Миграционные процессы в практике государственного регулирования и управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение миграционных процессов в практике государственного регулирования и управления. Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
 изучить понятие и специфику миграционных процессов;
 рассмотреть типологию, факторы и сущность миграционных процессов;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование миграционных процессов 5
1.1. Понятие и специфика миграционных процессов 5
1.2. Типология, факторы и сущность миграционных процессов 6
Глава 2. Миграционные процессы в государственном регулировании и управлении 12
2.1. Значимость и необходимость изучения миграционных процессов в практике государственного управления 12
2.2. Направления и цели миграционной политики в Российской Федерации 17
Заключение 26
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

Kursovaya моря.docx

— 66.85 Кб (Скачать файл)

Основными направлениями  государственного регулирования миграционных процессов являются:

  1. разработка и создание единой системы иммиграционного контроля на территории России; совершенствование деятельности государственных органов исполнительной власти, осуществляющих иммиграционный контроль на территории России; координация их взаимодействия с органами пограничного и таможенного контроля;
  2. активизация договорного процесса с государствами – участниками Содружества Независимых Государств и заключение двусторонних и многосторонних соглашений в рамках Содружества, определяющих ответственность сторон за поощрение или непротиводействие незаконной миграции, в том числе незаконной трудовой миграции, за нарушение границ Содружества, а также согласование порядка выдачи виз в пределах Содружества Независимых Государств;
  3. усиление ответственности органов исполнительной власти субъектов РФ за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации;
  4. повышение ответственности руководителей организации независимо от их организационно-правовой формы за незаконное использование иностранных работников;
  5. предоставление соответствующим федеральным органам исполнительной власти иностранным гражданам информации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России и о порядке приобретения гражданства российской Федерации.
  6. расширение договорной базы и обмен с иммиграционными органами иностранных государств информацией по проблемам, связанным с незаконной миграцией, и по другим вопросам в области регулирования миграционных процессов; обеспечение прав иммигрантов и контроль над ними; содействие добровольному возвращению беженцев в места их прежнего проживания;
  7. реализация мер по выдворению незаконных иммигрантов из Российской федерации в государства гражданской принадлежности или постоянного проживания.

18 августа 2008 года в  10 часов в Центре информационных  технологий компании "Гарант" состоялось интернет-интервью заместителя  руководителя Федеральной миграционной  службы Российской Федерации  Егоровой Екатерины Юрьевны. Тема интернет-интервью: "Миграционная политика в Российской Федерации: теория, практика, методы правового регулирования". 15В ходе данного интервью обозначились основные положения и направления миграционной политики в РФ, которые перечислены ниже.

Российская Федерация  является второй в мире страной по количеству прибывающих мигрантов. Миграция, включая ее законодательное  регулирование, относится к разряду комплексных общенациональных проблем, требующих учета всей суммы факторов, влияющих на ситуацию.

Миграционное законодательство в Российской Федерации постоянно  совершенствуется. С января 2007 года действуют поправки к законам "О  миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и "О правовом положении иностранных граждан в РФ", принята Концепция демографической политики на период до 2025 года и многие другие. Однако многие принципиальные проблемы в сфере миграции до сих пор остаются нерешенными. К примеру, до сих пор нет эффективных рычагов регулирования миграционных потоков. Не решен вопрос о социальных гарантиях для иностранцев, которые трудятся в России. Не отрегулирован механизм квотирования иностранной рабочей силы. До сих пор не ясно, как отслеживать мигрантов, которые больны тяжелыми инфекционными болезнями, и за счет каких средств их лечить.

В интервью оговаривалось, что в числе первоочередных задач в сфере миграционной политики Российской Федерации находится: государственное регулирование трудовой миграции; стимулирование миграционного притока русскоязычного населения в рамках реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом; создание эффективной системы адаптации мигрантов, их социализации в российском обществе; продолжение работы по заключению соглашений о реадмиссии как важнейшему инструменту по противодействию незаконной миграции, а также созданию инфраструктуры, необходимой для реализации указанных международных договоров.

