Муниципальные системы зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 11:53, реферат

Описание работы

Местное самоуправление является непременным атрибутом любого современного демократического общества. В большинстве современных государств управление всеми делами на местах осуществляется специальными органами местного самоуправления, формируемыми на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также специально назначенными из центра органами местного управления. Местное или муниципальное самоуправление - это такая система управления местными делами, которая осуществляется специальными выборными органами, непосредственно представляющими население той или иной административно-территориальной единицы данной страны

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………2
Основные принципы муниципальных систем зарубежных стран……………………………………………………………………………………3
Муниципальная система Великобритании………………………………………………………………….…...5
Сравнительный анализ муниципальной системы США и Российской Федерации………………………………………………………………………….….10
Заключение…………………………………………………………………………....14
Список Литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 38.95 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………………………2
  2. Основные принципы муниципальных систем зарубежных стран……………………………………………………………………………………3
  3. Муниципальная система Великобритании………………………………………………………………….…...5
  4. Сравнительный анализ муниципальной системы США и Российской Федерации………………………………………………………………………….….10
  5. Заключение…………………………………………………………………………....14
  6. Список Литературы……………………………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Среди актуальных проблем развития современной России особое место занимает становление  местного самоуправления как важнейшего института в сложившихся демократических  обществах. Россия не первое и не последнее  государство в мире, ведущее поиск  форм и методов разумного соединения интересов государства и его  территориальных сообществ. За рубежом  накоплен огромный опыт организации  местного самоуправления, и он может  быть использован в России.

Местное самоуправление является непременным атрибутом  любого современного демократического общества. В большинстве современных  государств управление всеми делами на местах осуществляется специальными органами местного самоуправления, формируемыми на основе всеобщего, равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании, а также специально назначенными из центра органами местного управления. Местное или муниципальное  самоуправление - это такая система  управления местными делами, которая  осуществляется специальными выборными  органами, непосредственно представляющими  население той или иной административно-территориальной  единицы данной страны. Европейская  хартия о местном самоуправлении, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года и являющаяся важной правовой основой самоуправления для всех европейских стран, дает общее определение  местного самоуправления, фактически ставшее универсальным и принятое всеми демократическими государствами. Под местным самоуправлением  Хартия понимает «право, действительную способность местных сообществ  контролировать значительную часть  общественных дел, управлять ею в  рамках закона под свою ответственность  и на благо населения».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные принципы муниципальных систем зарубежных стран

В большинстве  современных государств управление всеми делами на местах осуществляется специальными органами местного самоуправления, формируемыми на основе всеобщего, равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании, а также  специально назначенными из центра органами местного управления. Местное или муниципальное самоуправление - это такая система управления местными делами, которая осуществляется специальными выборными органами, непосредственно представляющими население той или иной административно-территориальной единицы данной страны. Европейская хартия о местном самоуправлении, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года, дает общее определение местного самоуправления, фактически ставшее универсальным и принятое всеми демократическими государствами. Под местным самоуправлением Хартия понимает «право, действительную способность местных сообществ контролировать значительную часть общественных дел, управлять ею в рамках закона под свою ответственность и на благо населения».

Концепция местного самоуправления исходит, прежде всего, из того, что местные сообщества населения представляют собой один из основных элементов любого демократического режима, а право граждан на участие  в управлении общественными делами является составной частью демократических  принципов построения большинства  современных государств.

Кроме того, принцип  местного самоуправления исходит из того, что участие граждан в  управлении общественными делами самым  непосредственным образом может  быть реализовано именно на местном  уровне. При этом совершенно очевидно, что существование местных сообществ, облеченных реальными полномочиями, делает возможным обеспечить такое  управление, которое было бы наиболее эффективным и максимально приближенным к нуждам населения.

Значение органов  местного самоуправления определяется еще и тем, что в повседневной жизни граждане сталкиваются именно с деятельностью этих органов, поскольку  они оказывают решающее влияние  на создание в соответствующей территориальной  единице условий для жизнеобеспечения населения, хотя общее направление  социально-экономической и политической деятельности определяется центральными органами государственной власти и  управления. Большое значение имеет  и то обстоятельство, что органы местного самоуправления связаны организационным  единством, имеют полномочия обладать и распоряжаться определенной собственностью, заключать сделки, распоряжаться  местным бюджетом и т.д. Поэтому  в условиях рыночной экономики необходимость  широкого самоуправления на местах, как  правило, поддерживается и защищается большинством населения любой страны.

В настоящее  время наиболее существенными признаками системы местного самоуправления в  зарубежных странах является их универсальная  выборность и значительная самостоятельность  в решении местных вопросов. Эта самостоятельность опирается на муниципальную собственность, право взимания и распоряжения местными налогами, возможность принятия широкого круга нормативных актов по вопросам местного управления, распоряжение местной полицией и т.д.

Коммунальное  самоуправление, например, в Германии, характеризуется следующими принципами, характерными и для многих других развитых демократических государств: самостоятельным независимым от других органов осуществлением местных  коммунальных функций, собственной  ответственностью в решении местных  общественных задач, при этом субъекты самоуправления являются субъектами публичного права; деятельность служащих в коммунальном представительстве осуществляется на непрофессиональной основе. Органы местного самоуправления наделены правом выборов органов самоуправления; правом принимать собственные нормативные акты; финансовой автономией; независимостью в проведении кадровой политики; независимостью в области коммунального планирования; осуществлением государственного надзора и контроля за деятельностью коммуны. Такие принципы отражают наиболее характерные особенности системы местного самоуправления и в других европейских странах. Вместе с тем, европейская система местного самоуправления оказала серьезное влияние и на общие принципы формирования и функционирования местного самоуправления в других регионах.

