Источники муниципального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 13:52, контрольная работа

Описание работы

Объект исследования - общественные отношения, регламентируемые на уровне местного самоуправления.
Предмет исследования -- источники муниципального права.
Цель исследования заключается в научном осмыслений и анализе юридической природы источников муниципального права и их места в современной системе источников российского права.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..
1. Понятие источников муниципального права……………………………………
1.1 Понятие и особенности источников муниципального права…………………..
1.2 Виды источников муниципального права……………………………………..
Заключение………………………………………………………………………….
Список источников и литературы………………

Файлы: 1 файл

Источники муниципального права.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Источниками муниципального права могут выступать постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации. В качестве примера приведем постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ "О ходе исполнения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и об обеспечении конституционных прав населения/на самостоятельное решение вопросов местного значения"

На федеральном уровне регулирование вопросов местного самоуправления осуществляется указами Президента РФ. Назовем некоторые из них. Например, "Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов", "О Федеральной комплексной программе развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы", "О поэтапном формировании муниципальных органов охраны общественного порядка" и т.д.

Особое место в системе федеральных нормативных актов о местном самоуправлении занимают решения судебных органов, и в первую очередь постановления Конституционного Суда РФ. Например,постановление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. N 15-П Постановление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области" / СПС Гарант.

Конституционный Суд РФ не осуществляет правотворческой функции, однако его решения имеют общеобязательный характер. Вопросы местного самоуправления являются одной из основных проблем, по которым Конституционный Суд РФ выносил решения. Постановления Конституционного Суда РФ о местном самоуправлении, как правило, содержат целый комплекс положений, имеющих нормативный характер и относящихся к порядку решения следующих вопросов:

- определения и изменения территориальных основ местного самоуправления;

- определению структуры органов  местного самоуправления;

- взаимоотношениям муниципальных  и государственных органов власти;

- порядку делегирования государственных  полномочий органам местного самоуправления;

- осуществлению государственного (административного) контроля за  органами местного самоуправления;

- порядку приватизации отдельных  объектов муниципальной собственности;

- защите муниципальных избирательных  прав граждан;

- порядку отзыва выборных лиц местного самоуправления и т.д.

Решения Конституционного Суда вступают в силу немедленно после провозглашения, действуют непосредственно и не подлежат утверждению другими органами и должностными лицами.

2.3 Законодательство субъектов  Федерации о местном самоуправлении

Акты субъектов Российской Федерации, имеющие предметом правового регулирования отношения местного самоуправления. В соответствии с п. 2, 4, 6 ст. 76 Конституции РФ субъекты Федерации вправе самостоятельно за рамками общероссийского законодательства определять принципиальные устои местного самоуправления на своей территории. Эти акты должны соответствовать положениям российского законодательства. Кроме того, субъекты Федерации вправе законодательно регулировать те сферы местной жизни, которые в области их правового регулирования относятся исключительно к ведению субъектов (например, вопросы административно-территориального устройства). В этой ситуации уже акты самой Федерации должны соответствовать актам ее субъектов; в случае же конфликта названных норм должны применяться нормы актов субъектов Федерации.

Обращаясь к проблеме законодательного регулирования вопросов местного самоуправления по линии субъектов Федерации, авторы комментария к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исходят из следующих соображений. Субъекты РФ должны признавать для себя обязательными нормы Конституции Российской Федерации и Федерального закона о местном самоуправлении и соизмерять с ними свои законодательные акты. Необходимо неукоснительно соблюдать нормы, которые являются общими и не требуют юридической детализации. Важно конкретизировать те нормы Конституции РФ и комментируемого Федерального закона, которые открывают простор для законотворчества субъектов.

Законодательство о местном самоуправлении субъектов РФ, строящееся на фундаменте общероссийского законодательства, в основе своей имеет нормы конституций республик в составе России, уставов других субъектов, посвященные регулированию местного самоуправления Муниципальное право: Учебник для юридических вузов / Отв. ред. А.И. Коваленко. М., 2004 - С. 26.

На их базе принимаются законодательные акты субъектов Федерации: комплексные (о местном самоуправлении), специализированные (о порядке выборов органов и должностных лиц местного самоуправления, о порядке образования, преобразования и упразднения муниципальных образований и др.).

2.4 Уставы, решения, принятые на  местных референдумах и другие  нормативно-правовые акты местного  самоуправления

В общем ряду актов местного самоуправления центральное место занимают уставы муниципальных образований. По смыслу закона Уставы муниципальных образований представляют собой комплексные, кодификационные акты. Они обладают рядом особенностей.

Во-первых, Уставы принимаются представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно Независимо от того, кем приняты уставы, они обладают равной юридической силой.

Во-вторых, по отношению к другим актам органов и должностных лиц местного самоуправления, актам, принятым гражданами путем прямого волеизъявления, уставы занимают преимущественное положение, обладают высшей юридической силой.

В-третьих, комплексный характер Устава определяется вопросами, составляющими его содержание. К ним относятся: границы и состав территории муниципального образования, а также его наименование и символы; вопросы местного значения; формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; структура и порядок формирования органов местного самоуправления, их полномочия, статус и срок полномочий депутатов местных представительных органов, выборных должностных лиц местного самоуправления; экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, а также ряд других вопросов.

В-четвертых, для уставов муниципальных образований характерен особый порядок вступления в силу -- после официального опубликования), своеобразная процедура внесения изменений (определяется в самих уставах).

