Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:27, курсовая работа
Теория свободной общины доказывала, что право общины заведовать своими делами имеет такой же естественный и неотчуждаемый характер, как и права и свободы человека, ибо община исторически возникает раньше государства, которое должно уважать свободу общинного управления. Таким образом, эта теория опиралась на идеи естественного права.
Теория свободной общины выдвигала следующие основополагающие начала организации местного самоуправления:
а) избираемость органов местного самоуправления членами общины;
б) положение о разделении дел, которыми ведает община, на собственные дела и дела, препорученные ей государством;
в) местное самоуправление ¾ это управление собственными делами общин, отличными по своей природе от дел государственных;
г) органы местного самоуправления ¾ органы общин, а не государства;
§1 Введение.
Историко-теоретические основы местного самоуправления.......................................2
Историко-правовые аспекты местного самоуправления
в дореволюционной России.............................................................................................7
Организация местного самоуправления в советский период.......................................8
Основные тенденции, становление и развитие местного
самоуправления в России на современном этапе.........................................................10
§2 Местное самоуправление.
Понятие местного самоуправления...............................................................................12
Основные принципы местного самоуправления..........................................................15
Функции местного самоуправления..............................................................................21
Органы местного самоуправления в системе народовластия.....................................26
Предметы ведения и полномочия местного самоуправления.....................................31
Основы местного самоуправления................................................................................34
Гарантии местного самоуправления.............................................................................38
§3 Заключение......................................................................................................40
Список литературы..............................................................................................................44
Организационные основы местного самоуправления.
Понятие «организационные основы местного самоуправления» характеризует:
а) структуру органов местного самоуправления;
б) порядок, формы и принципы деятельности органов местного самоуправления;
в) организацию муниципальной службы.
Конституционный принцип самостоятельного определения населением структуры органов местного самоуправления означает, что вопрос о структуре органов может решаться населением как непосредственно, так и через избираемые им органы. Законодательство о местном самоуправлении фактически связывает решение данного вопроса с принятием устава муниципального образования. Согласно статье 8 Республиканского закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» в уставе указываются структура и порядок формирования органов местного самоуправления; условия и порядок организации муниципальной службы и другие организационные основы деятельности органов местного самоуправления. Кроме представительного (выборного) органа местного самоуправления, наличие которого Закон считает обязательным (ст. 13), муниципальное образование должно определить в своём уставе, опираясь на законодательство1 , какие органы, должностные лица и на основе каких принципов должны осуществлять исполнительно-распорядительные функции в системе местного самоуправления.
Финансово-экономические основы местного самоуправления.
Финансово-экономические основы местного самоуправления составляют:
а) муниципальная собственность;
б) местные бюджеты и иные финансовые ресурсы местного самоуправления;
в) имущество, находящееся
в государственной
В целях обеспечения этой основы органы государственной власти:
Федеральный (ст. 29) и Республиканский (ст.62) законы о местном самоуправлении определяют перечень состава муниципальной собственности, права собственника и правила управления муниципальной собственностью.
Имущество, находящееся в собственности муниципального образования, делится на две части. Одна часть муниципального имущества закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на првае хозяйственного ведения и праве оперативного управления. Другая его часть, т.е. средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, составляет согласно статье 215 Гражданского кодекса РФ, муниципальную казну соответствующего городского, сельского или другого муниципального образования.
Статья 132 Конституции Российской Федерации закрепляет право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет. Вопросы формирования и использования местных финансовых ресурсов решаются соответственными органами местного самоуправления или непосредственно населением
муниципального образования
в соответствии с
Государство (Российская Федерация), признав местное самоуправление как одну из форм осуществление власти народа на местах, обязано обеспечить гарантированность прав местного самоуправления. Обобщая материал изложенный в данной работе, можно сделать вывод о том, что гарантии местного самоуправления, обеспечиваемые государством подразделяются на:
ния. Эти гарантии закреплены:
прежде всего в положении
о том, что органы местного самоуправления
не входят в систему органов
в праве населения муниципальных образований самостоятельно непосредственно или через выборные органы местного самоуправления определять формы и пути реализации местного самоуправления, его организационную структуру и процедуры деятельности;
в том, что контроль государственных органов за деятельностью органов местного самоуправления имеет оговорённые законом пределы (ст. 5, 6 закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия»);
и в том, что для решения местных вопросов и возлагаемых на них задач органы местного самоуправления наделяются собственной компетенцией.
