В противоположность выше
изложенным концепциям в XIX - XX веках
такие ученые, как: Л. Штейн, Р.Гнейст,
Н.Лазаревский выдвинули государственную
теорию, согласно которой общинные
дела - часть государственных дел,
переданных для исполнения на места.
Источником общинной власти служит государство.
Всякое публичное управление есть дело
государственное, поэтому местное
сообщество не обособлено от государства,
а служит государственным интересам
и целям. Один из представителей данной
теории профессор А.Д. Градовский считал,
что особых местных дел, местных
задач не существует: все дела, как
находящиеся в ведении самоуправления,
так и оставленные государством
в своей компетенции, - государственные.
Идеи Грановского А.Д.
были поддержаны в начале XX века Н.М.
Коркуновым. Коркунов, признавая государственную
природу органов самоуправления,
стремился определить признаки, отличающие
их от органов бюрократического управления.
Он считал, что органы местного управления
являются особыми субъектами права,
вступающими с государством в
юридические отношения, но при этом осуществляющими
свои функции по полномочию государства.4
Таким образом, с течением
времени пришли к выводу: согласно
теориям местного управления, муниципальная
власть, с одной стороны, является
частью социальной системы, несет на
себе ее интересы, а с другой стороны,
является структурой в государстве
и несет в себе его функции.
Местное управление в системе
публичной власти является наиболее
приближенным к населению, обладает
значительной автономией и самостоятельностью
в решении вопросов местного значения.
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1 СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В предыдущих параграфах рассматривались
теоретические аспекты функционирования
и научные обоснования местного управления,
в практической части работы необходимо
провести анализ проблем функционирования
существующей модели местного управления
в России и спроектировать перспективы
и условия реформирования данной структуры.
Для этого необходимо изучить систему
местной власти в России, провести комплексный
анализ нормативно - правовых актов, являющихся
основой местного управления.
Следующим этапом работы становится
изучение отечественного опыта применения
местного управления, как особого
социального института, этап исследования
основан на данных Института законодательства
и сравнительного правоведения при
Правительстве РФ, которые были получены
от специалистов в области реализации
местного управления.
Заключительным этапом исследования
является анализ ситуации в малых
и крупных муниципальных образованиях,
в качестве изучаемых объектов. В ходе
исследования необходимо решить на ряд
задач:
- выявить организационные проблемы функционирования органов местной власти;
- определить перспективы реформирования местного управления.
Обратимся к системе местного
управления в Российской Федерации.
Согласно Конституции
РФ, местное управление - это форма
осуществления народом своей
власти, обеспечивающая в пределах,
установленных Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами, а
в случаях, установленных федеральными
законами, - законами субъектов Российской
Федерации, самостоятельное и под
свою ответственность решение населением
непосредственно и (или) через органы
местного самоуправления вопросов местного
значения исходя из интересов населения
с учетом исторических и иных местных
традиций.
Выделяют три устойчивых
элемента местной власти: представительные
и исполнительные органы, главное
должностное лицо. Они в соответствии
с Конституцией РФ и другими нормативно-правовыми
актами реализуют цели управления:
оптимально сочетать интересы и права
человека (религиозные, общегосударственные),
удовлетворить потребности населения,
реализовать государственные проекты
на местном уровне.
Структуру органов местного
самоуправления составляют представительный
орган муниципального образования,
глава муниципального образования,
местная администрация (исполнительно-распорядительный
орган муниципального образования),
контрольный орган муниципального
образования, иные органы и выборные
должностные лица местного самоуправления,
предусмотренные уставом муниципального
образования и обладающие собственными
полномочиями по решению вопросов местного
значения.
Представительный орган
местной власти - орган, члены которого
избираются всем населением муниципального
образования (городское, сельское поселение,
несколько поселений, объединенных
общей территорией, часть поселений
и иная населенная территория, в
пределах которых осуществляется местное
управление, имеются муниципальная
собственность, местный бюджет и
выборные органы местного управления)
на основе всеобщего равного и
тайного голосования, обладают правом
представлять интересы населения и
принимать от его имени решение,
действующее на территории муниципального
образования. Может осуществлять свои
полномочия в случае избрания не менее
двух третей от установленной численности
депутатов.5
В исключительной компетенции
представительного органа муниципального
образования находятся:
- принятие устава муниципального образования и внесение в него изменении и дополнении;
- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
- определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
- определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
- определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
- определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
- контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Свои полномочия представительные
органы местного самоуправления осуществляют
в различных организационно - правовых
формах, основными из них являются сессии.6
Высшим должностным лицом
муниципального образования является
глава муниципального образования
- выборное должностное лицо, возглавляющее
деятельность по осуществлению местного
самоуправления на территории муниципального
образования, а также должности иных должностных
лиц местного самоуправления. В пределах
своей компетенции глава муниципального
образования наделяется следующими полномочиями:
- представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
- подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
- издает в пределах своих полномочий правовые акты;
- вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.
