Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 11:53, реферат
Местное самоуправление является непременным атрибутом любого современного демократического общества. В большинстве современных государств управление всеми делами на местах осуществляется специальными органами местного самоуправления, формируемыми на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также специально назначенными из центра органами местного управления. Местное или муниципальное самоуправление - это такая система управления местными делами, которая осуществляется специальными выборными органами, непосредственно представляющими население той или иной административно-территориальной единицы данной страны
Введение………………………………………………………………………………2
Основные принципы муниципальных систем зарубежных стран……………………………………………………………………………………3
Муниципальная система Великобритании………………………………………………………………….…...5
Сравнительный анализ муниципальной системы США и Российской Федерации………………………………………………………………………….….10
Заключение…………………………………………………………………………....14
Список Литературы……………………………………………
Содержание
Введение
Среди актуальных
проблем развития современной России
особое место занимает становление
местного самоуправления как важнейшего
института в сложившихся
Местное самоуправление
является непременным атрибутом
любого современного демократического
общества. В большинстве современных
государств управление всеми делами
на местах осуществляется специальными
органами местного самоуправления, формируемыми
на основе всеобщего, равного и прямого
избирательного права при тайном
голосовании, а также специально
назначенными из центра органами местного
управления. Местное или муниципальное
самоуправление - это такая система
управления местными делами, которая
осуществляется специальными выборными
органами, непосредственно
Основные принципы муниципальны
В большинстве
современных государств управление
всеми делами на местах осуществляется
специальными органами местного самоуправления,
формируемыми на основе всеобщего, равного
и прямого избирательного права
при тайном голосовании, а также
специально назначенными из центра органами
местного управления. Местное или муниципальное
самоуправление - это такая система управления
местными делами, которая осуществляется
специальными выборными органами, непосредственно
представляющими население той или иной
административно-
Концепция местного самоуправления исходит, прежде всего, из того, что местные сообщества населения представляют собой один из основных элементов любого демократического режима, а право граждан на участие в управлении общественными делами является составной частью демократических принципов построения большинства современных государств.
Кроме того, принцип
местного самоуправления исходит из
того, что участие граждан в
управлении общественными делами самым
непосредственным образом может
быть реализовано именно на местном
уровне. При этом совершенно очевидно,
что существование местных
Значение органов
местного самоуправления определяется
еще и тем, что в повседневной
жизни граждане сталкиваются именно
с деятельностью этих органов, поскольку
они оказывают решающее влияние
на создание в соответствующей
В настоящее
время наиболее существенными признаками
системы местного самоуправления в
зарубежных странах является их универсальная
выборность и значительная самостоятельность
в решении местных вопросов. Эт
Коммунальное самоуправление, например, в Германии, характеризуется следующими принципами, характерными и для многих других развитых демократических государств: самостоятельным независимым от других органов осуществлением местных коммунальных функций, собственной ответственностью в решении местных общественных задач, при этом субъекты самоуправления являются субъектами публичного права; деятельность служащих в коммунальном представительстве осуществляется на непрофессиональной основе. Органы местного самоуправления наделены правом выборов органов самоуправления; правом принимать собственные нормативные акты; финансовой автономией; независимостью в проведении кадровой политики; независимостью в области коммунального планирования; осуществлением государственного надзора и контроля за деятельностью коммуны. Такие принципы отражают наиболее характерные особенности системы местного самоуправления и в других европейских странах. Вместе с тем, европейская система местного самоуправления оказала серьезное влияние и на общие принципы формирования и функционирования местного самоуправления в других регионах.
Так, статья 29 Конституции Венесуэлы 1961 г. прямо закрепляет автономию муниципалитетов как право выбирать органы своей власти, осуществлять свободную деятельность в пределах своей компетенции, создавать собственные источники доходов и собирать денежные поступления.
Бразилия, например,
включает в себя свыше 4300 муниципалитетов,
которые имеют право
На практике принцип местного самоуправления означает передачу тех или иных административных полномочий, имеющих чисто местное значение, в ведение органов, избираемых непосредственно населением данной территориальной единицы.
