Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 11:53, реферат
Местное самоуправление является непременным атрибутом любого современного демократического общества. В большинстве современных государств управление всеми делами на местах осуществляется специальными органами местного самоуправления, формируемыми на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также специально назначенными из центра органами местного управления. Местное или муниципальное самоуправление - это такая система управления местными делами, которая осуществляется специальными выборными органами, непосредственно представляющими население той или иной административно-территориальной единицы данной страны
Введение………………………………………………………………………………2
Основные принципы муниципальных систем зарубежных стран……………………………………………………………………………………3
Муниципальная система Великобритании………………………………………………………………….…...5
Сравнительный анализ муниципальной системы США и Российской Федерации………………………………………………………………………….….10
Заключение…………………………………………………………………………....14
Список Литературы……………………………………………
Положения, посвященные местному самоуправлению (как правило, в виде отдельных глав), содержатся и в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации. Так, в Уставе Иркутской области 1995 г. данные вопросы регулируются главой 7 («Местное самоуправление в области»), состоящей из 15 статей. В ней дается определение понятия и системы местного самоуправления, закрепляются его принципы и правовая основа, раскрываются предметы ведения местного самоуправления, формы его осуществления, устанавливаются виды органов местного самоуправления, регулируются взаимоотношения последних с органами государственной власти, экономическая и финансовая основы местного самоуправления и т.п.
Конституционные
положения о местном
Местное самоуправление в Российской Федерации регулируется также некоторыми актами, посвященными другим конституционно-правовым институтам, и в первую очередь, институту выборов.
Важную роль в регулировании местного самоуправления играют и экономические законы, посвященные, в частности, налогообложению, государственному и местным бюджетам.
Отдельные аспекты функционирования местного самоуправления могут регулироваться нормами экологического, земельного и иных отраслей права, устанавливающих определенные стандарты, соблюдение которых необходимо на территории всей страны (всего субъекта федерации). Так, Закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона 1996 г.) устанавливает общие образовательные стандарты, а Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан 1993 г. предусматривают общие требования к уровню организации и качеству бесплатной медицинской помощи населению. В Федеральном же законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» 1995 г. устанавливаются общеобязательные на всей территории Российской Федерации стандарты социального обслуживания.
Важным источником
правового регулирования
Специфика регулирования
местного самоуправления в субъектах
американской федерации заключается
в том, что важнейшим элементом
правового статуса местных
Впервые право на «гомруль» было предоставлено муниципалитетам в штате Айова в 1851 г. На уровне же основного закона субъекта федерации оно было первый раз закреплено в 1875 г. в Конституции штата Миссури. В предоставлении местным сообществам права на «гомруль» нашла отражение получившая в то время широкое распространение теория «дуалистического федерализма».
Политическая
практика свидетельствует о том,
что местное самоуправление (в
сотрудничестве с федеральными властями)
служит определенной преградой центробежным
тенденциям в политической системе
современного федеративного государства.
Так, по мнению американских исследователей,
местные сообщества порой успешно
используют общефедеральное право
для защиты своих инициатив от
посягательства со стороны властей
штатов. Выступая в роли защитника
и гаранта прав местного самоуправления,
федеральные власти, таким образом,
несколько ограничивают возможный
произвол в данной области со стороны
субъектов федерации. В России это
находит выражение как в
Заключение
муниципальный российский америка зарубежный
Трудно переоценить важность местного самоуправления в современной жизни, как России, так и зарубежных стран. Местное самоуправление является противовесом государству и представляет собой институт, с помощью которого население может само решать вопросы местного характера.
Рассмотрев принципы функционирования муниципалитетов на западе и у нас, можно сказать, что в России такой институт просто отсутствует. И тому может быть несколько объяснений. У нашего народа отсутствует опыт самоорганизации, самостоятельной координации действий, самостоятельного решения проблем и задач, стоящих перед муниципальными образованиями. И дело не только в длительном периоде существования СССР, отсутствия практики свободной организации. Дело скорее в менталитете, привычке возлагать всю ответственность на государство, ждать решения проблем со стороны властей. Если посмотреть на организацию местного самоуправления в США, то можно увидеть (по крайней мере, в небольших городах), как люди сами, не полагаясь на власти штатов и тем более на федеральные власти, решают свои проблемы, касающиеся полиции, пожарной охраны и налогов. Мэр там избирается из местного населения и обычно является самым уважаемым человеком в округе. Ему не платят, он трудится на общественных началах. Совещаясь, люди решают там самые разнообразные вопросы. Например, если город спокойный и они считают, что полицейский департамент им ни к чему, могут договориться с соседним городом и объединить участки в один, тем самым уменьшив налоговое бремя. Трудно представить подобную практику у нас. Быть может со временем, грамотно используя накопленный в других странах опыт, соотнося его с реалиями нашей страны, в России будет выстроена система местного самоуправления ничуть не уступающая западным.
Список Литературы
2. Барабашев Г.В. О хартиях местного самоуправления в США/ Г.В. Барабашев // Государство и право. -2008- №5. С. 8.
3. Остром В. Местное самоуправление в США / В. Остром // Мировая экономика и международные отношения. - 2003- №6. С. 19.
4. Чудаков А.В. Местное самоуправление и управление за рубежом / А.В. Чудаков // международное права и международные отношений. -2002 - №4. С. 14-16.
5. Чиркин В.Е. Модели местного самоуправления в современном мире/ В. Е, Чиркин // Фонд развития парламентаризма в современном мире. М., -1994. - №24.
6. Баглай Н. Конституционное право зарубежных стран / Н. Баглай Норма - Инфра М, М.: 2000. 97-102 с.
7. Ковешников Е. Муниципальное право/Е. Ковешников Норма Инфра М, М.: 2000. 457-459 с.
8. Медведев Н.П. Местное самоуправление в зарубежных странах/ Н.П. Медведев М.: Юрид. лит. 1994. 80 с.
9. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / А.А. Мишин М.: 1996. 371-377 с.
10. Страшун С.А. Конституционное право зарубежных стран./ С. А, Страшун М.: 1995. 254-257 с.
11. Фененко Ю.В. Муниципальные системы зарубежных стран/ Ю.В. Фененко. - М.: МГИМО - Университет, 2004. - 401 с.
12. Черкасов А. Правовое регулирование местного управления в странах современного мира/А. Черкасов М.: 2000.352-356 с.
13. Евдакимов В.Б. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты / В.Б. Евдакимов М.: 2001. 179 с.