Общая характеристика функций местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 10:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать основные функции местного самоуправления.
Для решения данной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
- рассмотреть понятие и основные виды функций местного самоуправления;
- охарактеризовать функции местного самоуправления.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие и основные виды функций местного самоуправления…….4
2. Общая характеристика функций местного самоуправления…………5
2.1. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения……………………………………………………………………………5
2.2. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления…………………………………………..9
2.3. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования…………………………………………………..11
2.4. Обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований…14
2.5. Охрана общественного порядка……………………………………..15
2.6. Представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами………………………………………………………………………….17
Заключение………………………………………………………………..21
Список использованной литературы……………………………………24

Файлы: 1 файл

Местное самоуправление.docx

— 48.88 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………3

1.  Понятие и основные виды функций местного самоуправления…….4

2. Общая характеристика функций местного самоуправления…………5

2.1. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения……………………………………………………………………………5

2.2. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления…………………………………………..9

2.3. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования…………………………………………………..11

2.4. Обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований…14

2.5. Охрана общественного порядка……………………………………..15

2.6. Представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами………………………………………………………………………….17

Заключение………………………………………………………………..21

Список использованной литературы……………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях углубляющейся  социально-экономической реформы  возрастает роль местного самоуправления как фактора демократизации общественной жизни, необходимой предпосылки  становления гражданского общества. Сейчас становится все более очевидным, что с имеющимися многочисленными  проблемами наше общество не справится, если не будет подлинного местного самоуправления, развитие которого имеет  большое практическое значение для  решения задач, связанных с организацией территориального управления.

Местное самоуправление является важнейшим элементом конституционного строя демократических стран. Оно  представляет собой ту специфическую  «ветвь власти», которая, с одной  стороны, участвует в осуществлении  воли государства, а с другой − наиболее полно учитывает интересы населения. Органы местного самоуправления укрепляют государственную власть, делая ее более гибкой и эффективной. они наиболее доступны для людей, максимально приспособлены к использованию ресурсов для удовлетворения потребностей населения.

Местное самоуправление способствует формированию гражданского самосознания. Объединяя усилия людей  для решения локальных проблем, оно является важным условием обеспечения  социального мира.

Цель данной работы – проанализировать основные функции  местного самоуправления.

Для решения данной цели необходимо решить следующие задачи исследования:

- рассмотреть понятие и основные виды функций местного самоуправления;

- охарактеризовать функции местного самоуправления.

 

 

1.  Понятие и основные виды функций местного самоуправления 

 

Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной  деятельности. Функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом в системе народовластия, теми задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность1.

Местное самоуправление, составляя  одну из основ любого демократического строя, будучи выражением власти народа, обеспечивает приближение управления к гражданам. Утверждая демократические начала организации и осуществления власти на местном уровне, муниципальное самоуправление укрепляет основы народовластия.

Основанное на принципах демократии и децентрализации власти, обладая  самостоятельностью в решении всех вопросов местного значения, местное самоуправление способствует оптимальному сочетанию местных и общегосударственных интересов, наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц.

Являясь частью демократической системы  управления обществом и государством, оно путем самостоятельного решения  вопросов местного значения реализует также задачи по обеспечению жизненных интересов населения, социальной защите граждан.

Функции местного самоуправления отличаются определенной устойчивостью и стабильностью, ибо в них проявляется постоянное, целенаправленное воздействие населения, органов местного самоуправления на муниципальные отношения в целях наиболее эффективного решения вопросов местного значения. В совокупности они показывают возможности и эффективность системы местного самоуправления, характеризуя социальное предназначение местного самоуправления (должное) и процесс его осуществления (сущее).

С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении  власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности, и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие основные функции:

1) обеспечение участия населения  в решении вопросов местного  значения;

2) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного  самоуправления;

3) обеспечение комплексного развития  территории муниципального образования;

4) обеспечение удовлетворения потребностей  населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;

5) охрана общественного порядка;

6) представительство и защита  интересов и прав местного  самоуправления, гарантированных Конституцией  РФ и федеральными законами. 

 

 

    2. Общая характеристика функций местного самоуправления 

 

2.1. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения

 

Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения. Поэтому важной стороной муниципальной деятельности должно быть создание условий для эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. К этим условиям прежде всего относятся: а) наличие выборных органов местного самоуправления; б) использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии; в) наличие материально-финансовой базы для решения вопросов местного значения2.

Муниципальное право закрепляет правовые гарантии участия населения в  осуществлении муниципальной деятельности.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления»3 граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Существуют различные формы  волеизъявления, с помощью которых  обеспечивается участие граждан  в решении вопросов местного значения.

