Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 08:21, курсовая работа
Актуальность темы исследования определяется институциональными и структурными преобразованиями в экономике страны и её регионах, введением в действие Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», происходящими переменами в управлении муниципальными предприятиями, обусловливающими необходимость повышения эффективности управления муниципальной собственностью как основы социально-экономического развития муниципального образования. Управление муниципальной собственностью в настоящее время осуществляется преимущественно по ресурсному принципу и сводится, как правило, к учёту и размещению ее объектов в рамках экономического пространства муниципальных образований с целью пополнения доходов их бюджетов.
Введение
1. Теоретические подходы к управлению собственностью муниципальных
образований
Генезис категории "собственность", закономерности её происхождения и трансформации
Собственность муниципального образования как система экономических отношений и совокупность правомочий
Собственность муниципального образования как актив развития социально-экономической системы: субъекты и объекты права муниципальной собственности
2. Экономические ресурсы функционирования и развития муниципальной
собственности
Активы муниципальных образований в Российской Федерации, как экономическая основа местного самоуправления
Анализ доходов муниципальных образований (на примере Московской области)
Формирование системы управления муниципальной недвижимостью
3. Современные подходы к повышению эффективности управления муни
ципальной собственностью
Институциональные компоненты муниципальной собственности, как ресурс её эффективного использования
Возможности повышения доходов муниципального образования (на примере города Коломны Московской области)
Совершенствование методического, организационного обеспечения управления в сфере формирования и учёта имущественных активов.
Повышение эффективности взаимодействий хозяйствующих субъектов с органами управления муниципальной собственностью на основе контрактных отношений.
Выводы и рекомендации Список литературы
74
что именно наличие прочных экономических основ в управлении муниципальной недвижимостью, является одновременно и средством улучшения качества жизни населения муниципального образования, и источником повышения эффективности самой муниципальной экономики, всё это делает муниципальное управление по-настоящему действенным инструментом разрешения муниципальных проблем. К сожалению, на данный момент управление экономической основой в виде муниципальной собственности и недвижимым имуществом в России имеет достаточно разрозненный опыт и ограниченное развитие форм подобного управления, это нашло отражение преимущественно в затратном использовании объектов муниципальной собственности [129, С.29].
Вырезано.
Для заказа доставки полной версии работы
воспользуйтесь поиском на сайте www.mydisser.com.
Одной из потенциальных эндогенных угроз мы видим в информационной составляющей (ведение баз данных, обмен информацией с другими институтами, непосредственная работа с заказчиками услуг). Другой потенциальной внешней угрозой представляется высокая немобильность, негибкость внутреннего характера работы к запросам внешней среды (отчетные формы, электронный обмен данных, зависимость от вышестоящих решений).
Чтобы выявить роль, которую играют в нашем примере систематические колебания, сначала усредним отклонения от средних величин, а затем приведем отклонения этих средних отклонений.
108
Диаграмма 3.2.4. Усредненные отклонения за два года по поступлениям аренды зем-
ли, 2002-2004г.г.
Таким образом, наши данные и полученный график обнаруживают сезонные колебания поступлений аренды земли за три года.
3.3. Совершенствование методического, организационного обеспечения управления в сфере формирования и учёта имущественных активов
В современных условиях формирование и использование муниципальной нефинансовой части казны не может осуществляться в форме стихийного саморазвития и саморегулирования. Управление имуществом, входящим в состав муниципальной казны, задает объективные границы социально-экономических преобразований, русло и логику развития социальных форм, но не отменяет постоянства совершенствования институциональной среды и активной роли социальных субъектов в этом процессе.
Отметим, что казна в силу неоднородности формирующих её компонентов -весьма специфический объект регулирования, речь идет о нефинансовой части казны, особенностях ее структуры и составляющих элементов. Остановимся подробнее на раскрытии сущности и основных направлений политики по отношению к имуществу, входящему в состав муниципальной нефинансовой казны.