 Обсуждалась проблема «открытости» Российских границ. Как известно, в отношении мигрантов практически во всех европейских странах сейчас действуют крайне жесткие меры. В США при нынешнем президенте принято решение о возведении стены на границе с Мексикой. В Австралии рассматривается возможность выдворения за пределы страны этнических арабов. Жесткие меры в отношении незаконных переселенцев установлены Великобританией и Данией. Наше же государство крайне либерально в данном вопросе. Существует мнение, что Российская Федерация, открывая свои границы, поступает как иммиграционная страна, а не социальное государство европейского типа, приоритетно ориентирующееся на поддержание материального благополучия своего собственного коренного населения. Но, как было изложено в ходе интервью, в настоящее время действует безвизовый въезд лишь на пространство СНГ. Закрыть его на сегодняшний день невозможно, потому что ранее существовало огромное государство, связи между людьми, следовательно, должно быть обеспечено свободное осуществление родственных и дружеских контактов, развитие экономики. И существующие порядки въезда мигрантов в Россию из стран СНГ обусловлены, прежде всего, историей нашей страны.

В ходе интервью также говорилось о Федеральном законе "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", который позволил реализовать основную цель, ради которой он принимался: получение объективной информации о миграционной ситуации в стране. За счет упрощения процедур, гораздо больше граждан их выполняет. Отмечается значительный рост ставших на учет мигрантов: порядка 8 миллионов. Увеличение их числа произошло в несколько раз по сравнению с той процедурой, которая существовала раньше. Что касается административной ответственности, то за использование труда нелегальных рабочих может быть наложен установленный законодательством штраф до 800 тысяч рублей за одного незаконного мигранта. Достаточно разумно и избирательно подходит государство к применению крупных штрафных санкций и исходит при этом из того, что эти суммы штрафов должны играть, в первую очередь, определенную профилактическую функцию,  чтобы работодатель, привлекая к труду нелегального мигранта, задумывался о последствиях, которые могут возникнуть.

Рассматривались вопросы о механизме привлечения иностранной рабочей силы. «Это достаточно сложная конструкция, - говорила Екатерина Юрьевна,-  которая должна учитывать и экономические факторы, и факторы готовности инфраструктуры регионов принимать такое количество мигрантов, и социальные последствия приезда трудовых мигрантов для коренного населения, отношения, которые существуют в принимающей среде к мигрантам, потребности экономики, то есть моментов здесь очень много. И я думаю, что совершенным назвать механизм привлечения иностранных работников ни в одной стране нельзя. Все государства над этим бьются и в какой-то степени это и расчеты, и где-то – эксперимент. Одно из приоритетных направлений совершенствования механизма привлечения рабочей силы - это корректировка механизма квотирования, а также целый ряд таких факторов, как, например, создание условий для приезда высококвалифицированных работников.  Разработка условий для привлечения высококвалифицированных кадров может быть осуществлена по аналогии с Евросоюзом, где существует так называемая синяя карта для работников третьих стран, может быть, это будет предоставление каких-то преференций для крупных работодателей, которые вносят весомый вклад в экономику и создают рабочие места. Так что здесь еще работы будет, я думаю, много».16