В-пятых, в отличие от всех иных актов местного самоуправления уставы муниципальных образований подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта Федерации.

Вторым основанием подразделения источников муниципального, права является их деление по сферам правового регулирования:

Акты, регулирующие осуществление непосредственно 
гражданами вопросов местного значения: законодательные акты 
о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления, акты о порядке организации и проведения уличных шествий, демонстраций и т. д.

Акты, регламентирующие порядок организации и деятельности органов местного самоуправления. К этой группе относится большое количество законов и подзаконных актов федерального уровня, субъектов РФ и локального характера: акты, устанавливающие основы и порядок прохождения муниципальной службы, правовое положение депутатов представительных органов местного самоуправления, статус выборных должностных лиц местного самоуправления и др.

Акты, закрепляющие правовые основы организации и 
функционирования муниципального хозяйства; о бюджетном процессе, о финансово-экономических основах самоуправления на местах и пр.

Предлагаемая схема сфер правового регулирования может быть и более дробной, более детально раскрывающей область правового воздействия источников муниципального права.

 

Заключение

Муниципальное право как комплексная отрасль права обладает своими источниками. Для отрасли права, находящейся на начальном этапе развития, этот вопрос приобретает особое значение. В общей теории права в качестве источников права в юридическом смысле рассматриваются формы, с помощью которых воля государства, народа становится правовой нормой.

Муниципально-правовые нормы возникают по воле государства и воплощаются в нормативных правовых актах, принимаемых органами государственной власти; кроме того, такие нормы появляются, с общего дозволения государства, по воле населения муниципального образования, органов местного самоуправления.

Комплексный характер муниципального права, особый характер предмета регулирования и децентрализация регулирования предопределяют особенности источников, их природу и содержание. Но в любом случае результатом нормотворчества является нормативный правовой акт в одной из форм, предусмотренных в государстве.

Анализ источников муниципального права может быть дан как в общем плане, так и применительно к современному их состоянию в Российской Федерации, а также по уровням регулирования.

Совершенствование федеральной нормативной основы местного самоуправления и обеспечение ее стабильности остаются актуальной задачей. Если за недолгий срок после принятия Федерального закона 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принято более 30 актов о внесении в него изменений и дополнений, то это позволяет сомневаться в качестве и его концепций, и конкретных норм Закона. Требуется обновление федерального налогового и бюджетного законодательства в части, устанавливающей доходные источники и принципы финансовой обеспеченности местных бюджетов.

 

Список источников

Нормативно- правовые акты

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. 1993. - №237. - 25 декабря.

Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. N 55-ФЗ "О ратификации Европейской хартии местного самоуправления" // Российская газета. - 1998. - 15 апреля.

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета. - 1999. - 19 октября.

Федеральный закон № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - 2003. - 8 октября.

Федеральный закон № 126 от 25.09.97г. «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - 1997. - 30 сентября.

Федеральный закон № 138-ФЗ от 26.11.1996г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // Российская газета. - 1996. - 4 декабря.

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. "О государственной регистрации уставов муниципальных образований"// Российская газета. - 2005. - 30 июля.

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. "О муниципальной службе Российской Федерации"// Российская газета. - 2007. - 12 марта.

 

Судебная практика

Постановление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области" / СПС Гарант

Литература

Баранчиков В.А. Право местного самоуправления Российской Федерации. - М., 2006

Васильев В.И. Местное самоуправление: закон четвертый // Журнал российского права. - 2004. - №1.

Выдрин И.В.. Муниципальное право- М.: Норма- Инфрма-М, 2010

Гладышев А.Г. Правовые основы местного самоуправления. - М.: Славянский диалог, 2006.

Голубев В.Ю. Правовое регулирование местного самоуправления: теория и практика: Автореф. дис.: канд. юрид. наук. М., 2009.

Дмитриев Ю.А., Тарасов О.В. Европейская хартия местного самоуправления и муниципальное право Российской Федерации. М.: Мунаскрипт, 1998.

Ершов В. Конституция Российской Федерации и местное самоуправление // Российская юстиция. 2007. N 4.

Игнатюк Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебник для вузов. - "Юстицинформ", 2008 г.

Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. - М.: Норма, 2007.

Контарев М.В. Перспективы развития законодательства Российской Федерации в сфере местного самоуправления // Российская юстиция. - 2005. - №12.

Кудушева М.А. Конституционно-правовое регулирование местного самоуправления в Российской Федерации: Автореф. дис.: канд. юрид. наук. Саратов, 2006.

Курманов М.М., Мижарева Н. Проблемы исполнения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Законодательство и экономика. - 2005. - №2.

Лагуткин А. В., Местное самоуправление как форма народовластия в Российской Федерации. М., 2005.

Михайлов В.И. Проблемы правового регулирования территориальной основы местного самоуправления в субъектах Российской Федерации: Автореф. дис.: канд. юрид. наук. М., 2005.

Муниципальное право Российской Федерации / Отв. ред. О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. М., 2010

Овчинников И.И. Правовые основы местного самоуправления // Российская юстиция. 2005. N 12.

Основы Европейской Хартии местного самоуправления: Методическое пособие / Отв. ред. И.А. Володин. М., 2009.

Прудников А.С., Кудин В.А., Лимонов А.М., Лимонова Н.А. Муниципальное право России: Курс лекций. - М.: ЮИ МВД РФ. 2010.

Информация о работе Источники муниципального права