Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:00, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение миграционных процессов в практике государственного регулирования и управления. Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить понятие и специфику миграционных процессов;
рассмотреть типологию, факторы и сущность миграционных процессов;
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование миграционных процессов 5
1.1. Понятие и специфика миграционных процессов 5
1.2. Типология, факторы и сущность миграционных процессов 6
Глава 2. Миграционные процессы в государственном регулировании и управлении 12
2.1. Значимость и необходимость изучения миграционных процессов в практике государственного управления 12
2.2. Направления и цели миграционной политики в Российской Федерации 17
Заключение 26
Список использованных источников 29
Южно-российский институт-филиал федерального
государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«российская академия
народного хозяйства и
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Курсовая работа на тему:
Миграционные процессы в практике государственного регулирования и управления.
Выполнила студентка
факультета ГМУ группы 533
Морева Анастасия Артемовна
Научный руководитель
Канифатов А.С.
г. Ростов-на-Дону
2011
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование миграционных процессов 5
1.1. Понятие и специфика миграционных процессов 5
1.2. Типология, факторы и сущность миграционных процессов 6
Глава 2. Миграционные процессы в государственном регулировании и управлении 12
2.1. Значимость и необходимость изучения миграционных процессов в практике государственного управления 12
2.2. Направления и цели миграционной политики в Российской Федерации 17
Заключение 26
Список использованных источников 29
Миграция, то есть перемещение
по различным причинам людей через
границы тех или иных территориальных
образований в целях
Вместе с тем необходимо отметить, что, хотя стремление к перемене местопребывания и переезд в другую страну есть, прежде всего, акт свободного самоопределения каждого человека, является его субъективным правом и касается, казалось бы, интересов самого мигранта (передвигающегося), сам этот факт, особенно при его резком количественном возрастании, может глубоко повлиять на экономические, политические, социальные и культурно-духовные дела страны и затронуть права и интересы ее собственных граждан. А ведь в современном мире именно это и происходит; становятся все более актуальными и значимыми такие понятия, как «глобализации», «гражданин мира». Поэтому государство, в котором находится большое количество беженцев и переселенцев, не может быть сторонним наблюдателем миграционных процессов, а обязано их регламентировать, а значит, возникает вопрос о необходимости государственного регулирования миграционных процессов. Исходя из этого, актуальность выбора темы данной курсовой работы заключается в том, что в современном мире миграционные процессы все ускоряются и принимают все большие масштабы, таким образом влияя на обстановку в каждой отдельно взятой стране, а также конкретно в России.
Итак, целью написания данной курсовой работы является рассмотрение миграционных процессов в практике государственного регулирования и управления. Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Объектом рассмотрения в данной курсовой работе будут служить миграционные процессы в практике государственного регулирования, а предметом изучения – практика государственного управления.
Степень разработанности проблемы, изучение которой обусловлено темой данной курсовой работы, достаточно велика. В числе ученых, анализировавших миграционные процессы в России, были Кауфман АА., Моисеенко В.М., Бутов В.И., Боярский А.Я., Глушкова В.Г., Егоров А. и многие другие. Миграционные процессы как объект государственного регулирования рассматриваются в основном непосредственно в самих законах, законодательных актах, однако такие ученые, как Малаха И.А., Сухов А.Н, Менц Г., Костаков В. трудились над этой темой. Это еще раз подчеркивает актуальность проблемы государственного регулирования миграционных процессов.
Миграция – относительно новое слово в русском языке. Даже в Толковый словарь Ушакова оно включено с пометкой «научн.» - как специальный термин, не свойственный обиходной речи. И действительно, это слово применялось в основном только в ученых кругах, хотя явление, которое им обозначается, широко распространено в жизни общества. В отечественной литературе насчитывается около 40 определений понятия миграция, но из всего многообразия формулировок выделяется одно, сформулированное Л.Л. Рыбаковским в 1987 г., которое довольно прочно устоялось не только в научной, но и в учебной литературе. Миграция (по Рыбаковскому Л.Л.) – процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на более или менее длительное время постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему.2
В федеральной миграционной программе, одобренной правительством РФ в ноябре 1997 г., записано: «Миграция – перемещение по различным причинам людей через границы тех или иных территориальных образований в целях жительства». Есть и другие формулировки понятия «миграция», по существу мало отличающиеся друг от друга.
Значительное внимание методологическим аспектам миграции уделили С.К. Бодырева и Д.В. Колесов в монографии «Миграция. Сущность и явления», изданной в 2004 г. Они дают следующее определение: «Миграция – это пространственная активность индивида, направленная на овладение ресурсами новых территорий и связанная с переменой места жительства».3
Ученые РАГСа рассматривают миграционное движение как «совокупность всех территориальных перемещений населения, которые, в конечном счете, определяют характер расселения, плотность, сезонную и маятниковую подвижность населения».4
Миграция населения – это не только простое механическое передвижение людей, но и сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической и культурной жизни целых народов. Можно сказать, что все исторические этапы развития человеческого общества сопровождались массовыми миграциями населения.
На современном этапе миграция представляет собой не только социально-экономическое, но и социально-психологическое, этнографическое, нормативно-правовое, политическое явление, которое нельзя назвать однозначным ни по своей сущности, ни по содержанию. Формируются качественно новые миграционные потоки, появление которых обусловлено складывающейся политической и экономической обстановкой в мире.
Изучив понятие миграции, можно сделать вывод, что специфика миграции связана с естественным стремлением человека переменить место жительства или работы, если существующие в данный момент условия его не устраивают.
Далее мы перейдем к рассмотрению типологии и факторов миграционных процессов, что позволит нам более четко понимать само явление миграции и в особенности процесс миграции в практике государственного регулирования и управления.
Выделяют следующие типы миграции:
Обсуждаемый сегодня проект Федерального закона «О миграции в РФ» вводит также такие понятия, как вынужденная миграция – перемещение людей с целью поиска убежища и незаконная миграция, под которой понимается въезд в Российскую Федерацию, транзитный проезд, пребывание и выезд с территории страны иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением действующего законодательства, регулирующего правовые отношения в области миграции.7
В теории миграционного процесса факторы миграции предстают как совокупность социальных условий, в которых протекает данный процесс и которые оказывают влияние на его объем, интенсивность, направление и другие параметры. Наиболее распространена классификация, разграничивающая эти факторы в зависимости от возможностей регулирования их влияния на миграционные процессы. В конце 60-х гг. была разработана классификация, согласно которой факторы миграции распределялись по трем группам: неуправляемые, постоянно действующие факторы; «временные» факторы, которые могут регулироваться косвенными воздействием; регулируемые переменные факторы.8
В первую группу факторов миграции входят географическое положение местности и ее природные компоненты: метеорологические, геологические, фито- и зоогеографические и так далее. Высокие перепады сезонных температур, заболоченность, землетрясения, наводнения, кровососущие насекомые – все это часто в большей мере способствуют оттоку населения, чем все остальные факторы.
Информация о работе Миграционные процессы в практике государственного регулирования и управления