Муниципальная система Великобритании
Англосаксонская
модель распространена преимущественно
в странах с одноименной
· высокая степень автономии местного самоуправления, выборность, контроль, прежде всего со стороны населения; отсутствие на местах специальных государственных уполномоченных, контролирующих органы местного самоуправления;
· отсутствие местных администраций (органов государственной власти местного уровня).
Основной принцип здесь «действовать самостоятельно в пределах предоставленных полномочий» (в Великобритании полномочия предоставляются парламентом страны, т.е. из «центра», в США - штатами, т.е. на региональном уровне). Выборные органы местного самоуправления в пределах закона, обычая, сложившейся практики, судебного прецедента самостоятельно и под свою ответственность решают вопросы, не отнесенные к компетенции государства. Государственное регулирование может осуществляться в косвенной форме, например, за счет принятия модельных законов, которые органы местного самоуправления могут вводить на своей территории с изменениями. Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляется в форме судебного контроля. Средство влияния - государственные дотации.
Рассматривать англосаксонскую модель местного самоуправления, впрочем, как и другие, лучше всего на примерах.
Местное самоуправление в Великобритании
Для местных
органов Великобритании свойственна
значительная независимость и
1) все органы местного управления являются юридическими лицами;
2) органы местного
управления в основном
3) финансироваться местные органы должны, хотя бы частично, за счет местных налогов;
4) руководство
в местных органах
Уровни управления
Долгое время в Великобритании существовали три уровня местного управления. Актом о местном управлении 1972 года в целях организации местного самоуправления с 1-го апреля 1974 года Англия разделена на области местного самоуправления, называемые графствами, а в этих графствах образованы районы местного самоуправления, называемые округами. Те округа, которые по закону считались «сельскими», разделены на приходы. В каждом графстве, округе образуется совет. В каждом приходе создается собрание прихода или образуется совет.
Отдельный регион может иметь три уровня местного управления: совет графства, совет округа, приходский совет (собрание прихода), но на большей территории страны действуют два уровня: совет графства, совет округа.
Говоря об уровнях местного управления, следует сразу определиться, что это понятие достаточно условно, поскольку органы разных уровней ни в коем случае не являются по отношению друг к другу органами более высокого или низкого ранга, нет «вышестоящих» и «нижестоящих». Взаимоотношения между органами всех уровней рассматриваются скорее как партнерские, но не иерархические.
Разграничение полномочий между уровнями управления
Разграничением полномочий между различными уровнями местного управления ведает парламент. В Англии действует довольно четкое, возможно даже жесткое распределение функций. Каждый орган уполномочен осуществлять управленческие функции в пределах, установленных законом.
Так, в ведении советов графств находятся все дороги (за исключением магистральных дорог и мостов), образование и библиотеки, социальные службы, пожарная охрана, полиция, музеи, продовольствие и медикаменты, и т.д.
Советы округов занимаются борьбой с шумом и здравоохранением, жилищным строительством, сбором мусора, кладбищами, городским и сельским планированием, налогообложением и др.
В ведении приходских советов находятся: распределение земельных участков, пешеходные дорожки, погребение, местности для отдыха, земли под кладбища, автобусные стоянки.
Допускается
делегирование отдельных
Для характеристики местного управления в Великобритании важнейшее значение имеют два понятия: «ultra vires» и «inter vires». Суть их сводится к одному - местные органы власти жестко связаны в своей деятельности рамками прямо предоставленных им законодательством полномочий. «Отношения между центральной властью и муниципалитетами определяются принципом inter vires (действовать в пределах своих полномочий), т.е. муниципалитеты могут совершать действия, которые лишь прямо предписаны законом. В противном случае акты местных властей считаются совершенными с превышением полномочий (ultra vires) и могут быть признаны судом не имеющими силы. Характерной чертой неформальных отношений местных органов является принадлежащее им право вступать в ассоциации, которые периодически проводят конференции и собрания, на которых обмениваются опытом работы, мнениями по тем или иным проблемам, но прежде всего обсуждают вопросы, которые, по их мнению, нуждаются в законодательной реформе или особом внимании центра.