Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 13:52, контрольная работа
Объект исследования - общественные отношения, регламентируемые на уровне местного самоуправления.
Предмет исследования -- источники муниципального права.
Цель исследования заключается в научном осмыслений и анализе юридической природы источников муниципального права и их места в современной системе источников российского права.
Введение…………………………………………………………………………..
1. Понятие источников муниципального права……………………………………
1.1 Понятие и особенности источников муниципального права…………………..
1.2 Виды источников муниципального права……………………………………..
Заключение………………………………………………………………………….
Список источников и литературы………………
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Иванов Иван
Источники муниципального права
Итоговая контрольная работа по муниципальному праву Российской Федерации
Студента 4-го курса заочной формы обучения
Москва 2015
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Понятие источников
1.1 Понятие и особенности источников муниципального права…………………..
1.2 Виды источников муниципального права……………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список источников и литературы……………………………………………….
Введение
Актуальность темы исследования. Будучи низовым и институционально наиболее многочисленным уровнем осуществления публичной власти местное самоуправление «производит» и наибольшее количество правовых актов, в том числе и нормативных. Вместе с тем, в новых исторических реалиях (с момента принятия Конституции РФ 1993 года и до настоящего времени) не имеет адекватного теоретического осмысления целый ряд как концептуальных, так и сугубо практических вопросов «жизнедеятельности» таких актов. В их числе: юридическая природа муниципальных правовых актов, их место и роль системе российского законодательства, особенности иерархического построения источников, принимаемых на уровне местного самоуправления, разграничение нормотворческих полномочий между различными уровнями осуществления публичной власти, проблемы и механизмы обеспечения соответствия муниципальных правовых актов федеральному и региональному законодательству.
Успешное теоретическое осмысление указанных проблем предполагает прежде всего наличие прочной методологической основы. Ныне эта основа имеет серьезные изъяны. Речь идет о неверном представлении социальной и юридической сущности самого местного самоуправления, его реальном соотношении с государственным управлением. Выявление политической и юридической природы местного самоуправления является непременным условием для познания юридической сущности источников российского права.
Являясь относительно самостоятельной подсистемой, источники муниципального права имеют сложное иерархическое построение. Понятно, что огромное количество муниципалитетов, объективно предопределенная специфика в вопросах их структурной организации в каждом конкретном случае будут приводить к весьма существенному своеобразию в вопросе иерархического построения. Вместе с тем, такое построение не может и не должно быть оторвано от общих закономерностей, существующих в данной сфере. Как следствие - возникает потребность в создании базовой модели иерархии муниципальных правовых актов, опираясь на которые каждый отдельный муниципалитет сможет построить свою собственную систему муниципальных правовых актов, которая органично «впишется» в единую систему правового регулирования общественных отношений.
Одной из ключевых проблем современного этапа развития российской государственности является проблема разграничения полномочий между различными уровнями осуществления публичной власти. И если в системе «федеральные органы государственной власти - органы государственной власти субъектов Федерации» наметились достаточно четкие контуры, то в системе «органы государственной власти - органы местного самоуправления» предстоит немало сделать, в первую очередь в области теоретического обоснования принципов и порядка такого разграничения.
Самостоятельное значение имеет проблема обеспечения соответствия муниципальных правовых актов федеральному и региональному законодательству. На сегодняшний день вследствие целого ряда объективных и субъективных причин наибольшее количество незаконных правовых актов принимается именно на уровне местного самоуправления. Сказанным обусловлены актуальность темы исследования и ее выбор автором.
Степень научной разработанности темы. В общей теории государства и права источники муниципального права на монографическом уровне не исследовались. Как правило, о них упоминается попутно в связи с рассмотрением общих вопросов форм (источников) права, теории правотворчества, теории системы законодательства, типологии нормативных правовых актов и иных близких к ним вопросов. В этой связи следует указать на работы: Н.Г. Александрова, С.С. Алексеева, Л.И. Антоновой, В.К. Бабаева, В.М. Баранова, П.П. Баранова, С.Н. Братуся, Т.А. Васильевой, А.В. Васильева, А.Б. Венгерова, Н.А. Власенко, B.C. Жеребина, С.Л. Зивса, В.Н. Карташова, Д.А. Керимова, В.Я. Кикотя, Д.А. Ковачева, Е.А. Козлова, И.В. Котелевской, В.В. Лазарева, В.М. Левченко, Р.З. Лившица, М.Н. Марченко, А.В. Мицкевича, Н.А. Михалевой, Л.А. Морозовой, А. Нашиц, B.C. Нерсесянца, А.С. Пиголкина, С.В. Полениной, Т.Н. Радько, Т.Н. Рахманиной, В.П. Сальникова, И.С. Самощенко, И.Н. Сенякина, Н.В. Сильченко, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомирова, Б.Н. Топорнина, В.Е. Чиркина, В.В. Черникова, Г.Т. Чернобеля, А.Ф. Шебанова и др.
