Муниципальное управление в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы определить перспективы развития муниципального управления в современной России.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
рассмотреть содержание понятия муниципальное управление;
изучить основные концепции муниципального управления;

Файлы: 1 файл

Курсовая основы гму.docx

— 43.14 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

Значение муниципального уровня в общественной системе страны трудно переоценить, поскольку он является первичным территориальным уровнем, органично включенным в систему  региональных и федеральных отношений, имеющим местные ресурсы, которые  не могут быть рационально  использованы другими территориальными уровнями. На муниципальном уровне, в границах определенной территории обеспечивается жизнедеятельность и жизнеустройство населения, формируется жизненная среда. На муниципальном уровне мобилизуется и используется та часть природно-ресурсного, производственного и социального потенциала страны, которая непосредственно связана с обустройством жизни людей.

Муниципальный уровень различных  территорий страны сильно дифференцирован  в силу ряда как природно-пространственных, так и социально-экономических  причин, что вызывает необходимость  поиска таких управленческих механизмов этим уровнем, которые бы учитывали  его дифференцированность и способствовали ослаблению или преодолению ее различных  сторон, относительному социально-экономическому выравниванию возможностей развития различных  территорий и, соответственно, и уровня и качества жизни населения.

В современных условиях особую актуальность приобретает исследование проблем совершенствования управления на муниципальном уровне; формирования и развития хозяйства, находящегося как непосредственно в собственности  муниципалитета, так и на его территории; налаживания внутримуниципальных  и внешних хозяйственных связей; создания и функционирования местных  и локальных рынков; улучшения  и развертывания на этом уровне деятельности структур социальной инфраструктуры.

Выполнение муниципалитетами по укреплению единства территориального, экономического и социального пространства страны, требует отработки функций  местной власти и создания условий  для реализации этих функций. Решение этих задач предполагает укрепление экономической базы муниципального уровня, расширение ресурсных и правовых возможностей местных органов власти решать каждодневные социальные проблемы населения, опираться на различные формы его самоорганизации.

Среди актуальных проблем  развития современной России особое место занимает возрождение местного самоуправления, как важнейшего института  общественного развития.

Современная Россия выразила твердое намерение строить свое будущее на принципах демократии, права и гуманизма. Поэтому взят курс на развитие и утверждение местного самоуправлении. Постепенно в российском обществе происходит принятие того, что  местное самоуправление- это конституционная  норма нового государственного устройства страны. Местное самоуправление - это  первый уровень ответственности  власти перед обществом, первая ячейка властных структур максимально доступная  обществу.

Благодаря местному самоуправлению демократия преобразуется в подлинное  народовластие, устойчивее и стабильнее становится государство.

Исторический опыт свидетельствует: уровень развития местного самоуправления обуславливается степенью социально - экономической зрелости общества.

Россия имеет богатый  опыт местного самоуправления. Сегодня  на качественно новом этапе возрождения  власти на местах, важно использовать ценную практику наработанную и проверенную  отечественной общественно - политической деятельностью. А также взять  на вооружение достижения мирового опыта. В развитии современного самоуправление сделаны лишь первые шаги.

Цель данной работы определить перспективы развития муниципального управления в современной России.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
  • рассмотреть содержание понятия муниципальное управление;
  • изучить основные концепции муниципального управления;
  • выявить подходы к развитию муниципального управления в современной науке;
  • изучить нормативные основания муниципального управления в России;
  • проанализировать состояние муниципального управления в России

Объектом исследования является система муниципального управления.

Предмет исследования - местное управление в России: история и современное состояние

Методы исследования: реферирование, обобщение, систематизация, анализ литературы по проблеме исследования.

Таким образом, в той или  иной мере самоуправление в России существовало на всем протяжении её истории. При этом немаловажным обстоятельством  является то, что, как и в настоящее  время, государство сознательно  шло на возрождение самоуправления в периоды кризиса государственной  власти, принуждаемое неизбежной необходимостью проведения реформ.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

    1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

"Муниципальное управление" и "местное самоуправление" - равнозначные понятия. Местное  управление представляет собой  составной элемент общей системы  управления в государстве, для  которого законодательно определяются  сферы деятельности, полномочия  и ответственность. Для муниципального  управления характерно относительно  самостоятельное (с учетом интересов  населения) формирование целей  и задач, органов власти и  управления, бюджета, ресурсной базы  и т.д.

Субъект муниципального управления - это население муниципального образования  и образованные им органы местного самоуправления

Объект муниципального управления - это муниципальное образование  со всеми его структурами, связями, отношениями, ресурсами.

Специфика муниципального управления определяется прежде всего особенностями  муниципального образования как  объекта управления, включающего  все стороны жизни людей. К  примеру, говоря об эффективности муниципального управления, невозможно ограничиться лишь экономической эффективностью, оставляя вне рассмотрения социальную, "нравственную" эффективность  тех или иных управленческих решений. При этом жители муниципального образования  одновременно являются как объектом, так и субъектом управления по отношению к системе органов  муниципального управления, так как  население управляет своими делами или непосредственно (через выборы, референдум), или опосредованно (осуществляя  контроль за деятельностью органов  муниципального управления).1

Основными целями управления муниципальным образованием, по мнению автора, являются: во-первых, налаживание  партнерских отношений между  органами местного самоуправления и  органами государственной власти, частным  капиталом и населением; во-вторых, организация защиты социально-экономических  интересов жителей муниципального образования; в-третьих, согласование интересов различных субъектов, расположенных на территории муниципального образования; создание условий для  их жизнедеятельности; в-четвертых, привлечение  самих граждан и их объединений  к управлению и финансированию программ развития территории; в-пятых, эффективное  использование местных ресурсов; и, наконец, формирование местной инфраструктуры, достаточной для нормального  функционирования и развития территории. В идеале эффективное муниципальное  управление должно привести к самодостаточности  территории.