Важнейшим инструментом волеизъявления населения муниципального образования являются демократические свободные и периодические муниципальные выборы, посредством которых избираются представительные и иные органы местного самоуправления. Наличие выборных органов местного самоуправления (представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования) является обязательным. В отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии со ст. 35 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления» представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

По вопросам местного значения может  проводиться местный референдум, в котором имеют право участвовать  все граждане, проживающие на территории муниципального образования. В соответствии с уставом муниципального образования местный референдум назначается представительным органом местного самоуправления по инициативе граждан, избирательными объединениями, других субъектов в соответствии с федеральным законом.

Для обсуждения проектов муниципальных  правовых актов по важнейшим вопросам местного значения (проект устава муниципального образования, проект местного бюджета  и др.) с участием жителей муниципального образования могут проводиться  публичные слушания.

В целях выявления мнения граждан  и его учета при принятии решений в муниципальных образованиях проводятся опросы граждан. Кроме того, для обсуждения вопросов местного значения и в других случаях, предусмотренных законом и уставом муниципального образования, могут проводиться собрания (конференции) граждан.

Инициативная группа граждан может  выступить с правотворческой  инициативой путем внесения проекта  муниципального правового акта на рассмотрение соответствующего органа или должностного лица местного самоуправления, которые обязаны их рассматривать на открытых заседаниях с участием представителей населения.

Право на участие в осуществлении  местного самоуправления граждане реализуют также посредством индивидуальных и коллективных обращений в органы и к должностным лицам местного самоуправления.

Закон предусматривает использование  в системе местной демократии территориального общественного самоуправления, порядок организации и осуществления которого определяется уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Развитие институтов муниципальной  демократии обеспечивает тесную связь выборных органов и должностных лиц местного самоуправления с населением, их подконтрольность населению. Устав муниципального образования в соответствии с законом регулирует порядок отзыва выборных лиц местного самоуправления.

Участие граждан в осуществлении  местного самоуправления обеспечивается также через выборные и другие органы местного самоуправления.

Граждане имеют равные права  быть избранными в органы местного самоуправления. Им обеспечивается также  равный доступ к муниципальной службе.

Органы местного самоуправления городских, сельских поселений на основании  ст. 17 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления» и в соответствии со свои уставом могут принимать решение о привлечении совершеннолетних трудоспособных граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения.

Продолжительность данных работ не может составлять более четырех часов подряд. При этом граждане могут привлекаться к выполнению социально значимых работ в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе. К таким работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки.

Для участия в управлении местными делами существенное значение имеет  информированность граждан о  работе органов местного самоуправления, состоянии муниципального хозяйства. Поэтому последовательная реализация принципа гласности в муниципальной  деятельности служит важным условием обеспечения активного участия  населения в решении вопросов местного значения, контроля за работой  органов местного самоуправления.

Местное самоуправление является хорошей  школой для политического воспитания, подготовки граждан к участию в управлении государственными делами.

2.2. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления

 

Каждое муниципальное образование  имеет муниципальную собственность  и местный бюджет.

Свое социальное предназначение местное  самоуправление может оправдать, лишь эффективно управляя муниципальным  имуществом, формируя и рационально  используя местные финансы.

Государство признает за местным самоуправлением  право самостоятельно решать эти  вопросы. Поэтому население муниципального образования, осуществляя местное самоуправление, принимает на себя ответственность за эффективность управления муниципальным имуществом и местными финансовыми ресурсами.

Задачи, связанные с управлением  муниципальной собственностью и  финансовыми средствами местного самоуправления, решаются прежде всего органами местного самоуправления.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления создают муниципальные предприятия  и учреждения, устанавливают тарифы на их услуги; формируют и размещают  муниципальный заказ; развивают  внешнеэкономические связи. В целях  объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены  хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации.

Органы местного самоуправления осуществляют от имени муниципального образования  права собственника в отношении  имущества и местных финансов, входящих в состав муниципальной собственности.

Особую роль в реализации этих прав играют представительные органы местного самоуправления, которые, во-первых, устанавливают порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, порядок и условия ее приватизации; во-вторых, утверждают местный бюджет и отчет о его исполнении; в-третьих, устанавливают местные налоги и сборы; в-четвертых, разрабатывают планы и программы развития муниципального образования и утверждают отчеты об их исполнении; в-пятых, принимают общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования; в-шестых, осуществляют контроль за деятельностью иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования4.

Информация о работе Общая характеристика функций местного самоуправления