Отдельные аспекты проблематики муниципальных правовых актов затрагивались в отраслевых исследованиях, посвященных природе местного самоуправления, правовым основам местного самоуправления, муниципальному правотворчеству, режиму законности в муниципальной сфере и другим вопросам. Наиболее существенный вклад в разработку указанных проблем внесли представители наук конституционного и муниципального права (С.А. Авакьян, М.В. Баглай, Г.В. Барабашев, Д.А. Баринов, Н.С. Бондарь, Т.М. Бялкина, В.И. Васильев, И.В. Выдрин, Е.В. Гриценко, Ю.А. Дмитриев, Н.А. Емельянов, М.А. Краснов, А.Н. Кокотов, О.В. Кудрякова, А.К. Куранов, С.Н. Лопатина, Т.С. Масловская, Л.А. Нудненко, И.И. Овчинников, А.А. Петров, Н.В. Постовой, Ю.М. Прусаков, В.В. Пылин, А.А. Сергеев, А.Я. Слива, Н.С. Тимофеев, А.А. Уваров, В.И. Фадеев, Г.З. Фахрисламова, Г.Н. Чеботарев, В.Е. Чиркин, Н.М. Чепурнова, Д.Ю. Шапсугов, К.Ф. Шеремет, Е.С. Шугрина и др.).
Вопросы правовых актов местных органов власти достаточно активно разрабатывались в советский период. Однако в новых исторических реалиях целый ряд положений, сформулированных в тот период, нуждается в основательном переосмыслении.
Объект исследования - общественные отношения, регламентируемые на уровне местного самоуправления.
Предмет исследования -- источники муниципального права.
Цель исследования заключается в научном осмыслений и анализе юридической природы источников муниципального права и их места в современной системе источников российского права.
Методологическую базу исследования составляют современные методы познания, выявленные юридической наукой и апробированные практикой. Работа основана на использовании общенаучных методов исторического, логического, нормативного и сравнительно-правового анализа. При решении поставленных задач использовался ряд специальных методов, в том числе конкретно-социологический, статистический, системный, структурно-функциональный и метод моделирования.
Эмпирическая база исследования: а) Конституция России 1993 года; б) федеральные конституционные законы; в) федеральные законы; г) акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти России; д) практика Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, иных судебных органов; е) законодательство субъектов Российской Федерации; ж) муниципальные правовые акты.
муниципальное право самоуправление
Глава 1. Понятие источников муниципального права
1.1 Понятие и особенности
В теории права сложилось устойчивое представление о материальном и юридическом аспектах понятия "источник права". Материальными источниками называют социально-экономические факторы, определяющие условия жизни общества, деятельность субъектов права. Справедливо считается, что материальные источники обусловливают появление и действие правовых норм. В юридическом смысле источниками признаются формы, устанавливающие нормы права и наделяющие их обязательной силой. В качестве формы, выполняющей подобные функции, выступают нормативные правовые акты -- акты, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, применяющие или отменяющие правила общего характера. Нормативно-правовой акт характеризуется определенным порядком его издания уполномоченным на то государственным органом и органом местного самоуправления. Содержание нормативного документа составляют установления нормативного характера Барабашев Г.В. Местное самоуправление. М., 1996. - С. 24.
Сложившиеся в юридической теории представления по данной тематике могут быть использованы и применительно к источникам муниципального права. Последние можно классифицировать по двум основаниям: по субъектам правотворчества и по сферам правового регулирования.
