Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 18:49, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть компетенцию Федерального собрания РФ, его правовой статус, полномочия и структуру. Дать оценку эффективности работы законодательного органа.
Задачи:
Охарактеризовать правовой статус Парламента России;
Рассмотреть структуру Федерального собрания РФ;
Изучить порядок формирования Федерального собрания РФ;
Рассмотреть состав Федерального Собрания РФ;
Рассмотреть полномочия Федерального Собрания РФ;
Выдвижение федерального списка может начаться сразу после объявления даты выборов, так как списки едины для всей территории Российской Федерации, территория которой составляет один единственный федеральный округ.
Избирательные блоки, политические партии, получают мандаты пропорционально голосам избирателей, отданных за каждый список.
В списке важен не только его состав, но порядок размещения в нем кандидатов. От того, в какой последовательности они приведены в списке, в немалой степени зависит получение ими депутатских мандатов. Обычно в начале списка идут наиболее влиятельные и популярные кандидаты. Из каждого федерального списка кандидатов исключаются депутаты, избранные в Государственную Думу по одномандатным избирательным округам.12
В каждый список не может быть включено более 270 кандидатов (на деле их было меньше). Состав федерального списка кандидатов и порядок размещения в нем кандидатов определяются политической партией, избирательным блоком. Политическая партия, избирательный блок, определяя порядок размещения кандидатов в федеральном списке кандидатов, разбивают его полностью или частично на региональные группы кандидатов, соответствующие субъектам РФ или группам субъектов РФ (далее - региональные группы кандидатов), при этом в региональной части федерального списка кандидатов должно быть указано, какому субъекту Российской Федерации или группе субъектов РФ (с указанием перечня субъектов РФ) соответствует каждая из региональных групп кандидатов, и название каждой из региональных групп кандидатов, состоящее не более чем из пяти слов. Число региональных групп кандидатов не может быть менее семи. Общефедеральная часть федерального списка кандидатов, в которую внесены кандидаты, не входящие в региональные группы кандидатов, может включать в себя не более 18 кандидатов.
В 1993 г. в выборах пытались принять участие 35 объединений и блоков, только 13 из них смогли собрать 100 тыс. подписей и больше под своими списками и лишь 8 из них перешагнули 5% барьер и разделили между собой 225 мест в Государственной Думе. В 1995 г. более 70 избирательных объединений и блоков заявили о своем намерении участвовать в парламентских выборах, 50 из них подали в Центральную избирательную комиссию подписные листы под списками своих кандидатов, но в итоге зарегистрированы были списки кандидатов от 43 избирательных объединений и блоков, 5% же барьер смогли в 1995 г. перешагнуть лишь 4 избирательных объединения - Коммунистическая партия РФ, «Наш дом - Россия», Либерально-демократическая партия России и «Яблоко». Трое из них, исключая объединение «Наш дом - Россия», имели фракции в Государственной Думе, избранной в 1993 г.
Государственную Думу возглавляет Председатель Государственной Думы, который избирается из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием. Для избрания Председателя Государственной Думы требуется, чтобы за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. Наряду с Председателем, Государственная Дума избирает первого заместителя и заместителей Председателя Государственной Думы. Порядок их избрания урегулирован Регламентом Государственной Думы.
Регламент Государственной Думы устанавливает, что Председатель, первый заместитель и заместители Председателя не могут быть представителями одной фракции, депутатской группы.
Полномочия Председателя Государственной Думы схожи с полномочиями Совета Федерации. Круг полномочий Председателя Государственной думы определен Регламентом Государственной Думы.
Совет Государственной Думы - коллегиальный, постоянно действующий орган палаты, созданный для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты.
В состав Совета Государственной Думы входят Председатель Государственной Думы, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса. Заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов Государственной Думы участвуют в работе Совета Государственной Думы с правом совещательного голоса. В число полномочий Совета Государственной Думы входят: формирование проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию; формирование проекта календаря рассмотрения Государственной Думой вопросов на очередной месяц; формирование проекта работы Государственной Думы на очередное заседание. Целый ряд полномочий Совета Государственной Думы связан с техническим обеспечением законотворческой деятельности.
