Муниципальное регулирование земельных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Земля является полноправным объектом гражданских прав, появилась потребность в изучении состоянии земли и планировании использовании земли, а также ее охрана.
Тема муниципального регулирования земельных отношений было и будет актуально до тех пор, пока земля является экономическим, природным ресурсом.
Для наилучшего понимания процесса формирования земельного участка необходимо раскрыть его понятие.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ИСПРАВЛЕННАЯ 25.10.20124.docx

— 43.17 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Правильное и эффективное использование земельными ресурсами является гарантом экономического развития.

Муниципальное регулирование земельных отношений всегда находится  в центре внимания, как у населения, так и администрации.

Земля является полноправным объектом гражданских прав, появилась потребность  в изучении состоянии земли и планировании использовании земли, а также ее охрана.

Тема муниципального регулирования земельных отношений было и будет актуально до тех пор, пока земля является экономическим, природным  ресурсом.

Для наилучшего понимания процесса формирования земельного участка необходимо раскрыть его понятие. Понятие земельного участка представлено в Российском законодательстве в четырех аспектах:

1. Земельный участок как  объект недвижимости.

В ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации дано понятие недвижимости: «К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.

2. Земельный участок как  объект земельных правоотношений.

В ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации перечислены объекты земельных отношений:

1) земля как природный  объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных участков.

Кроме того, Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ дополнил Земельный кодекс РФ статьей 111, где дано новое понятие земельного участка: «Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами».

Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Статья 19 ЗК РФ1 к муниципальной собственности относит земельные участки:

- которые признаны таковыми  федеральными законами и принятыми  в соответствии с ними законами  субъектов Российской Федерации;

- право муниципальной  собственности, на которые возникло  при разграничении государственной  собственности на землю;

- которые приобретены  по основаниям, установленным гражданским  законодательством;

- которые безвозмездно  переданы в муниципальную собственность  из федеральной собственности.

Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

Целью данной работы является механизм муниципального регулирования земельным хозяйством.

Основные задачи:

- определить структуру  этой области: описать формы и  этапы образования;

- рассмотреть субъекты  взаимодействующих областей земельных  отношений;

- изучение особенностей  субъектов муниципального регулирования  отношений его объектов.

Объект - социально-экономические процессы, происходящие в экономике муниципальных образований.

Предмет – законодательные основы муниципального регулирования земельных отношений в Российской Федерации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Для эффективного муниципального  регулирования земельных отношений  необходимо создание действующего  механизма взаимодействия местных  и федеральных органов власти.

2. Совершенствование регионального  законодательства путем закрепления, уточнения и исправления действующих  положений будет способствовать  развитию муниципального регулирования  земельных отношений и повышению  эффективности в сфере земельных  отношений.

 

ГЛАВА I.  ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

1.1. Возникновение вещных прав  на землю

В настоящий момент процедуры разграничения некогда единой государственной собственности на землю не закончены. Поэтому в теории и практике остается ряд вопросов, связанных с отнесением отдельных публичных земель к муниципальной собственности. Остается актуальной и проблема перехода земельных участков из государственной в муниципальную собственность и наоборот.

Право на земельный участок может быть предоставлено участнику земельных отношений только на основаниях, предусмотренных законом. Владение участком, приобретенным не в соответствии с правилами, установленными законодательством, не дает возможности его владельцу ни доказать, ни защитить свои права на землю с помощью правовых институтов.

Правовое регулирование возникновения и прекращения прав на земельные участки составляет содержание правового регулирования оборота земель.

Нормативные акты земельного права обращают пристальное внимание на порядок возникновения и прекращения прав на земельные участки, на различные случаи возникновения этих прав, а также на возможность приобретения теми или иными субъектами правовых отношений прав на земельные участки различного целевого назначения и другие вопросы этого круга отношений постольку, поскольку этого требует специфика такого сложного объекта правовых отношений, как земля.

Права на земельные участки возникают на основаниях, предусмотренных гражданским законодательством и федеральными законами земельного и иных отраслей законодательства. Обратим внимание на то, что приобретение прав на земельные участки подчиняется общим положениям ГК РФ. Так, согласно ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора. В то же время эту норму следует применять в контексте ст. 129 ГК РФ, в соответствии с которой земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

1.2. Правовые основания возникновения  прав на земельные участки

Действие установленных гражданским и земельным законодательством правил в отношении возникновения прав на земельные участки предусматривает следующее соотношение норм этих двух отраслей: права на земельные участки возникают по основаниям и в соответствии с принципами, определенными гражданским законодательством.

Однако федеральными земельными законами, в соответствии с принципами, установленными земельным законодательством, может быть ограничен круг субъектов, которым земельные участки предоставляются на основании того или иного права. Федеральными же земельными законами может быть органичен оборот земельных участков (ст. 27 ЗК РФ), и это прежде всего означает, что право собственности граждан, юридических лиц, местного самоуправления, субъектов РФ на ряд предусмотренных ЗК РФ земель возникнуть не может. Земельным законодательством также могут быть установлены особенности возникновения и прекращения прав на земельные участки.

Общие основания возникновения гражданских прав и обязанностей предусмотрены главой 2 «Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав» ГК РФ.

При этом на перечисленных статьями данной главы основаниях возникают как вещные права, так и права (а также обязанности) участников обязательственных правоотношений.

Помимо главы 2 Гражданским кодексом предусматриваются также нормы, устанавливающие особенности приобретения права собственности (глава 14), в том числе основания приобретения этого права (ст. 218 ГК РФ), а также права общей собственности (ст. 244 ГК РФ).