Источники муниципального права представляют собой форму закрепления общеобязательных правовых норм. Источники муниципального права уникальные по своей природе. Источниками научной дисциплины муниципального права являются теоретические труды российских и зарубежных ученых в сфере муниципального права, историко-правовые исследования и другие работы, в которых разрабатываются теоретико-методологические проблемы развития муниципального права, а также учебные, научно-методические и учебно-методические издания, способные оказать помощь в изучении муниципального права России. В первую очередь это научные работы ученых и видных деятелей земского движения дореволюционной России. Немаловажное значение имеют работы по проблемам местного управления советского периода.
Источниками научной дисциплины муниципального права являются также правовые акты как источники отрасли муниципального права. Это Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан и местных референдумах, и иные муниципальные правовые акты, нормы международного права.
Кроме того, к источникам научной дисциплины муниципального права относится и практический опыт деятельности местного самоуправления. На основе изучения и обобщения такого опыта вырабатываются научные рекомендации по повышению эффективности организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации.
1.2 Виды источников
Источниками муниципального права являются прежде всего нормативные правовые акты; они могут быть трех уровней: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные федеральные источники; конституции, уставы субъектов РФ, законы и иные источники права субъектов РФ; муниципальные нормативные правовые акты.
Федеральный уровень источников муниципального права охватывает разнообразные акты.
Вершиной системы источников муниципального права является Конституция РФ. Правовое регулирование местного самоуправления в Конституции РФ носит уникальный характер. Такого полного конституционного регулирования нет в конституциях иных современных федеративных государств. В Основном законе России в 19 статьях так или иначе упоминается местное самоуправление или органы местного самоуправления, они находятся в гл. 1 "Основы конституционного строя" (ч. 2 ст. 3; ч. 2 ст. 8; ч. 2 ст. 9; ст. 12; ч. 2 ст. 15), гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина" (ст. 18; ч. 2 ст. 24; ч. 2 ст. 32; ст. 33; ч. 2 и 3 ст. 40; ч. 1 и 2 ст. 41; ч. 2 и 3 ст. 43; ч. 2 ст. 46), гл. 3 "Федеративное устройство" (ч. 2 ст. 68; п. "н" ч. 1 ст. 72) и гл. 8 "Местное самоуправление" (ст. 130-133). Конституция РФ закрепляет политико-правовую природу местного самоуправления, основные принципы его организации и деятельности, гарантии прав местного самоуправления, основные институты муниципально-правового значения, основные права граждан, реализуемые в том числе в сфере местного самоуправления.
В отличие от практики, сложившейся в большинстве современных зарубежных федеративных государств, где проблемы местного самоуправления являются предметом ведения субъектов РФ, в России в соответствии с п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ "установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления" отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это позволяет ряду ученых сделать вывод о том, что в Российской Федерации местное самоуправление, являясь одной из основ конституционного строя, может выступать в роли базы также и федеративных отношений.
Важной частью нормативной правовой системы Российской Федерации являются федеральные конституционные законы. Надо сказать, что нет акта этой группы, целиком посвященного местному самоуправлению. Однако в некоторых федеральных конституционных законах имеются отдельные обращенные к нему нормы, например, в Федеральных конституционных законах 2004 г. "О референдуме Российской Федерации", 2001 г. "О чрезвычайном положении", 2001 г. "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" и др.
Наиболее распространенным федеральным источником права выступают федеральные законы. Для удобства можно выделить две группы федеральных законов:
а) непосредственно посвященные вопросам организации и деятельности местного самоуправления (прежде всего это базовый Федеральный закон 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также еще ряд законов той же целевой направленности - например, Федеральный закон 2007 г. "О муниципальной службе в Российской Федерации");
б) федеральные законы и кодексы, регулирующие общественные отношения различных сфер и в определенной, порой даже в значительной мере касающиеся местного самоуправления (таких актов много, для примера назовем Федеральный закон 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодексРФ, Градостроительный кодекс РФ).
Источниками муниципального права могут быть федеральные подзаконные акты - указы Президента РФ (например, от 15 октября 1999 г. "Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации"), акты палат Федерального Собрания РФ (таким источником в свое время являлось постановление Государственной Думы Федерального Собрания от 10 июня 1994 г. "Об обеспечении конституционных прав населения на местное самоуправление в нормативно-правовых актах субъектов РФ"), постановления Правительства РФ (например, принимаемые в порядке реализации законов о федеральном бюджете, соответствующих президентских указов в области государственной поддержки местного самоуправления). Определенное значение в качестве источников имеют отдельные нормативные правовые акты отраслевых федеральных органов исполнительной власти.