Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:55, курсовая работа
Цель работы: Рассмотрев следующие вопросы:
-понятие и предмет муниципального права;
-правовое регулирование муниципальных отношений;
-муниципально-правовые нормы и институты;
-источники муниципального права;
-система муниципального права;
определить место муниципального права в правовой системе Российской Федерации.
Введение 3
1. Понятие и предмет муниципального права 4
2. Правовое регулирование муниципальных отношений 14
3. Муниципально-правовые номы и институты 18
4. Источники муниципального права 21
5. Муниципально-правовые отношения их субъекты 27
6. Система муниципального права 32
Заключение 35
Библиографический список 37
Его нормами закрепляются не только полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в области местного значения, которые находятся в ведении муниципальных образований, но и основы деятельности местного самоуправления, формы прямого волеизъявления граждан и других форм прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления, государственные гарантии местного самоуправления, и ответственность органов местного самоуправления и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
Вместе с
тем Федеральный закон 2003 г. внес
существенные коррективы в сложившуюся
организационно-
а) единообразную
территориальную организацию
б) дифференциацию
предметов ведения, объектов муниципальной
собственности муниципальных
в) перечень обязательных органов местного самоуправления, формируемых в каждом муниципальном образовании;
г) формы межмуниципального сотрудничества и т.д.
К источникам муниципального права относится Европейская хартия местного самоуправления, которая действует в рамках Совета Европы, членом которого Россия является с 1996 г. Хартия устанавливает важнейшие принципы организации местного самоуправления, а также гарантии права местного самоуправления.
Хартия было ратифицирована Россией в 1998 г. и в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституция РФ стала составной частью правовой системы Российской Федерации, вместе с тем следует иметь в виду, что Конституция РФ и федеральные законы закрепляют более высокий, чем предусмотрено международными обязательствами России, уровень гарантий самостоятельности местного самоуправления. Это обстоятельство дало Конституционному Суду РФ основание признать отдельные нормы Устава (Основного закона) курской области, которые по существу воспроизводили положения пп. 2 и 3 ст. 8 Европейской хартии местного самоуправления (в них шла речь о государственном контроле за деятельностью органов местного самоуправления), не соответствующими конституции РФ в той мере, в какой они создают возможность произвольного расширения пределов государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления при решении ими вопросов местного значения.7
Нормы муниципального
права содержаться в
Кроме того, к источникам муниципального права относятся и другие федеральные акты, затрагивающие вопросы местного самоуправления. К ним относятся: Гражданский кодекс (содержит положения о местных налогах и др.); Налоговый кодекс (содержит положения о местных налогах и др.); Бюджетный кодекс (содержит положения о бюджетном процессе в муниципальных образованиях и др.); Земельный кодекс (определяет полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений и др.), а также федеральные законы от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имществ», от 14 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях и др.
Источниками муниципального права являются указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, содержащие муниципально-правовые нормы (например, Указ от 22 октября 1998 г. « О Конгрессе муниципальных образований Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких участков»).
Нормы муниципального
права могут содержаться в
нормативных правовых актах других
федеральных органов
Особым видом источников муниципального права являются решения Конституционного Суда РФ (например, постановление от 30 мая 1996 г. 130П по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи58 и пункта 2 статьи 59 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Вторую группу источников составляют нормативные акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Федерации: конституции республик, уставы других субъектов Федерации, законы субъектов Федерации о местном самоуправлении, о муниципальной службе, о муниципальных выборах ,о местном референдуме и др. Кроме того, в эту группу входят акты высших должностных лиц субъектов (президентов, губернаторов и др.), постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов, акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов Федерации, в которых устанавливаются, изменяются или отменяются нормы муниципального права.
В третью группу источников входят нормативные правовые акты, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальных образований, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления: уставы муниципальных образований; общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования; решения представленных органов местного самоуправления, устанавливающие порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, и другие нормативные правовые акты муниципальных образований (муниципальные правовые акты).
Источники муниципального
права можно также
Особое место среди источников муниципального права занимают договоры, которые могут заключать между собой муниципальные образования, а также муниципальные образования и другие субъекты права.
ФЗ № 131 2003 г. расширил практику договорных отношений в системе местного самоуправления. Так ,договоры и соглашения могут заключаться органами местного самоуправления в целях развития межмуниципального сотрудничества, а также международных и внешнеэкономических связей. Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящие в состав муниципального района, могут заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий.
Муниципальное право в качестве своего источника признает также обычай. Это обусловлено прежде всего тем, что организация и деятельность местного самоуправления осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций, представляющих собой разновидность обычаев.
Признание обычая
как традиционно сложившегося и
широко применяемого правила поведения
содержит Федеральный закон от 30
апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав
коренных малочисленных народов
Российской Федерации», который предусматривает,
что общины и иные формы общественного
самоуправления создаются в целях
защиты исконной среды обитания, сохранения
и развития традиционного образа
жизни, хозяйствования, промыслов и
культуры и что органы местного самоуправления
обеспечивает права малочисленных
народов как правило ведения
традиционного
Муниципально-правовые отношения – это регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления в городских, сельсих поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.
Муниципально-правовые отношения с учетам их содержания можно подразделить на отношения:
а) связанные с организацией местного самоуправления;
б) характеризующие муниципальную деятельность по непосредственно жизнеобеспечению населения муниципальных образований;
в) в которых
находит свое воплощение деятельность
органов местного самоуправления по
осуществлению отдельных
В первую группу входят отношения, связанные с образованием, преобразованием муниципальных образований, установлением и изменением их границ и наименований, утверждением символики муниципальных образований, а также с определением структуры органов местного самоуправления, их наименованием и формированием, контролем за деятельностью органов местного самоуправления, их ответственности.
Ко второй группе относятся отношения, возникающие в процессе решения жителями муниципального образования непосредственно, через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов обеспечения социально-экономического развития муниципального образования, жизнедеятельности его населения (например: бюджет, застройка территорий, содержание дорог и т.д.).
Третью группу составляют отношения, возникающие в процессе реализации переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Государство, наделяя органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств, устанавливает условия и порядок контроля за их осуществлением.
Субъектами муниципально-
Вопросы местного значения могут решаться сходом, собранием (конференцией) граждан.
Сход граждан использует как форма непосредственной демократии в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения. В этом случае сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования. Сход граждан созывается главой муниципального образования самостоятельно или по инициативе не менее 10 человек. Решения, принятые на сходе, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.
Собрание (конференция) граждан представляет собой совещательную (консультативную) форму непосредственной демократии. Собрание (конференция) проводится на части территории муниципального образования для обслуживания вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, а также в целях осуществления территориального общественного самоуправления.
Субъектами муниципально-правовых отношений, неделенными полномочиями на решение вопросов местного значения, являются органы и должностные лица местного самоуправления.
Органы местного самоуправления избираются непосредственно населением и (или) образуются правительственным органом муниципального образования. Они наделяются собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
К ним относятся:
а) представительный орган местного
самоуправления, обладающий правом представлять
интересы населения и принимать
от его имени решения; б) глава
муниципального образования – высшее
должностное лицо, наделенное уставом
муниципального образования в соответствии
с законодательством
Право на осуществление местного самоуправления принадлежит также гражданам Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления граждане имеют равные права на местное самоуправление как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Как субъекты муниципально-правовых отношений граждане реализуют свое право на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях путем участия в местных референдумах, выборах, посредством других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
Граждане
имеет равный доступ к муниципальной
службе, право на ознакомление с
документами и материалами, непосредственно
затрагивающими права и свободы
человека и гражданина, а также
им гарантируется возможность
Информация о работе Муниципальное право как отрасль российского права