В Государственной Думе создаются депутатские объединения: депутатские фракции и депутатские группы.
Под депутатской
фракцией понимается депутатское объединение,
сформированное на основе избирательного
объединения, прошедшего в Государственную
Думу по федеральному избирательному
округу, а также из депутатов Государственной
Думы, избранных по одномандатным избирательным
округам и пожелавших участвовать в работе
данной депутатской фракции. Депутатские
фракции подлежат регистрации.
Депутаты. не вошедшие во фракции, вправе
образовать депутатские группы.13
Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов Государственной Думы.
Фракции и депутатские группы обладают равными правами. Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатской объединении.
Основными структурными подразделениями Государственной Думы являются комитеты. Комитеты Государственной Думы по вопросам, отнесенным к их ведению: осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой; осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступивших на рассмотрение Государственной Думы; в соответствии с решениями палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд Российской Федерации; организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета; решают вопросы организации своей деятельности.
Государственная Дума образует комитеты:
- по законодательству и судебно-правовой реформе;
- по труду и социальной политике;
- по делам ветеранов;
- по туризму и спорту;
- и др.
Комитеты Государственной Думы образуются на срок полномочий Государственной Думы данного созыва.
К числу полномочий Государственной Думы Конституция Российской Федерации (ст. 103) относит: а) дачу согласия Президенту России на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации по представлению Президента России; г) назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; д) объявление амнистии, то есть акта о полном или частичном освобождении от наказания лиц, совершивших преступления, либо замене этим лицам назначенного судом наказания более мягким наказанием; выдвижение обвинения против Президента России для отрешения его от должности.
По всем этим вопросам Государственная Дума принимает постановления, ряд которых также может иметь нормативный характер. Постановления принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
По поводу принимаемых Государственной Думой решений в отношении назначения Председателя Правительства Российской Федерации и деятельности этого Правительства [ст.103 п.а), з) Конституции России] установлены специальные правила регулирования противоречий между нижней палатой парламента и Президентом России. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 109) Государственная Дума может быть распущена Президентом России в случае, если она трижды отклонила представленные главой государства кандидатуры на должность Председателя Правительства Российской Федераций.
В таком случае президент России назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Кроме того. Президент России может распустить Государственную Думу в случае своего несогласия с принятым ею решением о недоверии Правительству Российской Федерации. Такая процедура определена ст. 117 Конституции РФ и рассматривается подробно в главе 11 учебника. Следует, однако, отметить, что Государственная Дума не может быть распущена: по последнему основанию в течение года после ее избрания; с момента выдвижения ею обвинения против Президента России до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента России. Важно отметить, что Совет Федерации не может быть распущен ни по какому поводу никаким государственным органом, нет оснований говорить о возможности роспуска парламента Российской Федерации в целом. Это еще раз подтверждает постоянно действующий характер деятельности Федерального Собрания.
В интересах
более тщательной подготовки вопросов
на рассмотрение депутатов каждой из палат
российского парламента, принятия обоснованных
решений и осуществления контроля за их
реализацией Совет Федерации и Государственная
Дума образуют комитеты. Перечень комитетов,
их состав и порядок определяются каждой
палатой и закрепляются в ее Регламенте.
Вследствие того что Совет Федерации и
Государственная Дума в своей повседневной
деятельности решают различные задачи,
количество и содержание работы образуемых
комиссий не одинаково.
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОС. ДУМЫ V СОЗЫВА
Полное официальное название: Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва.
Срок полномочий:
Заседания проводились с 24 декабря 2007 года по 23 ноября 2011 года.
Председатель — Грызлов, Борис Вячеславович, фракция «Единая Россия». Избран 24 декабря 2007 года постановлением Государственной Думы № 3-V.
За четыре года работы Гос. Думы было рассмотрено около 3200 законопроектов, принято более полутора тысяч законов. Нижняя палата российского парламента приняла 1608 законов – на 500 больше, чем Дума 4-го созыва. Среди них – законы о полиции, о реформе армии, о борьбе с коррупцией, об основах охраны здоровья, об отмене перехода на зимнее время.
