Муниципальное право как отрасль российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Рассмотрев следующие вопросы:
-понятие и предмет муниципального права;
-правовое регулирование муниципальных отношений;
-муниципально-правовые нормы и институты;
-источники муниципального права;
-система муниципального права;
определить место муниципального права в правовой системе Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и предмет муниципального права 4
2. Правовое регулирование муниципальных отношений 14
3. Муниципально-правовые номы и институты 18
4. Источники муниципального права 21
5. Муниципально-правовые отношения их субъекты 27
6. Система муниципального права 32
Заключение 35
Библиографический список 37

Файлы: 1 файл

Муниципальное право.docx

— 63.62 Кб (Скачать файл)

Реализация  наиболее важных прав граждан –  субъектов муниципально- правовых отношений связывается законом с достижением определенного возраста. Так, избирать в выборные органы местного самоуправления вправе граждане, достигшие 18 лет, а быть избранными в выборные органы местного самоуправления граждане имеют право по достижении возраста, установленного законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации. При этом Федеральный закон от 12 июля 2002 г. № 67-ФЗ « ОБ основных гарантиях избирательных прав и права участия на референдуме  граждан Российской Федерации»8, предусматривает, что минимальный возраст кандидаты при выборах в органы местного самоуправления не может превышать 21 года.

Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления  в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами. Так, в соответствии с международными оговорами они могут участвовать в муниципальных выборах, местном референдуме.

Депутат представительного органа местного самоуправления участвует в принятии решений об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении, установлении местных налогов и сборов, принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждении отчетов об их исполнении, а также по другим вопросам, отнесенным к компетенции представительного органа.

  Органы территориального общественного самоуправления, создаваемые гражданами  по месту их жительства на части территории муниципального образования (на территории сельского населенного пункта,  не являющегося поселением (муниципальным образованием), микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях), осуществляет инициативы в вопросах местного значения; они могут являться юридическими лицами. Данные органы участвуют в организации акций милосердия и благотворительности, общественного контроля за использованием муниципальной собственности, работы с детьми и подростками по месту жительствами и т.п.

Объединения муниципальных образований (региональные, межрегиональные и общероссийские) своей целью имеют координацию деятельности, более эффективное осуществление прав и интересов муниципальных образований, представительство и защиту интересов муниципальных образований, представительство и защиту интересов во взаимоотношениях государственными органами, общественными объединениями и др. Однако данными объединениями не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления. Они регистрируются в порядке, установленном для некоммерческих организаций.

Государственные органы вступают во взаимосвязь с  другими субъектами муниципально-правовых отношений, оказывая поддержку местному самоуправлению, создавая необходимые  правовые, организационные, материально  финансовые условия для становления  и развития местного самоуправления. Государственные органы содействуют  населению в осуществлении права  на местное самоуправление. Они обязаны  рассматривать обращения органов местного самоуправления и его должностных лиц. Государственные органы вступают во взаимоотношения с органами местного самоуправления, другими субъектами муниципально-правовых отношений, осуществляя контроль за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и его должностных лиц, а также за реализацией отдельных государственных полномочий, которые могут наделяться органы местного самоуправления.

К участникам муниципально-правовых отношений данного вида относятся  предприятия, учреждения и организации, находящиеся на территории муниципального образования. Одни из них находятся в муниципальной собственности. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности данных предприятий, учреждений и организаций, которые играют важную роль в обеспечении жизнедеятельности населения муниципального образования, регулируют цены и тарифы на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

Субъектами  муниципально-правовых отношений выступают  общественные объединения, которые  в соответствии со своими уставами принимают участие в выборах местного самоуправления, представляют и защищают свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах местного самоуправления. Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»9 вопросы , затрагивающие интересы общественных объединений и предусмотренных Законах случаях, решаются органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними (ст. 17).

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

  

 

 

 

6. Система муниципального права

 

 

  Муниципальное право как отрасль права имеет свою систему, в которой выделяются комплексы однородных норм, регулирующих определенные группы общественных отношений, входящих в его предмет.

Система муниципального права основывается на логическом, последовательном разделении норм муниципального права и их объединений в однородные правовые комплексы (институты) с учетом содержания и характера, регулируемых ими отношений в сфере местного самоуправления.

При этом система  муниципального права отражает взаимосвязь  и взаимообусловленность правового  регулирования вопросов местного самоуправления как целостного социального явления. Поэтому система муниципального права имеет объективную основу: ее построение обусловлено не только структурой Федерального закона «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации», но и потребностями практики развития местного самоуправления, которая  влияет на формирование институтов муниципального права, помогает определить их роль в  местном самоуправлении.

Следовательно, под системой муниципального права понимается объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости их значения и роли в регулировании муниципальных отношений.

Ее первым элементом являются муниципально-правовые нормы, закрепляющие положение местного самоуправления в системе народовластия, определяющие его роль в развитии демократических начал в управлении обществом и государством. К этой группе относятся нормы, содержащие определения основных понятий и  терминов, используемых законодательством  о местном самоуправлении, таких, как «местное самоуправление», «муниципальное образование», «вопросы местного значения», «местный референдум», «органы местного самоуправления», «должностное лицо местного самоуправления» и др. В эту  же группу входят нормы, закрепляющие основные принципы и функции местного самоуправления.

