Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:00, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение миграционных процессов в практике государственного регулирования и управления. Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить понятие и специфику миграционных процессов;
рассмотреть типологию, факторы и сущность миграционных процессов;
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование миграционных процессов 5
1.1. Понятие и специфика миграционных процессов 5
1.2. Типология, факторы и сущность миграционных процессов 6
Глава 2. Миграционные процессы в государственном регулировании и управлении 12
2.1. Значимость и необходимость изучения миграционных процессов в практике государственного управления 12
2.2. Направления и цели миграционной политики в Российской Федерации 17
Заключение 26
Список использованных источников 29
Вторая группа включает факторы, которые могут быть изменены постепенно. Это уровень освоенности территорий, в том числе создание производственной и социальной инфраструктуры; половой, возрастной, этнический состав населения. Одним из «временных» факторов, действующих с наибольшей силой на миграционные процессы, выступает состав населения по продолжительности проживания. В районе, где население растет высокими темпами за счет миграции и, следовательно, повышена доля новоселов, как правило, выше доля мужчин, несемейных людей. Подобная структура населения способствует высокой миграционной подвижности населения.
К третьей группе относятся следующие факторы: увеличение заработной платы, установление или отмена определенных льгот, кадровая политика, изменения в национальной политике и так далее. Так, повышенные коэффициенты к заработной плате и различного рода льготы в районах Крайнего Севера России привлекали туда до середины 80-х гг. большой контингент трудовых ресурсов. В относительно стабильной социально-политической обстановке для этой группы наибольшее значение имеют условия жизни населения и трудообеспеченность.
Факторы и причины миграции подразделяются на негативные (выталкивающие) и позитивные (притягивающие). Однозначно выявить, какие из них определяют миграционный акт, весьма сложно. Так, на первой стадии наряду с факторами, формулирующими установку на переселение (выталкивающими), действуют и факторы, определяющие, куда конкретно, в какую страну, регион человек переселится (притягивающие). Если в принятии решения о переселении преобладает влияние первой группы факторов («уеду куда угодно, лишь бы не оставаться здесь»), то миграция определяется преимущественно действием выталкивающих факторов. Если же преобладает потребность переселиться именно в конкретный регион («уеду туда, что бы это ни стоило»), то решающими оказываются факторы притяжения.
Ключевым понятием в
определении сущности миграции является понятие
родного дома как жилища. Поэтому командировка
или пребывание в гостинице хоть и являются
разновидностями миграции, но их выделяют
лишь для того, чтобы обозначить полный
перечень разновидностей миграции как
социального явления. Но подобные миграции
не играют роли в практике государственного
регулирования и управления, а значит,
они не значительны в рамках изучения
темы данной курсовой работы. Именно поэтому
далее мы будем упоминать лишь те виды
миграционных процессов, которые необходимо
регулировать при помощи законодательства,
которые играют огромную роль в практике
государственного управления, потому
как они влияют не только на демографическую,
но и на социальную, экономическую и даже
политическую обстановку в стране.
Миграция – очень важный для государственного регулирования процесс, влияющий на все сферы жизни общества. Миграционные процессы способны:
1. Оказывать влияние
на динамику изменений
2. Менять половозрастную
структуру населения. Миграция
— явление по большей части
молодежное, поэтому, как правило,
иммиграция улучшает
3. Выравнивать или усугублять региональные диспропорции. Речь идет о двух источниках (к сожалению, это обычно выливается в две разные политики): за счет внутренних миграций и за счет внешних. Умение с помощью селективной иммиграционной политики учитывать региональные особенности (и в частности выравнивать региональные диспропорции) относится к высшему пилотажу пространственного развития. Так, даже властям Канады — по многим показателям в части политики натурализации, власти передовой — учет этого фактора дается с трудом, что вызывает обоснованную критику местного экспертного сообщества. 11
4. Менять ситуацию на рынках труда и, в частности, улучшать/ухудшать квалификационную структуру рынка труда. Почти классическим примером здесь является пресловутая «утечка умов», позволяющая более развитым в экономическом плане странам восполнять недостаток на внутренних рынках научно-технических специалистов и высококвалифицированной рабочей силы в целом за счет стимулирования миграции определенных, профессиональных групп населения из так называемых развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, а также Восточной Европы и государств бывшего СССР. Другой пример — «план Маршала», представляющий собой «ударное» восстановление экономики Западной Европы после Второй мировой войны, завязанное на политику стимулирования трудовой иммиграции. 12
5. Управлять освоенческими процессами. Миграция является основой освоенческих процессов, особенно на пионерной стадии (множество примеров дает история любой колонизации). Выше мы уже упоминали о роли ГУЛАГа как основного советского института репрессивной миграции в освоении экстремальных районов Сибири и Дальнего Востока в период ускоренной индустриализации. Здесь же следует упомянуть куда более гуманный, но с теми же стратегическими целями проводимый переселенческий проект в рамках столыпинской реформы или еще более ранние проекты в рамках освоения Дикой Степи (Новороссии). Другой пример — политика государства Израиль, в котором помимо обычных городов существуют т.н. «города развития», основанные еще в первые годы становления государственности. Такие города преимущественно создаются на периферии, в районах, которые правительство стремится развивать. Чтобы побудить население перебраться из освоенного пространства в эти города, используется целый арсенал стимулов: безвозвратные денежные ссуды, помощь в открытии частного дела, повышенные ипотечные ссуды и т.п.
