Муниципальное образование как социально-экономическая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 15:23, контрольная работа

Описание работы

Цель данного исследования - рассмотреть муниципальное образование как социально-экономическую систему на примере города Оренбурга, структуру города как системы.
Исходя из поставленной цели, ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотреть муниципальное образование как социально - экономическую систему;
- исследовать свойства муниципального образования как социально-экономической системы;
- определить виды, группы, признаки, типы муниципальных образований;
- привести аспекты системного подхода к исследованию муниципальных образований;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Муниципальное образование как объект управления…………………..…...4
1.1 Структура органов местного самоуправления…………………………...…4
1.2 Понятие, виды, группы, признаки, типы муниципальных образований….8
2. Муниципальное образование как социально - экономическая система…..12
2.1 Аспекты системного подхода к исследованию муниципальных образований……………………………………………………………………...12
2.2 Свойства муниципального образования как социально-экономической системы……………………………………………………………………….….16
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………………..22

Файлы: 1 файл

ЭМХ контрольная.docx

— 37.84 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

1. Муниципальное образование  как объект управления…………………..…...4

 

1.1 Структура органов местного  самоуправления…………………………...…4

 

1.2 Понятие, виды, группы, признаки, типы муниципальных образований….8

 

2. Муниципальное образование  как социально - экономическая  система…..12

 

2.1 Аспекты системного  подхода к исследованию муниципальных образований……………………………………………………………………...12

 

2.2 Свойства муниципального  образования как социально-экономической  системы……………………………………………………………………….….16

 

 

Заключение………………………………………………………………………21

 

Список использованной литературы…………………………………………..22

 

 

 

 

Введение

 

Местное самоуправление - одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельное решение населением (непосредственно или через создаваемые  им органы) достаточно широкого круга  проблем преимущественно местного характера. Они напрямую связаны  с жизненными интересами людей, повседневными  заботами жителей городских и  сельских поселений.

В Российской Федерации местное  самоуправление не только признается, но его функционирование гарантируется  как федеральными органами власти, так и органами власти субъектов  Федерации. Это гарантии экономические, юридические, организационные. Экономические  гарантии предполагают наличие муниципальной, в том числе земельной, собственности, объекты которой определяются исходя из их значимости для обслуживания данного поселения, например города или поселка. Кроме того, реализация полномочий местного самоуправления обеспечивается достаточными финансовыми ресурсами. Юридические гарантии включают установление федеральными законами, актами представительных органов субъектов Федерации  статуса местного самоуправления, обеспечение  обязательности решений субъектов  местного самоуправления. Организационные  и кадровые гарантии включают подготовку на государственном уровне муниципальных  служащих различных рангов, информационное обеспечение местного самоуправления и др.

Итак, цель данного  исследования - рассмотреть муниципальное образование как социально-экономическую систему на примере города Оренбурга, структуру города как системы.

Исходя из поставленной цели, ставим перед собой следующие  задачи:

- рассмотреть муниципальное  образование как социально - экономическую  систему;

- исследовать свойства  муниципального образования как  социально-экономической системы;

- определить виды, группы, признаки, типы муниципальных образований;

- привести аспекты системного  подхода к исследованию муниципальных  образований;

 

1. Муниципальное  образование как объект управления

 

1.1 Структура органов  местного самоуправления

 

Местное самоуправление в  Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной  собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях  с учетом исторических и иных местных  традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное  самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих  территорий. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной  собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают  местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а  также решают иные вопросы местного значения. Местное самоуправление в  Российской Федерации гарантируется  правом на судебную защиту, на компенсацию  дополнительных расходов, возникших  в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования. Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.

Полномочия избирательной  комиссии муниципального образования  могут возлагаться на территориальную  избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации". Полномочия местной администрации по материально-техническому обеспечению проведения местного референдума  осуществляет исполнительный орган  государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. При  отсутствии инициативы граждан о  проведении местного референдума структура  органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь  образованного муниципального образования  после его избрания. В решении  о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются: структура (перечень) и наименования органов  местного самоуправления; порядок избрания и полномочия главы муниципального образования. Изменение структуры  органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений  в устав муниципального образования. Решение представительного органа муниципального образования об изменении  структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее, чем по истечении срока полномочий представительного  органа муниципального образования, принявшего указанное решение.

