Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 15:23, контрольная работа
Цель данного исследования - рассмотреть муниципальное образование как социально-экономическую систему на примере города Оренбурга, структуру города как системы.
Исходя из поставленной цели, ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотреть муниципальное образование как социально - экономическую систему;
- исследовать свойства муниципального образования как социально-экономической системы;
- определить виды, группы, признаки, типы муниципальных образований;
- привести аспекты системного подхода к исследованию муниципальных образований;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Муниципальное образование как объект управления…………………..…...4
1.1 Структура органов местного самоуправления…………………………...…4
1.2 Понятие, виды, группы, признаки, типы муниципальных образований….8
2. Муниципальное образование как социально - экономическая система…..12
2.1 Аспекты системного подхода к исследованию муниципальных образований……………………………………………………………………...12
2.2 Свойства муниципального образования как социально-экономической системы……………………………………………………………………….….16
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………………..22
Этим характеристикам
соответствуют преимущественно
сельские районы. В связи с тем,
что сельские поселения относительно
невелики, по отдельности они не
могут поддерживать многие необходимые
объекты социальной инфраструктуры
(больницы, школы и т.п.). В том
случае, если поселение достаточно
велико, обладает собственной необходимой
социальной и производственной инфраструктурой,
возникает поселенческий тип
муниципальных образований. Традиционно
подобные муниципальные образования
развирались как
Соответственно органы местного самоуправления и население таких искусственно созданных образований в значительной степени лишены возможности определять направления развития и могут осуществлять в основном только текущее, функциональное управление. Судьба узкоспециализированных поселений напрямую зависит от развития градообразующей организации или предприятия.
2. Муниципальное образование как социально - экономическая система
2.1 Аспекты системного
подхода к исследованию
Большинство исследований с
позиций системного подходаопределяют
муниципальное образование как
социально-экономическую
Рассмотрим, насколько правомерно
рассматривать муниципальные
Используя вышеизложенное определение,
докажем, что муниципальное образование
- система. Во-первых, муниципальное
образование представляет собой
сочетание объектов, так как согласно
определению «сочетание - это совокупность
географических объектов в каких-либо
отношениях и связях друг с другом,
не считая отношений чисто
Все из перечисленных разновидностей
муниципальных образований
Другими словами, в качестве
объектов (элементов) нельзя рассматривать
населенные пункты, из которых состоит
муниципальное образование, а необходимо
использовать компонентный анализ. Следовательно,
территориальная структура, основанная
на системе расселения, в данном
случае не является определяющей. Во-вторых,
сочетание характеризуется
Автономность как качество
муниципального образования проявляется
в стремлении решать самостоятельно
вопросы местного значения в полном
объеме, а также иметь наиболее
полную компонентную структуру, которая
позволяет снизить влияние
Рассмотрим точку зрения
другого автора И. В. Блауберга, который
в своей монографии «Проблема
целостности и системный
Связи между её составляющими носят внешний, случайный характер. Входя в состав такого объединения или покидая его, составляющие не претерпевают каких-либо изменений, что говорит об отсутствии у подобной совокупности целостных, интегративных свойств. Свойства совокупности в целом по существу совпадают с суммой свойств частей, взятых изолированно. Следовательно, такая совокупность лишена системного характера. Два других класса совокупностей - неорганичные и органичные системы - характеризует наличие связи между элементами и появление в целостной системе новых свойств, не присущих элементам в отдельности. Связь, целостность и обусловленная ими устойчивая структура - таковы отличительные признаки любой системы. На основе вышеизложенной классификации попытаемся определить в ней место муниципальному образованию.
Муниципальное образование не является неорганизованной совокупностью, так как ему присущи, согласно вышеприведенному определению, отличительные признаки системы. Во-первых, наличие связей в муниципальном образовании очевидно, например - связи строения, функционирования, развития, управления и т.д. Во-вторых, муниципальному образованию как системе присуща целостность с тех позиций, что «... понятие целостности относится не столько к самой системе, сколько к способу её исследования». Следовательно, муниципальное образование должно иметь единую для всей совокупности цель, функции, каких не было у отдельных составляющих.
2.2 Свойства муниципального
образования как социально-
Многие проблемы управления
социально-экономическими процессами,
происходящими в муниципальном
образовании, могут и должны решаться
с помощью системного подхода, общей
теории систем и системного анализа.
Овладение системными знаниями и
их практическое применение в муниципальном
управлении составляет основу научного
подхода к принятию решений на
муниципальном уровне. Они составляют
фундамент современной
Результаты анализа функций,
выполняемых каждым элементом системы,
описанные связи, возникающие в
социально-экономической
Система (греч. - «составленное из частей», «соединение», от «соединяю, составляю») - объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе. В системе действуют другие законы, нежели в окружающей среде, законы, определяющие ее функционирование. Задача заключается в том, чтобы установить совокупность элементов, которые подчиняются этим законам.
Системный подход - это общенаучная концепция, реализующая системность в принципах и методах решения сложных проблем муниципального управления. Подход к решению проблем муниципального управления - это способ обоснования методологии решения, он является первым шагом к решению существующих проблем. При системном подходе сложная задача не разделяется на части, а напротив, сознательно расширяется и усложняется, пока не будут учтены все существенные взаимосвязи.
Общая теория систем (по Л. фон Берталанфи) - фундаментальная наука, охватывающая всю совокупность проблем, связанных с исследованием и конструированием систем. Она формирует методологические основания как системного подхода в целом, так и теоретическую базу системного анализа муниципального образования и управления.
Системный анализ - это взаимосвязанное и комплексное рассмотрение всех вопросов, относящихся не только к организации, функционированию и ликвидации муниципальных образований, но и к методам руководства всеми этими этапами с учетом правовых, экономических, природно-географических, политических и других аспектов. Системный анализ нацелен на решение конкретных задач управления муниципальным образованием. Идеи и принципы системного подхода к теории муниципального управления находят в системном анализе свое конкретное, предметное выражение. Применительно к исследованию проблем принятия решений в муниципальном управлении задачи системного анализа состоят в разработке методов содержательного и формального системного описания объектов управления, выявлении закономерностей их функционирования и развития, построении системной теории и практических методов управления этими объектами. Это означает, что системный анализ должен реализовывать основные функции теории муниципального управления как науки - описательную (что это?), объяснительную (как действует?) и предсказательную (как и куда развивается?).
Социально-экономическая
система (СЭС) - это любое социально-
Муниципальные образования можно отнести к динамичным системам - они являются постоянно изменяющимися системами. Всякие изменения, происходящие в них, называются процессом. Они являются вероятностными системами - их функционирование может быть предсказано с определенной степенью вероятности на основе изучения их прошлого.
Ключевым понятием теории
систем и определяющим свойством
любой системы является ее целостность.
Первичность целого - основной постулат
теории систем. В целостной системе
- муниципальном образовании, отдельные
его части - транспорт, связь, ЖКХ
функционируют совместно, составляя
в совокупности процесс функционирования
системы - муниципального образования
как целого. Каждый элемент муниципального
образования может
Информация о работе Муниципальное образование как социально-экономическая система