6. Менять или поддерживать (сопровождать) смену хозяйственной специализации территории. Пример тому — инсталляция и развитие в Крыму, Турции, Хорватии, Египте, Тунисе рекреационной специализации. Другой пример — инкорпорирование научных школ и индустриальной промышленности в республиках Средней Азии за счет русского (русскоязычного) населения центральной России.
7. Реализовывать крупные (трансконтинентальные) транспортные проекты. Крупнейшие страны мира для обеспечения связности территории, с одной стороны, и создания инфраструктурных предпосылок освоения, с другой, вынуждены реализовывать масштабные транспортные проекты с массовым привлечением рабочей силы. Так, Россия и Китай для реализации планов строительства своих трансконтинентальных железных дорог обходились внутренними ресурсами (соответственно, организовывая внутренний миграционный приток в зоны строительства), а США и Канада в конце XIX века решали масштабные инженерные задачи за счет иммиграции.
8. Обеспечивать социокультурную и военно-политическую безопасность той или иной территории, и в частности — новых государственных границ. Что касается границ, то классическими примерами являются перемещения, проводимые советским правительством (выше мы уже перечисляли советские операции по зачистке границ). Но наивно полагать, что хорошо организованное насильственное (превентивное или в качестве наказания «по факту содеянного») перемещение населения было инструментом исключительно политики СССР. На примере Крыма мы можем подробно проследить аналогичные действия Российской империи в отношении присоединенного полуострова и новой границы с «коварной», хоть и дряхлеющей Портой.
Экономические (макроэкономические и геоэкономические) аргументы в защиту наступательной иммиграционной политики:
1. Иммигранты являются
не только наемными
2. Иммигранты являются
не только работниками, но и
потребителями. Более того, прежде
чем стать работниками,
Общий вывод для двух приведенных выше тезисов: объемы иммиграции нельзя напрямую соотносить с ёмкостью рынка труда принимающей стороны, а политика селективной иммиграции может быть политикой увеличения в стране предпринимательской активности, емкости потребительского рынка и снижения безработицы.
3. Иммигранты могут на
деле обеспечивать
4. Иммигранты могут обеспечить
повышение производительности
5. Сумма налогов, которые
платят иммигранты, может превышать
стоимость потребляемых ими
6. Не раз отмечалось,
что на микроуровне — в
7. С опорой на иммигрантов
можно создать научно-
8. Иммигранты могут обеспечить
ключевой научно-технический
9. Многие иммигранты, прибывающие
по выстроенным каналам
10. Не менее выгоден
экспорт образовательных услуг,
Все перечисленное позволяет «снять сливки» с миграции и иммигрантов только тем правительствам, которые хотят и умеют управлять и принимать риски развития. К сожалению, слишком часто мы сталкиваемся с некомпетентностью государственного управления, в результате чего список угроз, приносимых неуправляемыми миграционными процессами, становится ведущим документом, регламентирующим государственную миграционную политику. Именно поэтому так важно и необходимо изучение миграционных процессов в практике государственного регулирования и управления. Перейдем далее к изучению направлений и задач современной миграционной политики в Российской Федерации.
Целями государственного регулирования миграционных процессов в России являются: обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ; удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах; рациональное размещение населения на территории страны; использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания Российской Федерации.
Информация о работе Миграционные процессы в практике государственного регулирования и управления