Местное самоуправление как форма организации власти на местном уровне характеризуется  тесным взаимодействием и взаимопроникновением форм прямой и представительной демократии. Нормы муниципального права, относящиеся к данной группе, закрепляют формы непосредственного волеизъявления населения муниципальных образований, институты представительной демократии в системе местного самоуправления, другие элементы этой системы.

Второй элемент  системы муниципального права составляют нормы, закрепляющие основы деятельности местного самоуправления: территориальные, организационные, финансово-экономические. Они определяют порядок создания, объединения, преобразования или упразднения  муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований, а также закрепляют принципы организации  местного самоуправления, основы взаимоотношений  выборных и других органов местного самоуправления, условия и порядок  прохождения муниципальной службы, статус муниципального служащего.

Важнейшим условием самостоятельности местного самоуправления являются финансово-экономические  основы деятельности населения муниципальных  образований. Нормы муниципального права закрепляют порядок формирования муниципальной собственности, ее состав, а также устанавливают основы финансовой самостоятельности местного самоуправления.

Третьим элементом  системы муниципального права выступает  группа норм, закрепляющих предметы ведения  и полномочия местного самоуправления. Данные нормы устанавливают собственные  полномочия местного самоуправления, а также отдельные государственные  полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Относящиеся  к этой группе нормы регулируют принципы определения компетенции органов  местного самоуправления, отношения, которые  возникают в процессе реализации полномочий местного самоуправления в  различных сферах местной жизни.

Четвертый элемент  системы муниципального права —  группа норм, устанавливающих гарантии местного самоуправления. Они закрепляют систему гарантий, обеспечивающих организационную  и финансовую самостоятельность  местного самоуправления, а также  судебную и другие правовые формы  защиты местного самоуправления.

Сущность  местного самоуправления — в самостоятельной  и под свою ответственность деятельности населения по решению вопросов местного значения. Поэтому пятый элемент  системы муниципального права составляют нормы, устанавливающие ответственность  органов местного самоуправления и  должностных лиц местного самоуправления. Эти нормы определяют формы, порядок и условия ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, перед государством, а также перед физическими и юридическими лицами.

Таким образом, система муниципального права включает следующие структурные части:

1) местное  самоуправление в системе народовластия; 

2) основы местного  самоуправления: территориальная, организационная  и экономическая; 

3) предметы  ведения и полномочия местного  самоуправления;

4) гарантии  местного самоуправления;

5) ответственность  органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления, контроль за их  деятельностью.

 

 

Заключение

 

Муниципальное право как правовое образование  не относится к числу основных отраслей права. Его место в системе  права определяется тем, что это  вторичное, производное образование, возникшее на базе основных отраслей права в результате развития местного самоуправления, его обособление  в системе управления обществом  и государством, а также развитии социального законодательства о  местном самоуправлении.

Как уже отмечалось, муниципальное право – комплексная  отрасль. Своеобразие таких правовых образований в системе права  проявляется в том, что многие нормы, составляющие комплексную отрасль, во-первых, будучи нормами основных отраслей права, во-вторых, будучи нормами  основных отраслей права и оставаясь  таковыми, вместе с тем входят во вторичную правовую структуру – комплексную отрасль права. В силу этого муниципального права самым тесным образом взаимодействует со многими отраслями права, которые регулируя свой предмет, затрагивают и вопросы муниципальной деятельности.

Муниципальное право связано с конституционным (государственным) правом, которое, являясь  ведущей отраслью российского права, определяет основные начала, принципы организации местного самоуправления, гарантии и формы осуществления  местного самоуправления, его место  в системе народовластия. Тем  самым нормы конституционного (государственного) права устанавливают основы муниципального права, которое регулирует общественные отношения, возникшие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

Взаимосвязь муниципального права с административным правом обусловлена, в частности, тем, что институты службы и государственной  службы, несмотря на принципиальные различия, имеют и общие черты, представляя  собой, образно говоря, сообщающие сосуды. Так, законами субъектами Федерации  устанавливается соотношения должностей муниципальной и государственной  гражданской службы Российской Федерации;  время работы на должностях в органах  местного самоуправления засчитывается  в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе, и т.д.

Муниципальное право находится в тесной взаимосвязи  с гражданским правом, определяющим гражданско-правовой статус муниципального образования, органом местного самоуправления, которые от имени муниципального образования осуществляют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.

Взаимодействие  муниципального права с такими отраслями  права как финансовое, земельное, экологическое, хозяйственное право, проявляется в регулировании  деятельности органов местного самоуправления, которые в соответствии с Федеральным  законом об общих принципах организации местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, решают другие финансовые вопросы местного значения, а также осуществляют контроль за использованием земель на территории муниципального образования, участвуют в охране окружающей природной среды, создают условия для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания и т.д.

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.11.2009) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003)

3. Европейская  хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.). Хартия  ратифицирована Российской Федерацией  Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 55-ФЗ. Хартия вступила в  силу для Российской Федерации  1 сентября 1998 г. Текст хартии опубликован  в Собрании законодательства  Российской Федерации от 7 сентября 1998 г., N 36, ст. 4466, в Бюллетене международных  договоров, ноябрь 1998 г., N 11

Информация о работе Муниципальное право как отрасль российского права