Поднимался в интервью вопрос о том, что наша страна столкнулась  с неуклонным ростом числа нелегальной  миграции. Кроме не регистрируемых мигрантов из стран СНГ, в Российской Федерации находятся транзитные мигранты из азиатских и африканских стран, которые используют постсоветское пространство как транзитный евразийский "коридор" в Западную Европу. Такие же намерения имеет и некоторая часть мигрантов из стран СНГ. Наша административная реформа негативно сказалась на росте нелегальной миграции. Резкое сужение правовой основы для обустройства въезжающих этнических россиян наложилось на односторонне понимаемый подход к ограничению получения гражданства РФ и ужесточению правового положения иностранных граждан. В результате этого нежелательными стали не столько выходцы из стран Азии и Африки, нелегально прибывающие в Россию, а в большей степени миллионы российских соотечественников, в том числе уже годами проживающие в Российской Федерации. Был поставлен вопрос о том, есть ли на законодательном уровне нормы, защищающие российских соотечественников? Егорова Е.Ю., заместитель руководителя Федеральной миграционной службы Российской Федерации, так ответила на данный вопрос: «Есть отдельный федеральный закон, который направлен на защиту прав соотечественников. Что касается возможностей получения гражданства от миграционных процедур для соотечественников. Граждане, которые проживали на территории РФ, во-первых, имеют право без квоты получить разрешение на временное проживание. Разрешение на временное проживание дает возможность для граждан государств СНГ в упрощенном порядке получить российское гражданство, норма эта еще действует в федеральном законе, поэтому в течение полугода можно стать гражданином РФ. Кроме того, существует программа оказания содействия добровольного переселения соотечественников из-за рубежа, которая также предоставляет определенные льготы и преференции гражданам из государств бывшего Советского Союза при переезде в РФ и возможности обустройства в России. Поэтому я не могу сказать, что именно административная реформа негативно сказалась на росте нелегальной миграции. Вообще, в рамках программы по переселению соотечественников переселилось 3500 человек. Я думаю, что, конечно, для наших соотечественников вызывает вопросы то, что ограничено количество регионов для переселения, и, в основном, программа ориентирована на те субъекты федерации, где, в первую очередь, ощущается отток населения и потребность в рабочей силе. Но не все в эти регионы хотят переезжать, то есть возможность выбора здесь несколько ограничена. Может быть, если будет принято решение о расширении этого перечня регионов для переселения, тогда и программа будет работать более эффективно»17.

Итак, действующее законодательство имеет пробелы, связанные с управлением  миграционными процессами в Российской Федерации. Речь идет о регулировании  въезда и выезда мигрантов, о всестороннем миграционном контроле, об оптимизации величины и направленности миграционных потоков. Вместе с тем необходимо усилить защиту прав и интересов граждан РФ вне зависимости от места проживания или пребывания, обеспечивать социально-экономическую адаптацию и интеграцию мигрантов на территории РФ. Кроме того, Российской Федерации как субъекту международного права необходимо обеспечивать соответствие внутреннего законодательства международным актам, касающимся прав беженцев и иных мигрантов, а также провести анализ международных договоров в отношении мигрантов, для выработки рекомендаций возможного присоединения Российской Федерации к этим документам на основе соблюдения национальных интересов. В отношениях с государствами - бывшими республиками СССР -  также немало проблем, связанных с беженцами и вынужденными переселенцами, особенно в части соблюдения имущественных прав вынужденных мигрантов и гарантий выплат им компенсаций за оставляемое жилье и другое имущество.

Правовое регулирование  проблем миграции предполагает заключение между государствами - странами СНГ - договоров, призванных разрешать межгосударственные споры, в том числе по вопросам защиты прав граждан. Особое значение имеет проблема реальности, гарантированности  прав и свобод личности, поскольку именно это является основой построения демократического государства18.

Взятый обществом курс на формирование правового государства, в характеристике которого главное состоит в том, чтобы на деле обеспечить приоритет прав и свобод человека (а тем более человека, полностью изменившего свой уклад жизни, попавшего в совершенно новые условия проживания), предъявляет новые требования к государственной деятельности по правовому регулированию миграционных процессов. Существенное значение имеют предпринятые в последние годы в России меры по использованию международного опыта, проверенного практикой государств с вековыми традициями демократии. Имеется в виду присоединение России к Конвенции ООН 1951 г. «О статусе беженцев» и Протоколу 1967 г., касающемуся статуса беженцев.

Однако анализ существующего  положения свидетельствует, что  именно в части правового, а также организационного обеспечения реализации прав мигрантов наблюдается существенное отставание и нормотворческой практики и административно-правовой теории от потребностей жизни. В частности, до сих пор нет четкого понятия об административно-правовой охране прав и законных интересов беженцев и вынужденных переселенцев. В рамках миграционного контроля отсутствует учетный документ, который сопутствовал бы каждому въезжающему в страну мигранту и сохранялся бы до его отъезда из страны. Если же мигрант оставался в России на постоянное жительство, то этот документ должен отражать все изменения, связанные с его пребыванием. Отсутствие подобного учета не способствует организации надлежащего контроля за пребыванием мигрантов в России, что в свою очередь препятствует мигрантам полностью использовать свои права. Одной из причин малоэффективного правового регулирования миграционных процессов является отсутствие четких ориентиров для работников государственных органов, прежде всего Федеральной миграционной службы. Такие ориентиры могут появиться лишь в результате комплексной научной разработки фундаментальных и прикладных аспектов этой крупной социально-правовой проблемы. 