Глава муниципального образования
подконтролен и подотчетен населению
и представительному органу местной
власти.
Под руководством главы муниципального
образования осуществляет свою деятельность
исполнительный орган местного управления
- администрация.
Администрация муниципального
образования является юридическим
лицом, а ее акты, принятые в пределах
ее компетенции, обязательны для
исполнения всеми расположенными на
территории муниципального образования
органами, предприятиями, учреждениями
и организациями независимо от форм
подчиненности и формы собственности,
должностными лицами и гражданами.
В составе администрации создаются
комитеты (по экономике, управлению городским
имуществом, делам молодежи и т.д.),
отделы (организационный, проблем экологии,
транспорта, архивный, юридический
и т.д.), подразделения (главархитектура,
информационно-аналитический центр).
Вышеперечисленные звенья структуры
администрации составляют аппарат
местной администрации, на который
возложено юридическое, организационно
- техническое, хозяйственное обслуживание
администрации.7
Администрация муниципального
образования, являясь исполнительно-распорядительным
органом местного самоуправления, осуществляет
свою деятельность в соответствии с
законодательными и иными нормативными
актами РФ и субъектами РФ, уставом
муниципального образования, решениями
представительного органа, постановлениями
и распоряжениями главы муниципального
образования. Например, администрация
города Ростова-на-Дону в соответствии
со статьей 20 Устава:
- осуществляет все организационно - распорядительные полномочия по предметам ведения г. Ростова-на-Дону, предусмотренные уставом;
- разрабатывает проект бюджета города, исполняет бюджет, составляет и представляет для утверждения городской Думе отчеты об исполнении бюджета;
- разрабатывает текущие и перспективные планы и программы социально-экономического развития города, обеспечивает выполнение утвержденных планов и программ, составляет отчеты о их выполнении;
- распоряжается средствами городских внебюджетных фондов, представляет городской Думе отчеты об исполнении этих средств;
- разрабатывает и реализует финансовую и инвестиционную политику города, принимает меры по поддержке и развитию предпринимательства в городе;
- в соответствии с законодательством, Уставом города и иными городскими нормативными актами управляет и распоряжается городской муниципальной собственностью, включая городские земли;
- проводит городскую политику ценообразования и оплаты труда;
- организует и руководит городской системой учета и статистики.
В соответствии со статьей 38
ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ» от
6 октября 2003 года на территории муниципального
образования может создаваться
контрольный орган, который учреждается
в целях контроля за исполнением
местного бюджета, соблюдения установленного
порядка подготовки и рассмотрения
проекта местного бюджета, отчета о
его исполнении, соблюдения установленного
порядка управления имуществом, находящимся
в муниципальной собственности.8
Контрольный орган муниципального
образования формируется на муниципальных
выборах или представительным органом
муниципального образования. Результаты
проверок, осуществляемых контрольным
органом, подлежат обязательному опубликованию.
Таким образом:
- исполнительный орган местного управления - это орган управления общей компетенции, организующий исполнение решений представительного органа местного управления, осуществляющий исполнительно - распорядительную деятельность на территории муниципального образования в финансово - экономической, хозяйственной, социально - культурной сферах, в области охраны общественного порядка и обеспечения прав и интересов населения;
- представительный орган местного управления - это орган управления, избранный путем свободного, тайного, прямого, равного и всеобщего голосования, для реализации права органов местного самоуправления регламентировать часть государственных дел и управлять ими;
- глава муниципального образования - высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное полномочиями исполнительно - распорядительного и организационного характера по отношению к деятельности органов местного самоуправления;
- органы муниципального управления в Российской Федерации признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Они создаются и функционируют в РФ с целью выражения власти народа. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
2.2 НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫЕ
ОСНОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
В РОССИИ