Отдельно следует обратить внимание на то, что главой 17 ГК РФ предусмотрены основания приобретения права пожизненного наследуемого владения (ст. 265), права постоянного (бессрочного) пользования (ст. 268), сервитута (ст. 274). Но с принятием Земельного кодекса РФ положения указанных статей в части, противоречащей ЗК РФ, применяться не могут, поскольку Земельный кодекс РФ, как основной закон земельного законодательства, в данном случае содержит нормы, имеющие приоритет в регулировании земельных отношений, поскольку ими определены особенности оборота земель. То же можно сказать и об иных статьях ГК РФ, составляющих содержание и главы 17 и иных глав ГК, если они касаются в нашем случае приобретения прав на земельный участок. В частности, о порядке приватизации или, наоборот, изъятия (выкупа) земельного участка, перехода прав на земельный участок при переходе прав на недвижимое имущество, на нем находящееся (ст. 273, 552 ГК РФ), предоставлении прав на земельные участки для строительства (ст. 263 ГК РФ).

Прекращение прав на земельные участки также осуществляется на основании закона. Это важно как для прежнего правообладателя, который должен быть уверен, что не только его права, но и обязанности, связанные с использованием участка, прекращены, так и для приобретателя, чье владение и пользование становится в полной мере законным только после того, как прежние аналогичные права на землю прекратились.

Земельное законодательство не устанавливает каких-то особых оснований возникновения и прекращения прав на земельные участки в сравнении с теми, что определены законодательством гражданским. Это связано с тем, что права на землю имеют ту же природу, что и иные гражданские права.

Но Правовое регулирование возникновения и прекращения прав на земельные участки составляет содержание правового регулирования оборота земель.

Важным для возникновения прав на землю является то, что гражданские права (а к ним относятся и права на приобретение земельных участков) могут быть ограничены только на основании Федерального закона и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Некоторые особенности возникновения прекращения прав на земельные участки могут быть также установлены и аграрным, градостроительным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах в зависимости от того, к какой из категорий земель принадлежит тот или иной земельный участок. Однако следует заметить, что нормы, устанавливаемые нормативными актами этих отраслей, не могут вступать в противоречие с общими положениями земельного законодательства.

Сделаем вывод, пока единственным собственником земли было государство, непосредственным основанием для возникновения того или иного права на землю всегда служили правоустанавливающие действия государственного органа, компетентного принимать соответствующие решения. Органы землеустройства фиксировали свое внимание на внешних юридических признаках формирования поземельных прав и обязанностей, таких как: правомерность предоставления земельного участка на основании решения компетентного государственного органа, соблюдение норм и сроков отвода участка и порядка выдачи просителям земельных документов и т.п. Эти признаки, несомненно, важны, но они не полностью раскрывают правовую сущность вновь возникших прав и обязанностей. Дело в том, что определенные элементы прав будущих собственников земли, землепользователей, арендаторов зачастую возникают значительно раньше издания правового акта государственного органа о предоставлении им земли. Так,  на пример,  гражданин, который обратился в государственного орган с заявлением предоставлении ему земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства и т.д., во  многих случаях вправе рассчитывать на известный положительный результат, поскольку закон предусматривает все виды названных прав граждан на землю. Определенные права предоставление им земельных участков имеют и юридические лица. Как те, так и другие вправе участвовать в конкурсах и аукционах по продаже земельных участков. Никто не должен чинить им помехи в осуществлении названных прав.

Кроме того, еще до принятия акта государственного органа совершается целый ряд определенных правовых действий с участием заинтересованных претендентов на данный земельный участок, которые служат подготовкой для отвода земли, уточнением ее правового режим; и титула претендента, качества и местоположения земельного участи и т.д.

Таким образом, право пользования землей у собственника, землевладельца, землепользователя, возникает при наличии целого комплекса юридических фактов, начиная с подачи ходатайства о предоставлении земли.

Если будущий пользователь земельного участка покупает его у частного собственника или берет у того участок в аренду, то решения государственного органа, безусловно, не требуется. Собственник земли — хозяин своего объекта собственности и волен распоряжаться им по своему усмотрению, не ожидая чьего-либо решения свыше. В этом случае заданным основанием для возникновения права пользования землей служит сделка, оформляемая договором и прошедшая государственную регистрацию.

 

ГЛАВА II.   КОМПЕТЕНЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ

2.1. Функции местного самоуправления

Земля и другие природные ресурсы - основа жизни и деятельности   народов, проживающих на соответствующей территории. Государство регулирует земельные отношения в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, воспроизводства плодородия почв,    сохранения и улучшения природной среды и охраны

прав на землю физических и юридических лиц.                                                                                                    
Важную роль в достижении этих целей играют органы местного самоуправления, которые обладают широким кругом полномочий в области использования земли и других природных ресурсов.

На территории Чайковского сельского поселения и г. Чайковский муниципальный земельный контроль за использованием и охраной земель осуществляется администрацией, на основании распоряжения главы администрации района.

а) Основные и вспомогательные функции:

- соблюдением земельного  законодательства при использовании  и охране земель на территории  муниципального образования сельское  поселения  Чайковского района, Пермского  края;

- соблюдением порядка, исключающего  самовольное занятие земельных  участков или использование их  без оформленных в установленном  порядке документов, устанавливающих  право на землю;

Информация о работе Муниципальное регулирование земельных отношений