Заключение

 

Итак, определив необходимость изучения и значимость миграционных процессов  в практике государственного регулирования  и управления, мы можем сделать  следующие выводы:

  • миграционные процессы способны влиять на демографическую, социально-экономическую, политическую обстановку в стране;
  • существует объективная необходимость разработки единого законодательства по регулированию миграционных процессов в РФ;
  • пренебрежение значимостью миграционных процессов ведет к неграмотному государственному регулированию этих процессов, а значит государством упускается огромное количество возможностей улучшения экономики страны, устранения демографических проблем, а также налаживания политической обстановки в стране.

Чтобы избежать негативных последствий пренебрежения  миграционными процессами, государству необходимо осознавать их значимость. При этом современное законодательство по регулированию миграционных процессов должно опираться на следующие положения:

  • выработка и реализация межгосударственных механизмов оказания целевой финансовой и иной помощи лицам, ищущим временное убежище на территории Российской Федерации;
  • развитие сотрудничества России с другими государствами в целях предупреждения и предотвращения конфликтов, следствием которых является массовая миграция населения;
  • заключение Российской Федерацией международных договоров и соглашений о возврате, приеме и транзите лиц, незаконно находящихся на территории договаривающихся сторон (соглашение о реадмиссии), о борьбе с незаконной иммиграцией, поощрении двусторонних и региональных диалогов об урегулировании миграционных вопросов, приграничной торговле, туризме, культурных, спортивных и иных поездках, о гарантии социальных и экономических прав трудящихся – иммигрантов, содействии реализации прав соотечественников за рубежом, об обеспечении их равного с гражданами государства положения перед законом и уважительного отношения к их духовным и иным связям с Россией, об обмене информацией о практике применения иммиграционного законодательства, имеющихся проблемах, с которыми сталкиваются государства при обеспечении защиты иммигрантов, а также информацией о новых методах иммиграционного контроля и паспортно- визовых технологиях.
  • дальнейшее развитие фундаментальных научных исследований, касающихся социально - экономических, юридических, психологических основ регулирования миграционных процессов в России и мире;
  • организация проведения мониторинга и научного прогнозирования миграционной обстановки в Российской Федерации;
  • исследование и использование опыта зарубежных государств по предотвращению и пресечению незаконной миграции, представляющей угрозу национальной безопасности РФ;
  • автоматизация и унификация технологий паспортно-визового, налогового, таможенного, пограничного и иммиграционного контроля;
  • создание федеральной системы учета российских юридических лиц, филиалов и представительств иностранных юридических лиц, деятельность которых связана с организацией международного туризма, приема иностранных граждан для обучения и лечения, привлечением и использованием иностранных работников, а также с трудоустройством российских граждан за рубежом;
  • создание федеральной системы учета иностранных граждан, в том числе пребывающих в Россию в целях осуществления трудовой деятельности, а также обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации;
  • создание федерального автоматизированного банка данных дактилоскопической регистрации иммигрантов, подозреваемых в совершении уголовных преступлений, а также совершивших административные правонарушения; формирование общественного мнения, способствующего эффективной реализации политики в области регулирования миграционных процессов в РФ;
  • содействие средствам массовой информации в объективном информировании населения России о проблемах мигрантов;
  • содействие в получении иностранными гражданами и соотечественниками за рубежом необходимой информации об условия переезда, трудоустройства и проживания в России;
  • совершенствование автоматизированных систем сбора и распространения информации о социально-экономической обстановке в целях определения условий приема и размещения иммигрантов, о вакантных рабочих местах в субъектах Российской Федерации, а также о территориях и населенных пунктах, благоприятных или не рекомендуемых для их расселения.

Информация о работе Миграционные процессы в практике государственного регулирования и управления