Муниципальное право как отрасль российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Рассмотрев следующие вопросы:
-понятие и предмет муниципального права;
-правовое регулирование муниципальных отношений;
-муниципально-правовые нормы и институты;
-источники муниципального права;
-система муниципального права;
определить место муниципального права в правовой системе Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и предмет муниципального права 4
2. Правовое регулирование муниципальных отношений 14
3. Муниципально-правовые номы и институты 18
4. Источники муниципального права 21
5. Муниципально-правовые отношения их субъекты 27
6. Система муниципального права 32
Заключение 35
Библиографический список 37

Файлы: 1 файл

Муниципальное право.docx

— 63.62 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение 3

1. Понятие и предмет муниципального права 4

2. Правовое регулирование муниципальных отношений 14

3. Муниципально-правовые номы и институты 18

4. Источники муниципального права 21

5. Муниципально-правовые отношения их субъекты 27

6. Система муниципального права 32

Заключение 35

Библиографический список 37

 

Введение

 

Муниципальное право – новая отрасль российского  права, находящаяся в процессе своего становления и развития. Ее формирование связано с реформированием местной власти, начало которому было положено в 1990-1991 гг., когда были приняты Закон СССР от 9 апреля 1990г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» и Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР».

Формирование  новой  отрасли права поставило  вопрос о ее наименовании. В связи  с этим предлагались различные термины: «право местного самоуправления», «самоуправленческое  право» и др. Однако наибольшее распространение  получило понятие «муниципальное право», которое сегодня является общепринятым. Термин «муниципальный» используется Конституцией РФ, закрепляющей в качестве одной из форм собственности, а также  федеральными законами, законами субъектов  Федерации при регулировании  местного самоуправления.

Цель работы:  Рассмотрев следующие вопросы:

-понятие и  предмет муниципального права;

-правовое  регулирование муниципальных отношений;

-муниципально-правовые  нормы и институты;

-источники  муниципального права;

-система муниципального  права;

определить  место муниципального права в  правовой системе Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и предмет муниципального  права

 

Муниципальное право, подобно любой другой отрасли  права, представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Известно, что отрасли права различаются  прежде всего по предмету регулирования. Поэтому, чтобы сформулировать понятие  муниципального права, необходимо выявить  специфику общественных отношений, составляющих его предмет. Это позволит ограничить муниципальное право  от других отраслей права и определить, что же обуславливает объединение  данных отношений в самостоятельный  вид, объективно требующий муниципально-правового  регулирования.

Своеобразие отношений, регулируемых нормами муниципального права, состоит в том, что они  возникают в особой сфере жизни  общества – в сфере местного самоуправления. Местное самоуправление является объективной  основой формирования муниципального права.

В связи с  этим  важно уяснить, что представляет собой местное самоуправление, в  чем его специфика.

Согласно  ст. 130 Конституция РФ местное самоуправления обеспечивает самостоятельное решение  населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Местное  самоуправление осуществляется населением путем референдума, выборов, с помощью других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Местное самоуправления осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и в других муниципальных  образованиях, создаваемых в порядке, установленном законодательством. Каждое  муниципальное образование  имеет необходимые для решения  вопросов местного значения муниципальную  собственность, местный бюджет и  выборные органы самоуправления.

Деятельность  населения муниципальных образований, формируемых им органов местного самоуправления, самостоятельному решению  вопросов местного значения носит публично-властный характер, ибо местного самоуправления – это форма осуществления  народом своей власти.

В соответствии со ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою  власть через государственные  органы (государственная власть), а  также через органы местного самоуправления (власть местного самоуправления – муниципальная власть). Кроме   того, народ осуществляет свою власть (как государственную, так и муниципальную) непосредственно: через референдумы, выборы и другие формы прямого волеизъявления.

Своеобразие местного самоуправления как формы  осуществления власти народа (публичной  власти) обусловлено также тем, что  органы местного самоуправления согласно ст. 12 Конституции РФ не входят в  систему органов государственной  власти. Однако они могут согласно ст. 132 Конституции РФ наделяться законом  отдельными государственными полномочиями.

Таким образом, местное самоуправление (муниципальная власть) и государственная власть – формы единой  публичной власти (власти народа) в государстве.

Подобная  трактовка понятия местного самоуправления нашла подтверждение в ряде постановлений  Конституционного Суда РФ. Например, согласно постановлению от 15 января 1998 г. № 3-п  по делу о проверки конституционности  статей 80,92,93 и 94 Конституции Республики Коми и ст. 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 г. «Об органах исполнительной власти в Республике Коми»1 указание на то, что органы местного самоуправления являются органами власти, само по себе не свидетельствует об их государственной природе. Публичная власть может быть и муниципальной.

Именно на местном, муниципальном уровне право  граждан участвовать в управлении может быть осуществлено наиболее непосредственно. Поэтому одной из особенностей власти местного самоуправления2  обеспечивает одновременно эффективное и приближенное к гражданам управление.

Местное самоуправление согласно ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами,- законами субъектов Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

 

Новый Закон, сохраняя в принципе прежний подход к определению местного самоуправления (который нашел отражение в  Федеральном законе от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»)4, вносит некоторые уточнения и дополнения в определение местного самоуправления. Он определяет местное самоуправление как форму осуществления народом своей власти, которая согласно Конституции РФ осуществляется посредством двух основных ее форм: государственной власти и власти местного самоуправления, его органов, которые не входят в систему государственной власти, являясь муниципальными органами власти, а не государственными органами.

