Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 15:00, курсовая работа
Цель данной работы – показать, какие есть источники муниципального права и какое место они занимают в муниципально – правовых отношениях. Работа ставит перед собой следующие задачи:
- сделать общую характеристику источников муниципального права на федеральном, региональном уровнях и уровне муниципальных образований.
- рассмотреть источники научной дисциплины муниципального права;
- показать место и роль муниципальных правовых актов в системе источников российского права.
Объектом моей работы являются муниципально – правовые отношения, возникающие в ходе взаимодействия субъектов муниципального права. Что касается предмета исследования – то это непосредственно сами принципы муниципального права.
Введение..................................................................................................................2
1. Общая характеристика источников муниципального права………………...4
1.2 Источники муниципального права на федеральном и региональном уровне ……………………………………………………………………………..4
1.3 Источники муниципального права на уровне муниципальных образований………………………………………………………………………13
2. Иные источники муниципального права…………………………………... 24
2.1 Судебные акты (решения), содержащие правовые позиции и нормативные предписания по вопросам организации местного самоуправления ………....24
2.2 Договоры и соглашения в области местного самоуправления…………...29
Заключение……………………………………………………………………...30
Список используемой литературы…………………………………………...32
Содержание
Введение......................
1. Общая характеристика источников муниципального права………………...4
1.2 Источники муниципального
права на федеральном и региональном уровне
…………………………………………………………………………….
1.3 Источники муниципального
права на уровне муниципальных образований…………………………………………………
2. Иные источники муниципального права…………………………………... 24
2.1 Судебные акты (решения), содержащие правовые позиции и нормативные предписания по вопросам организации местного самоуправления ………....24
2.2 Договоры и соглашения в области местного самоуправления…………...29
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы…………………………………………...
Введение
Тема моей курсовой работы – «Источники муниципального права Российской Федерации». Источниками в любой отрасли права называют правовые акты, в которых находят свое внешнее содержание нормы отрасли права. По – этому цель данной работы – показать, какие есть источники муниципального права и какое место они занимают в муниципально – правовых отношениях. Работа ставит перед собой следующие задачи:
- сделать общую характеристику источников муниципального права на федеральном, региональном уровнях и уровне муниципальных образований.
- рассмотреть источники научной дисциплины муниципального права;
- показать место и роль муниципальных правовых актов в системе источников российского права.
Объектом моей работы являются муниципально – правовые отношения, возникающие в ходе взаимодействия субъектов муниципального права. Что касается предмета исследования – то это непосредственно сами принципы муниципального права. В моей работе используются несколько методов исследования: сравнительный метод, изучение нормативно-правовой базы, аналитический метод. Актуальность данной темы обусловлена тем, что правовое положение местного самоуправления как самостоятельной формы в механизме осуществления народовластия обусловило необходимость полного охвата всех сторон его организации и деятельности единой отраслью научных знаний. Такой отраслью является наука муниципального права. Степень разработанности моей темы находится на довольно высоком уровне. Основным не по юридической силе, а по разработанности и содержанию, является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 – ФЗ от от 06.10.2003. В нем довольно детально прописаны все предписания, по которым должно осуществляться МСУ.
1. Общая характеристика
источников муниципального
1.1 Источники муниципального права на федеральном и региональном уровне
Источники муниципального права
в Российской Федерации разделяются
на три уровня, основной из которых
– федеральный уровень, т.е. данные
источники принимаются
Конституция РФ закрепляет общие принципы построения и функционирования муниципальной власти, единые для всей системы местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии осуществления местного самоуправления.1 Основополагающие нормы о независимости местного самоуправления содержатся в ст. 12 Конституции РФ.
Гл. 8 Конституции РФ полностью посвящена организации местного самоуправления в Российской Федерации. В ней устанавливаются основные формы и способы осуществления местного самоуправления, территориальные основы местного самоуправления, основные полномочия его органов. В ст. 130 Конституции РФ констатируется, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
В ст. 131 фиксируются гарантии территориального верховенства (самостоятельности) местного самоуправления.2 К их числу Конституция относит основной круг территорий, на которых может осуществляться местное самоуправление (городские, сельские поселения); запреты на изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, без учета мнения населения соответствующих территорий.
В ст. 132 определяется круг вопросов местного значения (предметы ведения местного самоуправления), в решении которых органы местного самоуправления самостоятельны: управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов; осуществление охраны общественного порядка; решение иных вопросов местного значения.
В ст. 133 Конституции РФ устанавливает запрет на ограничение тех прав местного самоуправления, которые закреплены в Конституции РФ и федеральных законах.
После Конституции, второе место занимают Федеральные законы Российской Федерации, в которых содержатся нормы, регулирующие местное самоуправление. Базовым федеральным законом, регулирующим деятельность местного самоуправления в Российской Федерации, является Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131.
В Федеральном законе о
местном самоуправлении 2003 г. значительно
изменена концепция местного самоуправления.
В наибольшей степени претерпели
изменения территориальные
Особенность Федерального Закона
о местном самоуправлении 2003 г. заключается
и в том, что каждый из видов
муниципальных образований
Важным является также
то, что различные муниципальные
образования будут иметь разные
доходные источники, определяемые в
зависимости от их потребностей. Это
полностью соответствует
Федеральный закон о местном
самоуправлении 2003 г. также предусматривает
особенности осуществления
Существенным изменениям
подверглись и организационные
основы местного самоуправления. Если
Федеральным законом о местном
самоуправлении 1995 г. допускалось существование
десятков возможных схем организации
муниципальной власти, то ныне действующий
закон ограничивает возможности
муниципальных образований в
данной сфере. Так, например, закон подробно
регулирует систему органов местного
самоуправления, вплоть до определения
численности представительных органов
местного самоуправления и порядка
занятия должности главы
В то же время нельзя не отметить,
что рассматриваемый закон
Изначально было предусмотрено,
что Федеральный Закон о
С момента вступления в
силу Федерального Закона о местном
самоуправлении 2003 г. утрачивают силу
еще два федеральных
В развитие Федерального закона о местном самоуправлении 1995 г. также были приняты следующие федеральные законы: «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ (на данный момент это закон отменен, так как вступил в силу новый Федеральный закон «О муниципальной службе» от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ); «О статусе наукограда Российской Федерации» от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ; «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ; «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ. Непосредственно в развитие Федерального Закона о местном самоуправлении 2003 г. приняты следующие федеральные законы: «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ; «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ.
Следует иметь в виду,
что полномочия органов местного
самоуправления в различных сферах
общественной жизни содержатся во многих
отраслевых законодательных актах,
в том числе и
На федеральном уровне
регулирование местного самоуправления
осуществляется и другими нормативными
актами. Так, например, обе палаты Федерального
Собрания РФ принимали постановления,
затрагивающие вопросы
Среди указов Президента РФ
можно назвать следующие: «О Конгрессе
муниципальных образований