Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 18:49, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть компетенцию Федерального собрания РФ, его правовой статус, полномочия и структуру. Дать оценку эффективности работы законодательного органа.
Задачи:
Охарактеризовать правовой статус Парламента России;
Рассмотреть структуру Федерального собрания РФ;
Изучить порядок формирования Федерального собрания РФ;
Рассмотреть состав Федерального Собрания РФ;
Рассмотреть полномочия Федерального Собрания РФ;
В данной курсовой работе был выполнен и рассмотрен ряд задач:
Законодательная власть — это право и способность устанавливать наиболее общие правила поведения, издавать законы — нормативные правовые акты, имеющие после конституции высшую юридическую силу. Подзаконные акты должны соответствовать законам, в противном случае они недействительны. По общему правилу законы может издавать только парламент. Наряду с законами парламент принимает и другие акты, а также осуществляет другие важнейшие полномочия от имени народа и государства.
Согласно ч. 1 ст. 95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает значительную самостоятельность палат. Каждая палата имеет свою структуру. В основе отношений между палатами Федерального Собрания - принцип верхней и нижней палаты. Совет Федерации считается верхней, Государственная Дума - нижней палатой.
Часть 2 ст. 95 Конституции не указывает с достаточной степенью четкости способ формирования Совета Федерации - избрание, замещение по должности, назначение членов этой палаты Федерального Собрания. В ней лишь указывается исходный принцип: в Совете Федерации заседают по два представителя от каждого субъекта РФ - по одному от законодательного и исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Назначение члена Совета Федерации предусматривается только в случае, если орган законодательной власти субъекта РФ состоит из двух палат.
В соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания», 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах РФ, число избирателей в которых меньше единой нормы представительства.
225 депутатов
Государственной Думы
В состав Совета Федерации входит 178 членов. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Совет федерации возглавляет Председатель Совета Федерации. Наряду с Председателем, Совет Федерации избирает заместителей Председателя Совета Федерации. Основными структурными подразделениями Совета Федерации являются комитеты. Численность депутатского корпуса Государственной Думы зафиксирована в ч. З ст. 95 Конституции - 450 человек. В состав Совета Государственной Думы входят Председатель Государственной Думы, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса. Основными структурными подразделениями Государственной Думы являются комитеты.
Нельзя говорить о перевесе полномочий одной палаты в пользу другой или о соподчиненности палат. К полномочиям Совета Федерации относятся: а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; б) утверждение указа Президента России о введении военного положения, принятого им в соответствии со ст.87 Конституции Российской Федерации; в) утверждение указа Президента России о введении им чрезвычайного положения в случаях, указанных в ст.88 Конституции Российской Федерации; г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами России; д) назначение выборов Президента России как в связи с истечением срока полномочий, так и в случаях их досрочного прекращения; е) отрешение Президента России от должности в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации (ст.93); ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации. В число полномочий Совета Государственной Думы входят: формирование проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию; формирование проекта календаря рассмотрения Государственной Думой вопросов на очередной месяц; формирование проекта работы Государственной Думы на очередное заседание. Целый ряд полномочий Совета Государственной Думы связан с техническим обеспечением законотворческой деятельности. Конституция Российской Федерации (ст. 103) также относит полномочия: а) дачу согласия Президенту России на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации по представлению Президента России; г) назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; д) объявление амнистии, то есть акта о полном или частичном освобождении от наказания лиц, совершивших преступления, либо замене этим лицам назначенного судом наказания более мягким наказанием; выдвижение обвинения против Президента России для отрешения его от должности.
За четыре года работы Гос. Думы было рассмотрено около 3200 законопроектов, принято более полутора тысяч законов. Нижняя палата российского парламента приняла 1608 законов – на 500 больше, чем Дума 4-го созыва. Среди них – законы о полиции, о реформе армии, о борьбе с коррупцией, об основах охраны здоровья, об отмене перехода на зимнее время.
Работа депутатского корпуса была достаточно объемной и напряженной. Основным акцентом на протяжении первой половины созыва стало преодоление последствий мирового экономического кризиса, коснувшегося и нашей страны. Большой блок работы был посвящен развитию российской политической системы.
В целом, законодательный процесс в Федеральном собрании можно назвать эффективным. С начала 1994 года были приняты, подписаны Президентом РФ и вступили в силу пять федеральных конституционных и более шестисот федеральных законов.
Меры совершенствования законодательного процесса в России включают не только разработку новых целостных законопроектов, внесения изменений в существующие для снижения количества правовых противоречий, но и дальнейшее научное обоснование рассматриваемой проблематики исходя из приоритетов российского государства в профильной сфере.
Основными путями разрешения существующих проблем, с одновременным совершенствованием законодательного процесса в РФ являются следующие:
Таким образом, поставленная в начале данной работы гипотеза верна, т.е. Федеральное собрание РФ должно осуществлять свою деятельность не противореча Конституции РФ.
1 Гранкин И. В. Парламент России. - М.: «Консалтбанкир», 2007. – 304с.
2 Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / отв. Редактор В.А. Четвернин. М., 1997.
3 Стрекозов В. Г., Казанчев Ю. Д. Конституционное право России: Учебник для вузов. – М.: Новый Юристъ, 2006. – 288с.
4 Федеральный закон “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания” от 14.06.1994 года, Ведомости Федерального Собрания РФ, 1994 год, №7, ст. 306.
5 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов и юридических факультетов. – М.: Норма-Инфра-М, 2000. – 776с.
6 Габричидзе Б. Н. Конституционное право современной России: Учебник для вузов. – М.: Дело и сервис, 2001. – 416с.
7 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2001.
8 Коваленко А. И. Конституционное право России: Учебник. – М.: Право и закон, 2000. – 208с.
9 Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / отв. Редактор В.А. Четвернин. М., 1997.
10 Горобец В. Д. Система комитетов и комиссий палат федерального собрания // Государство и право. 2005. № 8. - 400с.
11 Чиркин В. Е. Конституционное право России: Учебник – М.: Юристъ, 2003. – 448 с.
12 Порохов М. Федеративные начала законодательного процесса в Федеральном собрании Российской Федерации // Российская юстиция. 1997.
13 Миронов С. М. Конституционно-правовой статус Совета Федерации и его взаимодействие с другими органами государственной власти // Журнал российского права. 2003. № 1. С 3.
14 Адарчева, Л. С. О совершенствовании законодательной деятельности Государственной Думы. //Журнал российского права. -2000. - № 3. - С. 42 – 47
15 Ринчино В.Д. Участие законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в законодательной деятельности Федерального Собрания Российской Федерации (на примере Республики Бурятия): Автореф. … канд. юрид. наук. М., 2007.
16 Лексин В.Н. Федеральное законодательство и интересы субъектов Федерации // Брифинг. 2007. № 1.
17 Ионова Е.В. Конституционно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2007. С.7.
18 Лачуев К.Г. Законодательство субъектов Российской Федерации как источник гражданского права России: Автореф. … канд. юрид. наук. М., 2009.
19 Данилов В.Н. Законотворчество субъектов Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: Автореф. … канд. юрид. наук. М., 2007.
20 Малышева Н.В. Законотворческий риск: понятие, виды, детерминация: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Владимир, 2007.