Как показал анализ, объекты муниципальной казны являются важным внутренним ресурсом городского развития. Политика в сфере нефинансовой казны может складываться и осуществляться на всех остальных уровнях территориальной органи-
109
зации общества - федеральном, региональном и муниципальном. На каждом уровне вырабатываются свои цели, применяются специфические для данного уровня методы, и, соответственно, взаимодействуют различные экономические субъекты. Политика муниципального образования в сфере формирования нефинансовой части казны рассматривается, как комплекс мер регулирующего воздействия на городские социально-экономические и иные процессы, осуществляемый органами местной власти или при их участии и направленный на формирование и использование казённого имущества, обеспечение стабильного функционирования городского хозяйства, повышение качества жизни населения и улучшение условий ведения бизнеса [35, С.183-184].
Вырезано.
Для заказа доставки полной версии работы
воспользуйтесь поиском на сайте www.mydisser.com.
Форма реестров муниципальной собственности не является обязательным и разрабатывается органами местного самоуправления самостоятельно. Некоторые муниципальные образования в системе управления городской собственностью не имеют специально выделенного раздела для учета муниципального актива, составляющего городскую казну. Данный вывод сделан нами на основе изучения соответствующих нормативно-правовых документов органов местного самоуправления Московской области.
В городе Жуковский разработано Положение "Об утверждении положения об учете муниципального имущества и ведении реестра муниципального имущества г. Жуковский", которое принято на основании Закона Московской области от 25.04.1996 № 45/96-03 "Об общих принципах формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью в Московской области" и в соответствии с Уставом города Жуковский. Настоящее Положение устанавливает порядок учета муниципального имущества и ведения реестра собственности города. Также, отмечается создание информационных систем, представляющих собой совокупность баз данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них.
Объектами учета реестра являются: а) муниципальное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями; б) иное находящееся в муниципальной собственности недвижимое и движимое имущество, в том числе переданное в пользование, аренду, залог и по иным основаниям, обремененное правами третьих лиц.
Заметим, что данным положением не предусмотрен специальный раздел для учёта казенного имущества и именно это обстоятельство говорит о довольно высоких издержках при предоставлении данных балансодержателями о том или ином объекте (активе).
120
Последующее занесение в реестр муниципального имущества лишь увеличивает долю вероятности допущения ошибок, а это приводит к регрессии и искажению принципа полноты информации. Дальнейшее развитие ситуации может привести к повторным запросам или же к выездной проверке, что говорит о дополнительных запредельно высоких издержках при обмене информацией. Данный факт указывает на недопустимость возникновения подобных ситуаций, и принятие данного Положения заведомо создает посылки для возможных высоких трансакционных издержек.
В Ступинском
районе принято Положение "Об организации
учета и ведения рее
стра муниципального образования "Ступинский
район" Московской области". Положе
ние регламентирует перечень объектов,
которые учитываются в реестре и отражают
по-
объектный состав муниципального
имущества (рис. 3.3.4).
РЕЕСТР МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"СТУПИНСКИЙ РАЙОН"
Ї
Муниципальное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными
предприятиями
Муниципальное имущество, закрепленное
на праве оперативного управления за муниципальными
уч-реждениями
Иное находящееся в
Муниципальные унитарные предприятия
Муниципальные учреждения
Рис. 3.3.4. Реестр муниципальной собственности муниципального образования "Ступинский район"
В Положении
"О порядке ведения реестра
объектов муниципальной собственности го
БАЗЫ ДАННЫХ РЕЕСТРА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Г. ЗВЕНИГОРОДА
I
Объекты муниципальной собственности,
находящиеся на балансе администрации
города
Объекты муниципальной собственности,
закрепленные за муниципальными унитарными
предприятиями на праве хозяйственного
ведения
Объекты муниципальной собственности, закрепленные за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления
Объекты учёта
Отдельно стоящие нежилые здания и сооружения
Части зданий и сооружений в виде нежилых
помещений, в том числе встроенно-пристроенные
Жилые дома
Движимое имущество (транспорт)
Объекты городского хозяйства (инфраструктурные
и иные хозяйственные сооружения, объекты
незавершенного строительства и др.)