Определяя понятия  местного самоуправления, Закон прямо  указывает, что пределы самостоятельного и под свою ответственность решения  населением вопросов местного значения устанавливаются федеральным законодательством, и лишь в случаях, прямо предусмотренных  федеральным законом, данные ограничения  могут быть установлены и законами субъектов  Федерации. Таким образом, пределы самостоятельного осуществления населением местного самоуправления не могут устанавливаться по собственному усмотрению субъектов Федерации, что является важной гарантией конституционного права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения.

Местное самоуправление создается и осуществляется прежде всего в целях решения населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения.

Вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом осуществляется муниципальными образованиями самостоятельно.

Федеральный закон от 28 августа 1995 г., давая перечень этих вопросов (всего 30 пунктов), предусмотрел возможность расширения при определенных условиях указанного перечня муниципальными образованиями (ст. 6).

Закон от 6 октября 2003 г. допускает, что органы местного самоуправления могут решать  и  иные вопросы (не отнесенные к ведению  других органов публичной власти и не исключенные из их компетенции) материальных и финансовых ресурсов. Кроме того, Закон 2003 г. устанавливает для каждого вида муниципального образования  с учетом его статуса свой перечень вопросов местного значения (для городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов). Перечень вопросов местного значения для внутригородских муниципальных образований городов федерального значения устанавливается законом указанного субъекта Федерации.

Особенностями организации и осуществления  местного самоуправления, муниципальной  публичной власти обусловлена специфика  муниципальных отношений, составляющих предмет муниципального права.

Можно выделить следующие отличительные  признаки отношений, составляющих предмет  муниципально-правового регулирования.

Во-первых, данные отношения имеют  локально-территориальный характер. Они возникают в основном на местном (муниципальным) территориальном уровне в процессе осуществления местного самоуправления населением городских, сельских поселений и других муниципальных образований, территории которых устанавливаются в соответствии с законодательством с учетом исторических и иных местных традиций.

 Законодательство о местном самоуправлении  не устанавливает соподчиненность одних муниципальных образований и их органов другим муниципальным образованиям и их органам: свои полномочия они реализуют самостоятельно. Поэтому, строго говоря, отсутствует вертикаль отношений власти и подчинения в системе местного самоуправления. Каждое муниципальное образование в идеале должно представлять собой самоуправляющий территориальный коллектив, самостоятельно решающий отнесенные к его ведению  вопросов местного значению. Однако это, конечно, не означает, что муниципальное образование полностью автономно: оно находится в системе многообразных отношений и взаимосвязей с другими муниципальными образованиями, субъектами Федерации, федеральными органами государственной власти и даже с международными партнерами. Поэтому в систему муниципальных отношений входят в межмуниципальные отношения, возникающие в процессе межмуниципального сотрудничества, и отношения с органами государственной власти (например, когда представительный орган местного самоуправления, реализуя свое право законодательной инициативы, вносит проект закона в законодательный орган субъекта Федерации, и т.д.), и отношения, связанные с осуществлением международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральным законом.

Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской федерации» устанавливает  правовые основы тесные взаимодействия органов местного самоуправления муниципального района и расположенных в границах его территории городских и сельских поселений. При этом не допускается  подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования  органу или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования.

Однако, несмотря на указанные особенности системы  муниципальных отношений, надо признать, что основной массив муниципальных  отношений ограничен границами  муниципального образования, обеспечивающего жизнедеятельность населения, решение вопросов местного значения на своей территории.

Во-вторых, отношения, составляющие предмет муниципально-правового  регулирования, имеют комплексный  характер, так как связаны с  реализацией задач и функций  местного самоуправления во всех сферах местной жизни: экономической, бюджетно-финансовой, социально-культурной, охраны общественного  порядка и др. Общность данных отношений, обусловливающая их объединение  в рамках предмета муниципального права, определяется природой местного самоуправления. Суть местного самоуправления – в  самостоятельном решения населения  вопросов местного значения.

Конституция РФ, гарантирует местное самоуправление, не раскрывает, какие вопросы следует  относить к числу местных, Ответ  на этот вопрос имеет принципиальное значение, ибо самостоятельность  населения муниципальных образований  она связывает именно с решением вопросов местного значения (ст.130). Круг данных вопросов определяется законодательством  о местном самоуправлении и находит  свое выражение в уставах муниципальных  образований. Вопросы местного значения согласно законодательству о местном  самоуправлении  затрагивают все  основные области жизнедеятельности  населения городских, сельских поселений  и других муниципальных образований.

Поэтому предмет  муниципального права охватывает различные  по содержанию и характеру общественные отношения: организационные, управленческие, имущественные, финансовые, и т.д. Однако все эти отношения объединяют в самостоятельный вид общий  признак: они возникают в процессе решения населением муниципальных образований местного самоуправления.

В-третьих, обязательным субъектом  муниципально-правовых отношений выступает либо населением муниципального образования, которое непосредственно, т.е. путем референдума, других форм прямого волеизъявления, решает вопросы местного значения, либо орган или должностное лицо местного самоуправления, наделенные полномочиями по решению данных вопросов.

Таким образом, муниципальное право закрепляет и регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления местного самоуправления.

Более полное представление о структуре предмета  муниципального права дает выделение  в нем следующих групп общественных отношений:

1) отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления, формирования и развития его основ. Данная группа отношений включает в себя отношения, связанные:

а) с образованием и преобразований муниципальных  образований, установлением и изменением их границ, выявлением мнения населения  по данным вопросам;

б) определением организационной структуры местного самоуправления, принятием и регистрацией уставов муниципальных образований, формированием и организацией работы выборных и иных органов местного самоуправления, избранием (назначением) выборных и иных должностных лиц  местного самоуправления, организацией их работы, организацией муниципальной службы;

Информация о работе Муниципальное право как отрасль российского права