Уставом муниципального образования  определяется правомочность заседания  представительного органа муниципального образования. Заседание представительного  органа муниципального образования  не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов  от числа избранных депутатов. Заседания  представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца. Вновь избранный представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание в установленный уставом муниципального образования срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе. Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Представительный орган  поселения не формируется, если численность  жителей поселения, обладающих избирательным  правом, составляет менее 100 человек. В  этом случае полномочия представительного  органа осуществляются сходом граждан. Представительный орган муниципального района: может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений  из своего состава в соответствии с равной независимо от численности  населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном  настоящей статьей; может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании.

При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может  превышать две пятые от установленной  численности представительного  органа муниципального района. Установленный  порядок формирования представительного  органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в  течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного  органа муниципального района, и может  быть изменен не ранее чем через  два года со дня начала работы сформированного  представительного органа муниципального района. Численность депутатов представительного  органа поселения, в том числе  городского округа, определяется уставом  муниципального образования и не может быть менее: 7 человек - при  численности населения менее 1000 человек; 10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек; 15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек; 20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек.

 

1.2 Понятие, виды, группы, признаки, типы муниципальных  образований

 

Муниципальное образование -- городское или сельское поселение, муниципальный район, городской  округ либо внутригородская территория городов федерального значения. Обязательными  признаками любых муниципальных  образований являются следующие: наличие  единой населенной территории, в пределах которой осуществляется местное  самоуправление; устав муниципального образования; обособленная муниципальная  собственность; местный бюджет; органы местного самоуправления.

Границы территорий муниципальных  образований устанавливаются и  изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона.

В ФЗ используются следующие  основные термины и понятия: сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых  местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; городское поселение - город или поселок, в которых  местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; поселение - городское  или сельское поселение; муниципальный  район - несколько поселений или  поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в  границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения  вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения; межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений; административный центр сельского поселения, муниципального района - населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования.

В сельских поселениях, включающих два и более населенных пункта, муниципальных районах выделяются административные центры -- поселения, в которых расположены органы местного самоуправления соответственно сельского поселения, муниципального района.

 

Муниципальные образования  делятся на четыре группы:

 

1) городские и сельские  поселения;

 

2) муниципальные районы;

 

3) городские округа;

 

4) внутригородские территории  городов федерального значения (Москва  и Санкт-Петербург).

Сопредельные городские  и (или) сельские поселения объединены в муниципальные районы. Наряду с  поселениями муниципальный регион может включать и межселенные  территории, т.е. находящиеся вне  границ составляющих район поселений. Городские округа занимают промежуточное  положение между муниципальными образованиями первой и второй групп. С одной стороны, они относятся  к числу городских поселений  и обладают закрепляемыми за ними полномочиями, с другой -- наделяются и правами муниципальных районов, не входя в состав последних. Такие  поселения, как Москва, Санкт-Петербург, являются не муниципальными образованиями, а субъектами РФ. Местное самоуправление осуществляется на их отдельных территориях, именуемых внутригородскими территориями, и обладает рядом особенностей.

Типы муниципальных образований  во многом зависят от специфики расселения и хозяйственной деятельности населения. Исходя из данного критерия, можно  выделить три основных типа муниципальных  образований. Наиболее древними и ныне малораспространенными являются территориальные  муниципальные образования. Данный тип характеризуется тем, что  на территории района практически отсутствуют  сколько-то значимые постоянные поселения. Этому признаку больше всего соответствуют  районы, где население занимается скотоводством и ведет преимущественно  кочевой образ жизни. Подобная модель может использоваться также в сельскохозяйственных районах с высокой степенью рассеянности расселения, например, в районах, где преобладают фермерские хозяйства.

 

В России территориальные  муниципальные образования рационально  использовать преимущественно в  районах Крайнего Севера, где население  традиционно занимается оленеводством, в некоторых южных степных  районах Сибири и Дальнего Востока. Другим ярко выраженным типом, возникшим  в результате развития социально-экономического уклада, являются территориально-поселенческие  муниципальные образования. Данный тип используется преимущественно  в тех районах, где существует несколько поселений, не имеющих  самодостаточной собственной производственной, социальной инфраструктуры. Такие поселения  в силу того, что обычно занимаются однотипным видом хозяйственной  деятельности, либо дополняют друг друга в выполнении одного производственного  цикла (например, производство и первичная  переработка продуктов сельского  хозяйства), обычно имеют общие интересы и цели развития.

Информация о работе Муниципальное образование как социально-экономическая система