Работа депутатского корпуса была достаточно объемной и напряженной. Основным акцентом на протяжении первой половины созыва стало преодоление последствий мирового экономического кризиса, коснувшегося и нашей страны.
Эти меры требовали оперативного решения, поэтому антикризисные пакеты законопроектов вносились и принимались в первую очередь. Во многом благодаря этому удалось избежать «дна» кризиса и эффективно справиться с его последствиями.
Нужно обратить внимание на то, что начиная с 2010 года приоритетным направлением работы стала реализация инициатив Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева и Председателя Правительства РФ Владимира Владимировича Путина по модернизации экономики и повышению уровня жизни граждан.
Среди них - создание инновационного центра «Сколково», введение мер поддержки малых и средних высокотехнологичных компаний, принятие закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», внесение изменений в законодательство об образовании, реализация мер по обеспечению жильем ветеранов, социальные гарантии военнослужащим и многие другие меры.
Дума также ратифицировала российско-американский договор по СНВ, который предусматривает сокращение обеими сторонами наступательных вооружений, и утвердила договоры о дружбе и взаимной помощи с Абхазией и Южной Осетией. На последнем заседании депутаты приняли в окончательном, третьем, чтении федеральный бюджет на 2012 год и плановую двухлетку. Договор о Евразийской экономической комиссии, подписанный накануне президентами России, Белоруссии и Казахстана, Госдума также ратифицировала.
Глава Правительства России Владимир Путин выступил на заключительном пленарном заседании и поблагодарил депутатов за совместную конструктивную работу. Тогда страна столкнулась с серьезными испытаниями на прочность, и был соблазн перейти к работе в чрезвычайном режиме, передать Правительству полномочия по принятию всех антикризисных решений. Но этого не произошло. Дума не ушла от ответственности, работая собранно, максимально эффективно, быстро. Как показал дальнейший ход событий, все эти решения были достаточно выверены с экономической точки зрения и не привели страну в долговую кабалу, как это произошло и происходит в отдельных государствах Евросоюза.
Важно отметить и то обстоятельство, что именно этот созыв Государственной Думы ввел в обиход новый формат обсуждения общественно значимых законопроектов. Практически на всенародное обсуждение были вынесены законопроекты о полиции и об основах охраны здоровья граждан, об образовании. Дума не была инициатором такого всенародного обсуждения, но приняла к рассмотрению все внесенные гражданами и экспертным сообществом предложения.
Принято несколько социально значимых законопроектов, позволяющих развернуть массовое жилищное строительство для врачей, учителей и работников культуры.
Большой блок работы был посвящен развитию российской политической системы. Были увеличены сроки полномочий Президента РФ и Государственной Думы до 6 и 5 лет соответственно. Введена система ежегодных отчетов Правительства России перед депутатами Государственной Думе, установлен новый порядок формирования членов Совета Федерации. Политические партии были наделены правом вносить предложения по кандидатам в губернаторы, малые политические партии, набравшие на выборах 5-7% голосов избирателей, получили возможность иметь 1-2 депутатских мандата в Государственной Думе.
Эффективной была работа Экспертно-консультационного совета фракции «Единая Россия», на котором многие законодательные инициативы были рассмотрены в режиме «нулевого» чтения.
Можно особо выделить деятельность Комиссии по организации контроля и мониторинга за тарифами и нормативами на услуги ЖКХ.
В рамках глобальной
задачи по модернизации жилищно-коммунальной
сферы работники Гос. Думы посетили многие
российские регионы. Были осуществлены
проверки обоснованности повышения тарифов,
общее состояние коммуникаций и качество
подготовки к отопительному сезону, работа
отдельных управляющих компаний.
Помимо «ручного» регулирования ситуации
на местах, результатом работы комиссии
стало принятие Государственной Думой
федеральных законов и нормативных актов,
призванных на системном уровне заложить
правовые основы регулирования деятельности
ЖКХ.