моуправления. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет в качестве обязательных атрибутов муниципального образования муниципальную собственность и местный бюджет (ст.1). При этом Закон устанавливает, что муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между муниципальными образованиями (ст.6).
равления. Особую роль в системе гарантий, обеспечивающих правовую защиту местного самоуправления, играет право местного самоуправления на судебную защиту (ст.76 закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия»).
Гарантией правовой защиты местного самоуправления является также обязательность решений, принятых путём прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, организациями, учреждениями, независимо от форм собственности, органами местного самоуправления и гражданами (ст.75).
К гарантий правовой защиты местного самоуправления относится и право обращения органов и должностных лиц местного самоуправления в органы государственной власти и к государственным должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям (ст.77 закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия»).
Обеспечению правовой защиты местного самоуправления служит право муниципальных образований объединяться в союзы и ассоциации (ст.9 закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия»).
К числу, если можно так выразиться опосредованных1 гарантий местного самоуправления необходимо отнести и гарантии депутатам представительных органов местного самоуправления, осуществляющих свою деятельность на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления и муниципальным служащим. Закон предусматривает статус, соответствующие льготы и социальные гарантии выше перечисленным категориям лиц (ст. 22, 23, 78 закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия»).
Являясь одним из элементов конституционного строя Российской Федерации, местное самоуправление, имеет большое значение для формирования новой российской государственности. В нём, согласно Европейской Хартии о местном самоуправлении, наиболее полно реализуется идея приближения власти к её источнику ¾ народу. Сейчас становится всё более очевидным, что с имеющимися многочисленными проблемами наше общество не справится, если не будет подлинного местного самоуправления, развитие которого необходимо для решения задач, связанных с организацией территориального управления. Этнические и исторические особенности России, сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация делают невозможным управление страной только из центра; поэтому организация общественной жизни должна включать и механизмы самоуправления территорий, местных сообществ, которые, фактически, на сегодняшний день находятся ещё в стадии становления, развития, а также в стадии осознания понятия местного самоуправления большинством населения страны.
И потому сейчас так важно государству, его соответствующим органам видеть и анализировать опыт функционирования местного самоуправления на местах, определять тенденции его развития, ошибки и проблемы становления и, в связи с этим корректировать свою политику в вопросах местного самоуправления.
Например, практика последних лет показывает, что население муниципальных образований в основной своей массе по прежнему считает органы местного самоуправления государственными органами, а своё участие в решении вопросов местной жизни, в самоуправлении видят только в разовой акции ¾ выборах представительных органов и должностных лиц местного самоуправления. Причины такого положения дел в следующем. Во-первых, в сознании многих людей остаются стереотипы и стандарты организации местной власти прошлых лет. Во-вторых, сохраняется отчуждённость от власти народа, выражающаяся в сакраментальной фразе: «как народ не решит ¾ власть, всё равно, сделает по своему». В-третьих, ¾ правовая неосведомлённость населения в вопросах местного самоуправления.
Названные проблемы будут усугубляться, если не проводить конкретных мероприятий, например, по непосредственному участию населения в актах управления муниципальным образованием, решения вопросов местного значения в таких как: местный референдум по принятию устава муниципального образования. К сожалению, практика наших дней показывает, что ни в одной из территорий нашей Республики Хакасия, имеющих уставы муниципальных образований ( г. Абакан, г. Черногорск, г. Абаза Таш-
тыпского района) не были приняты эти уставы прямым волеизъявлением населения муниципальных образований. Не смотря на то, что такие мероприятия не потребовалось бы тратить денежные средства местных бюджетов, поскольку их можно было приурочить к каким-либо из систематически проходящим федеральным выборам. Отсюда становится понятной ситуация, когда многие жители соответствующих муниципальных образований не знают не только основные положения устава муниципального образования ( в создании и разработке которого они должны принимать участие), но и о существовании самого устава.
Крайне необходимо проводить
пропаганду среди населения правовых
положений о местном
Практика организации местного самоуправления на местах выявила, на мой взгляд, ещё одну негативную тенденцию, не позволяющую наиболее полно отражать интересы всех слоёв населения муниципального образования при формировании представительных органов местного самоуправления.
Информация о работе Историко-теоретические основы местного самоуправления