Так, статья 29 Конституции Венесуэлы 1961 г. прямо закрепляет автономию муниципалитетов как право выбирать органы своей власти, осуществлять свободную деятельность в пределах своей компетенции, создавать собственные источники доходов и собирать денежные поступления.

Бразилия, например, включает в себя свыше 4300 муниципалитетов, которые имеют право самостоятельного управления во всем, что относится  к их интересам. Муниципалитеты имеют  политическую, административную и финансовую автономию. Вместе с тем, поскольку  Федеративная Республика Бразилия построена  на принципах значительной централизации, включающей право центральных властей  на самое широкое вмешательство  в дела субъектов федерации, конституции  штатов предусматривают аналогичный  институт вмешательства в дела муниципалитетов.

На практике принцип местного самоуправления означает передачу тех или иных административных полномочий, имеющих чисто местное значение, в ведение органов, избираемых непосредственно населением данной территориальной единицы.

 

Муниципальная система Великобритании

Англосаксонская модель распространена преимущественно  в странах с одноименной правовой системой: Великобритании, США, Канаде, Индии, Австралии, Новой Зеландии и  др. Ее черты:

· высокая  степень автономии местного самоуправления, выборность, контроль, прежде всего  со стороны населения; отсутствие на местах специальных государственных  уполномоченных, контролирующих органы местного самоуправления;

· отсутствие местных администраций (органов  государственной власти местного уровня).

Основной принцип  здесь «действовать самостоятельно в пределах предоставленных полномочий» (в Великобритании полномочия предоставляются  парламентом страны, т.е. из «центра», в США - штатами, т.е. на региональном уровне). Выборные органы местного самоуправления в пределах закона, обычая, сложившейся  практики, судебного прецедента самостоятельно и под свою ответственность решают вопросы, не отнесенные к компетенции  государства. Государственное регулирование  может осуществляться в косвенной  форме, например, за счет принятия модельных  законов, которые органы местного самоуправления могут вводить на своей территории с изменениями. Государственный  контроль за деятельностью органов  местного самоуправления осуществляется в форме судебного контроля. Средство влияния - государственные дотации.

Рассматривать англосаксонскую модель местного самоуправления, впрочем, как и другие, лучше всего  на примерах.

Местное самоуправление в Великобритании

Для местных  органов Великобритании свойственна  значительная независимость и самостоятельность  в принятии решений. Характерными чертами  местного управления Великобритании являются следующие:

1) все органы  местного управления являются  юридическими лицами;

2) органы местного  управления в основном обладают  полномочиями управленческого характера  в отношении определенной территории;

3) финансироваться  местные органы должны, хотя бы  частично, за счет местных налогов;

4) руководство  в местных органах осуществляется  советниками, избираемыми на основе  всеобщего избирательного права  жителями соответствующей территории.

Уровни управления

Долгое время  в Великобритании существовали три  уровня местного управления. Актом  о местном управлении 1972 года в  целях организации местного самоуправления с 1-го апреля 1974 года Англия разделена  на области местного самоуправления, называемые графствами, а в этих графствах образованы районы местного самоуправления, называемые округами. Те округа, которые по закону считались  «сельскими», разделены на приходы. В каждом графстве, округе образуется совет. В каждом приходе создается  собрание прихода или образуется совет.

Отдельный регион может иметь три уровня местного управления: совет графства, совет  округа, приходский совет (собрание прихода), но на большей территории страны действуют  два уровня: совет графства, совет  округа.

Говоря об уровнях местного управления, следует  сразу определиться, что это понятие  достаточно условно, поскольку органы разных уровней ни в коем случае не являются по отношению друг к  другу органами более высокого или  низкого ранга, нет «вышестоящих»  и «нижестоящих». Взаимоотношения  между органами всех уровней рассматриваются  скорее как партнерские, но не иерархические.

Разграничение полномочий между уровнями управления

Разграничением  полномочий между различными уровнями местного управления ведает парламент. В Англии действует довольно четкое, возможно даже жесткое распределение  функций. Каждый орган уполномочен  осуществлять управленческие функции  в пределах, установленных законом.

Так, в ведении  советов графств находятся все  дороги (за исключением магистральных  дорог и мостов), образование и  библиотеки, социальные службы, пожарная охрана, полиция, музеи, продовольствие и медикаменты, и т.д.

Советы округов  занимаются борьбой с шумом и  здравоохранением, жилищным строительством, сбором мусора, кладбищами, городским  и сельским планированием, налогообложением и др.

В ведении  приходских советов находятся: распределение  земельных участков, пешеходные дорожки, погребение, местности для отдыха, земли под кладбища, автобусные стоянки.

Допускается делегирование отдельных функций  на основе договора одним органом  другому (как одного, так и различных  уровней). Но есть исключения - не допускается  делегирование функций, связанных  с взиманием налогов, изданием предписаний  о налогообложении и т.п.

Для характеристики местного управления в Великобритании важнейшее значение имеют два  понятия: «ultra vires» и «inter vires». Суть их сводится к одному - местные органы власти жестко связаны в своей  деятельности рамками прямо предоставленных  им законодательством полномочий. «Отношения между центральной властью и  муниципалитетами определяются принципом inter vires (действовать в пределах своих полномочий), т.е. муниципалитеты могут совершать действия, которые лишь прямо предписаны законом. В противном случае акты местных властей считаются совершенными с превышением полномочий (ultra vires) и могут быть признаны судом не имеющими силы. Характерной чертой неформальных отношений местных органов является принадлежащее им право вступать в ассоциации, которые периодически проводят конференции и собрания, на которых обмениваются опытом работы, мнениями по тем или иным проблемам, но прежде всего обсуждают вопросы, которые, по их мнению, нуждаются в законодательной реформе или особом внимании центра.

Информация о работе Муниципальные системы зарубежных стран