В связи с этим основными  задачами муниципального управления, прежде всего, являются следующие:

  1. создание и развитие местного хозяйства как совокупности предприятий, организаций, учреждений различных форм собственности;
  2. координация их деятельности и объединение их общими социально-экономическими интересами в целях наиболее полного удовлетворения общественных интересов и потребностей;
  3. создание благоприятных условий для формирования достаточной инфраструктуры, в том числе и для комплексного социально-экономического развития территории;
  4. разработка прогнозов развития муниципального образования в целом, так и входящих в его состав населенных пунктов;
  5. образование единого экономического, социального, культурного, информационного пространства;
  6. учет сочетания различных факторов производства, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности;
  7. обеспечение достаточных доходов и соответствующего им уровня удовлетворения потребностей людей в жизненных благах;
  8. привлечение непосредственно населения к процессу управления муниципальным образованием, финансированию социально-экономических программ развития территории и другие.

Одно из главных мест в  управленческом цикле, осуществляемом в муниципальном управлении, занимает планирование, и именно планирование определяет цели и способы действия, обеспечивающие достижение этих целей. Вместе с тем именно планирование определяет нормативы контроля, ибо  нельзя контролировать незапланированные  действия.

План - это официальный  документ, в котором отражаются прогнозы развития организации (муниципального образования) в будущем, промежуточные  и конечные цели и задачи действия органов муниципального управления.

Выполнение функции организации  в муниципальном управлении обеспечивается формированием и функционированием  системы органов управления муниципальным  образованием, их внутренней структуры, связей как внутри этих органов, так  и между ними. Кроме этого, реализация данной функции управления обеспечивается согласованием действий между муниципальными образованиями, а также с региональными  и федеральными органами власти.

Функция руководства направлена на объединение усилий муниципальных  служащих для достижения целей органов муниципального управления.

Содержание контроля как  завершающей функции управления состоит в том, чтобы, сравнивая  полученные результаты деятельности органов  муниципального управления с плановыми, определять корректирующие меры.

Все рассмотренные функции  муниципального управления взаимосвязаны  и взаимообусловлены.2

Итак, муниципальное управление - это практическое, организующее и  регулирующее воздействие местных  органов власти на общественную жизнедеятельность  населения муниципального образования  в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся  на их властную силу.

Обладает признаками критерия:

  • возможность самостоятельного существования территориального образования (автономный бюджет, административный контроль над подведомственными ему территориями);
  • отсутствие непосредственной (вертикальной) подчиненности местного органа власти вышестоящему органу государственной власти;
  • участие населения территории муниципального образования в процессах принятия решений по вопросам местного значения;
  • выборность местных органов власти, их подотчетность населению;
  • гарантии социальной защиты населения со стороны органов местного самоуправления.

 

1.2 ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Местное управление в его  современном понимании стало  формироваться на рубеже XVIII - XIX веков. Основным содержанием исторического  процесса становления и развития местного управления стал поиск оптимального соотношения во взаимодействиях  между местным сообществом и  государством. В зависимости от целей  местное управление может фактически материализоваться либо в виде общественного  и государственного институтов, либо в виде различных сочетаний этих двух крайних ипостасей. В общественной науке сложились две основные теории местного управления: общественная и государственная с различными модификациями и вариантами.

На первых порах ученые отдавали предпочтение общественной теории местного управления. «Общественная  теория, - писал государствовед Н.М. Коркунов, - видит сущность местного управления в предоставлении местному обществу самому ведать свои общественные интересы и в сохранении за правительственными органами заведования одними только государственными делами», т.е. подразумевается  противопоставление местного управления государственному, общественных интересов - политическим, а общество и государство  следует удовлетворению только своих собственных интересов.

Выделяют следующие модификации  общественной теории:

Теория свободной общины, возникшая в середине XIX века в  Бельгии, Германии, Франции. Представители  этой теории (Г.Аренс, О.Гирке, Н.Гербер) считали, что право общины на решение  своих частных дел является столь  же естественным, как права и свободы  человека, что община является первичной  по отношению к государству, поэтому  государство должно уважать свободу  общинного управления. Община имеет  право на самостоятельное и независимое  от центральной власти существование, причем государство не создает общину, а признает ее. Самоуправление и  государство - два замкнутых круга, две самостоятельные сферы жизнедеятельности, имеющие специфическое содержание - местные интересы, с одной стороны, и национальные, общегосударственные, с другой стороны.

Общественно - хозяйственная  теория, яркими представителями которой  являются В.Лешков, А.Васильчиков, Р.Моль. Согласно данной теории, местное управление - это порядок управления, при  котором община обладает экономической  самостоятельностью и не допускается  государственный надзор за ее деятельностью. Представители данной теории считали, что функции, дела. задачи местного управления сугубо хозяйственные. К  примеру, славянофил/профессор В.Н.Лешков утверждал, что «земские учреждения суть учреждения земства, народа, а  не государства, и отвечают перед  одним народом», что «права земских  учреждений, в смысле прав земства, составляют самостоятельную систему  прав, отличную от системы права гражданского...»3

Информация о работе Муниципальное управление в современной России