Акции
(доли,
паи)
Рис. 3.3.5. Базы данных реестра муниципальной
собственности города Звенигорода
121
Отметим, что данным Положением разработан порядок присвоения индивидуальных (реестровых) номеров, представляющие собой цифровой и буквенный код. Данная информация вносится в единый реестр муниципальной собственности города Звенигорода и представляет собой характеристику объекта с утвержденными полями данных1, которые обозначены в таблице 3.3.2.
Таблица 3.3.2.
Форма реестра объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования "Город Звенигород" Московской области
№ п/п |
Наименование объекта и его реестровый номер |
Балан- содерж атель |
Год ввода в эксплуатацию |
Адрес расположения объекта |
Свидетельство о регистрации права собственности (№, дата) |
Балансовая стоимость, руб. |
Остаточная стоимость, руб. |
Обременение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Отметим, что название таблицы приведено в строгом соответствии с официальном текстом документа. По контексту Положения речь идет об объектах муниципальной собственности с дальнейшей ссылкой на приложение № 1. Отмеченное приложение конкретизирует границы и формы учёта - объекты недвижимости. Данная недоработка весьма сужает границы применимости положений документа. Более того, текст Положения чётко регламентирует перечень объектов, подлежащих учёту в реестре муниципальной собственности. В перечень также подпадает движимое имущество, инфраструктурные объекты, сети, коммуникации, объекты незавершенного строительства, акции, доли, паи. Данный список говорит об уникальности объектов муниципальной собственности, поэтому, необходимо более детально конкретизировать и поделить на группы имеющийся актив. Только в этом случае документ будет носить не декларативный характер, а непосредственно найдет позитивное практическое применение при формировании базы муниципальной собственности.
В Люберецком районе разработано и действует Положение "Об учёте муниципального имущества и ведения реестра муниципальной собственности", утвержденное решением Совета депутатов муниципального образования "Люберецкий район" Московской области от 05.09.2000 № 265/30. Реестр состоит из разделов, содержащих информацию по категориям муниципального имущества (рис. 3.3.6).
1 Приложение № 1 к Положению "О порядке ведения реестра объектов муниципальной собственности города Звенигорода Московской области" от 16.03.2004 г. № 9/11.
122
РЕЕСТР
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Муници- |
Муници- |
пальные |
пальные |
унитарные |
учрежде- |
предпри- |
ния |
ятия |
Муниципальное недвижимое
имущество, закрепленное на праве хозяйственного
ведения за муниципальным унитарным предприятием
и на праве оперативного управления за
муниципальным учреждением
Муниципальное движимое имущество,
муниципального унитарного предприятия
и муниципального учреждения, балансовая
стоимость которого превышает тысячекратный
размер установленной законом минимальной
заработной платы
Нематериальные активы муниципального
унитарного предприятия и муниципального
учреждения
Находящееся в муниципальной
собственности акции или доли (вклады)
в уставных капиталах хозяйственных товариществ
(обществ), а также имеющееся у них муниципальное
недвижимое и движимое имущество, не вошедшее
в уставной капитал
Участки леса, недр, водные
объекты и другие природные объекты, находящиеся
в муниципальной собственности
Имущество, составляющее казну муниципальной собственности муниципального образования "Люберецкий рай-
Рис. 3.3.6. Реестр муниципальной собственности муниципального образования "Люберецкий район"
Состав и структура данного реестра представлена несколько шире. Примечательно то, что акцент в основном сделан на активах муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений. Характерен реестр и тем, что предусмотрен отдельный блок, учитывающий имущество, составляющее казну муниципальной собственности.