Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:40, реферат
Цель исследования - рассмотреть основные этапы развития местного самоуправления в России.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть становление местного самоуправления в России;
- выявить особенности этапа местного самоуправления с середины ХIХ века по начало ХХ века;
- охарактеризовать местное самоуправление в России после Октябрьского переворота 1917 г.;
- проанализировать современные тенденции развития местного самоуправления в России.
Введение 3
1. Становление и развитие местного самоуправления 4
2. Местное самоуправление в России с середины ХIХ века по начало ХХ века 11
3. Местное самоуправление в России после Октябрьского переворота 1917 г. 16
4. Современные тенденции развития местного самоуправления в России 24
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Вместе с тем, Президент Российской Федерации, напомнив в своем послании о завершении переходного периода, установленного для введения в действие всех положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», указал на то, что совершенствование этого Федерального закона будет продолжено.
2009 год ознаменовал
собой новый этап в развитии
системы публичной власти в
России. В результате реформы
местного самоуправления
Местное самоуправление, как и вся российская политическая система, накапливает положительный опыт функционирования в качестве полноправного института и в то же время требует дальнейшего развития и совершенствования. Неслучайно, ставя в Послании Федеральному Собранию задачи по развитию институтов демократии, повышению уровня и качества народного представительства во власти, Президент России Д.А. Медведев акцентировал внимание на те аспекты этой работы, которые непосредственно связаны с низовыми уровнями публичной власти.
Созданные за эти годы (прямо скажем, по указанию «сверху») демократические учреждения должны укорениться во всех социальных слоях. Для этого, во-первых, нужно постоянно доказывать дееспособность демократического устройства. И, во-вторых, доверять все большее число социальных и политических функций непосредственно гражданам, их организациям и самоуправлению.13
Р.З Алтынбаев, председатель Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления, действительный член Российской муниципальной академии, утверждает: «местное самоуправление должно активнее заниматься социальной защитой населения, плотно взаимодействовать со средним и мелким бизнесом, способствовать его развитию, с целью увеличения налоговой базы и трудоустройства безработных».14
Весьма актуальной задачей
является повышение политической культуры
населения муниципальных
Интересно мнение на современное
состояние и перспективы
Местное самоуправление - это не только администрации и представительные органы. Это и ТСЖ, домкомы, общественные советы по благоустройству, многие иные формы самоорганизации населения.
Все последние годы главные усилия по развитию местного самоуправления делались сверху. Потому-то все шло и идет так трудно. Сегодня уже созданы предпосылки для того, чтобы простимулировать наконец мощное ответное движение снизу. Признаки этого есть, главное - не сворачивать с пути, выдержать линию, невзирая ни на какие кризисы.
В свое время вопросами местного самоуправления очень основательно занимался великий реформатор Петр Аркадьевич Столыпин. «Главная наша задача - укрепить низы, - говорил он. - В них вся сила страны. Будут здоровы и крепки корни у государства, поверьте - и слова Русского Правительства совсем иначе зазвучат перед Европой и перед целым миром». По большому счету это высказывание ни на йоту не потеряло актуальности и сейчас».15
Заключение
Во все периоды становления России как единой и великой державы, особенно в кризисные периоды, отчетливо проявлялись две тенденции: объединение на основе сильной центральной власти и разобщение, суверенизация территорий, ее составляющих. Причиной тому были как объективные исторические и социально-экономические условия, так и субъективное желание удельных владетелей, или региональных элит, в современных политических терминах, быть всевластными хозяевами в своих ограниченных, но самодостаточных, с их точки зрения, пределах.
Наряду с двумя
отмеченными основными тенденци
В заключение отметим, что все реформы управления и в прошлом, и в настоящем проводятся, конечно, с целью "повышения эффективности управления". Важно только понимать, что эффективность означает не только четкую передачу управленческих импульсов в рамках административной системы, но и результат управленческой деятельности - обеспечение населения качественными услугами государства, на которые должны идти выплачиваемые гражданами налоги. Об этом и не должны забывать авторы любых реформ в области управления.
Список использованной литературы
1 Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. – М., 1995.
2 Пресняков А.Е. Княжое право в Древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. М., 1993. С. 394 - 401.
3 Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. Т. 2. Курс русской истории. Ч. 2. М., 1987. с. 335.
4 Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. Т. 2. Курс русской истории. Ч. 2. М., 1987. с. 345.
5 Лаптева Л.Е. О местном уровне управления в российской истории и современности, из сборника "История становления и современное состояние исполнительной власти в России". - М.: Новая Правовая культура, 2003
6 История государства и права России / под ред. Ю.П. Титова М.: «Проспект» 2004.
7 Гаврилов Б.И. История России М.: 1999.- с. 347
8 Барабашев Г.В. Местное самоуправление. - М.: МГУ, 1996.
9 Барабашев Г.В. Местное самоуправление. - М.: МГУ, 1996.
10 См., напр.: Василев В.И.Каким быть главному закону о местном самоуправлении?// Журнал российского права № 12; Васецкий Н.А., Краснов Ю.К. Российское законодательство на современном этапе. Государственная дума в формировании правового пространства России (1994-2003). М., 2003; Мокрый В.С. Местное самоуправление: пути становления и развития // Журнал российского права. 2002 № 10; Савранская О.Л. Благими намерениями выстлана дорога в ад (о готовящейся реформе местного самоуправления) // Проблемы местного самоуправления. 2002. № 4; Васильев В.И. Местное самоуправление: закон и практика // там же. 2001. № 8.
11 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. // СЗ РФ. 2003. №40. Ст. 3822
12
Сравнение законопроекта «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» с одноименным
действующим Федеральным законом 1995 г.
Сравнение подготовлено национальным
демократическим институтом международных
отношений (НДИ) (http://www.ndi.ru/ARCHIVE/
13 Д.А.Медведев. Послание Федеральному
Собранию Российской Федерации, 5 ноября
2008 г. // Постоянный адрес статьи в Интернете:
http://www.kremlin.ru/text/
14 Местное самоуправление в России: Сборник статей/ под.ред д.эк.наук проф. В.Б Зотова –М.: «Ось-89», 2003 г. с. 21-22
15Миронов С.М. Председатель Совета Федерации, Полномочия дали - денег нет // РГ № 204 (5028) от 28 октября 2009 г.
Информация о работе Местное самоуправление в России: основные этапы и их особенности