной из основных инфраструктурных компонент информатизации города. Автоматизированные информационные ресурсы реализуются в виде городской распределенной системы баз данных коллективного пользования и комплекса информационных систем локального использования.

Информационной магистралью  системы является сеть передачи данных, которая поэтапно трансформируется в сложную коммуникационную инфраструктуру, позволяющую сотням сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления    города    обмениваться    информацией,    автоматизировать делопроизводство, выполнять коллективную вычислительную обработку и совместно использовать данные.

В общем виде структура  информационных ресурсов коллективного  использования является иерархической  многоуровневой системой. Уровни этой системы совпадают с контурами  управления города, при этом, на каждом вышестоящем уровне системы информация имеет более агрегированный характер (по основаниям, соответствующим отраслевой принадлежности, контуру управления и т. д.).

1-й уровень - базы данных (далее— БД) первичной информации об объектах и субъектах территории (кадастры, регистры, реестры и т. д.), необходимой для функционирования конкретных организационных социально - экономических структур (контур структурных подразделений администраций районов города Нижнего Новгорода).

2-й уровень - БД агрегированных показателей - информация, характеризующая состояние объектов и процессов, контролируемых исполнительным органом местного самоуправления (контур структурных подразделений администрации города Нижнего Новгорода).

3-й уровень - БД интегральных показателей - информация, характеризующая состояние процессов социально - экономического развития в целом (контур представительных  органов  местного  самоуправления  и  должностных  лиц исполнительного органа местного самоуправления города).

Для информационного  обеспечения решения задач информационно  аналитической поддержки принятия решений достаточно наличия БД агрегированных и интегральных показателей. Однако для формирования и поддержания в актуальном состоянии вышеназванных баз, а также, в случае необходимости, для более углубленного анализа проблемы, информационные подсистемы и абоненты системы должны иметь доступ непосредственно к БД первичной информации. Следовательно, каждая БД, входящая в единую систему автоматизированных информационных ресурсов, в процессе формирования собственных информационных ресурсов является "потребителем" части информации соседних (по вертикали и горизонтали) и, в тоже время, "поставщиком" информации для других БД и абонентов системы, при этом фундаментом данной системы является подсистема БД первичной информации.

Масштабность проблемы, дефицит финансовых и материальных ресурсов и квалифицированного научного потенциала требуют выделения первоочередных задач. На основе  анализа  потребностей  функциональных  блоков  и  состояния информационных ресурсов города Нижнего Новгорода, а также опыта работ других регионов определен состав первого этапа, имеющий первоочередную важность при реализации системы:

Комплекс общегородских кадастров и регистров (БД первичной информации), в составе:

-                комплексный территориальный кадастр природных ресурсов (земельные, лесные, водные ресурсы, экология и др.);

-                группа регистров (юридических лиц (предприятий), физических лиц (населения), административно - территориальных единиц;

-                комплексный территориальный кадастр недвижимости и инфраструктуры (инженерных сетей и коммуникаций, застройки (жилье и нежилые помещения), строительных объектов, транспортных магистралей, улично - дорожных сетей).

Для обеспечения системы  первичной информацией, которая  в настоящее время принадлежит  различным муниципальным, ведомственным  и государственным структурам (ЗАГС, МВД, служба занятости, органы социальной защиты, налоговые органы и т. д.), необходимы дополнения к законодательству об информации, регулирующие отношения владельцев и потребителей подобной информации.

Базы данных агрегированных показателей, в составе:

-                информационно - графическая система анализа региональной инфраструктуры;

-                система анализа хозяйственной и финансовой деятельности предприятий;

-                БД нормативно - правовых актов Российской Федерации;

-                БД нормативно - правовых актов органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода и Нижегородской области;

-                БД нормативно - правовых актов других субъектов федерации, модельных нормативно - правовых актов.

Базы данных интегральных показателей, в составе:

система оперативных показателей социально - экономического развития города Нижнего Новгорода;

БД показателей социально - экономического развития других городов  и регионов России;

система электронных  бюллетеней департамента информационно - аналитической работы.

В рамках создания единых автоматизированных информационных ресурсов предусматривается также:

проведение инвентаризации и создание реестра информационных ресурсов и исследование информационных потребностей всех пользователей (субъектов  информационных отношений);

проведение анализа на совместимость и полноту информационного обеспечения функций соответствующих блоков системы и информационных потребностей пользователей;

отработка   средств   защиты   информационных   ресурсов   и   системы санкционированного доступа к информационным ресурсам абонентов системы;

перевод существующих (формирование новых) БД в режим коллективного  пользования и обеспечение оперативного обновления (актуализации), как минимум, путем организации регламентного  взаимодействия с различными ИВС  подсистем функциональных блоков;

проведение работ по обеспечению однократного получения  информации непосредственно от ее источника;

модернизация существующих и создание новых БД с целью  обеспечения информационной полноты  и актуализации в автоматизированном режиме, а также для перехода на технологию ведения системы территориально - распределенных БД;

формирование на территории города системы информационных центров (специализированных организаций по ведению БД коллективного пользования), обеспечивающей информационное обслуживание всех абонентов (в соответствии с их правами).

Основными принципами формирования автоматизированных информационных ресурсов являются:

поэтапная,   сбалансированная  эволюция  системы  с  контролируемыми капиталовложениями, при обеспечении практических результатов, на каждом этапе;

обеспечение однократности  сбора информации путем исключения дублирования задач сбора информации (кроме их дублирования с целью  контроля достоверности) и определения  подсистем и оргструктур, ответственных  за ее сбор и актуализацию в БД автоматизированных информационных ресурсов;

унификация информационных технологий и стандартизация протоколов взаимодействия БД автоматизированных информационных ресурсов между собой, с подсистемами функциональных блоков и абонентами системы на базе городской информационно - коммуникационной системы;

использование гибких инструментальных средств, использующих технологии "клиент - сервер" и территориально - распределенных БД;

максимальное использование  готовых (серийно поставляемых) программных и технических средств, а также привлечение к работам, на конкурсной основе, профессиональных специализированных организаций.

Помимо создания автоматизированных информационных ресурсов коллективного  пользования будут продолжены работы по созданию информационных систем и автоматизированных рабочих мест локального применения. Работы этого направления можно разделить на две группы:

системы для информационного  обеспечения высших органов власти города (глава администрации города, городская Дума, администрация города);

системы  автоматизации  деловых  процедур  отдельных  подразделений администрации города.

3.3.    Основные этапы работ по развитию информационной системы.

Ориентировочные этапы  работ по развитию городской информационно -коммуникационной системы включают:

проведение инвентаризации средств компьютерных коммуникаций (ЛВС, абонентских пунктов глобальных сетей, модемов и т. д.) города, с  последующим анализом совместимости  их между собой и созданием  реестра (БД) средств компьютерных коммуникаций и средств передачи данных системы;

разработка и реализация инвестиционных проектов (за счет бюджетных  или внебюджетных средств) создания (развития) городских телекоммуникационный сетей, соответствующих рекомендациям  протоколов и интерфейсов МККТТ;

поэтапное подключение (организация взаимодействия через межсетевые соединения) городских телекоммуникационных сетей между собой к областным, российским и международным сетям;

разработка и согласование стандартов и определение (на экспертно - конкурсной основе) реализующих их унифицированных информационных технологий обеспечения и взаимодействия подсистем функциональных блоков и абонентов системы между собой и с базами данных из состава автоматизированных информационных ресурсов;

Информация о работе Информационное обеспечение муниципального управления