Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 10:04, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать основные функции местного самоуправления.
Для решения данной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
- рассмотреть понятие и основные виды функций местного самоуправления;
- охарактеризовать функции местного самоуправления.
Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие и основные виды функций местного самоуправления…….4
2. Общая характеристика функций местного самоуправления…………5
2.1. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения……………………………………………………………………………5
2.2. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления…………………………………………..9
2.3. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования…………………………………………………..11
2.4. Обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований…14
2.5. Охрана общественного порядка……………………………………..15
2.6. Представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами………………………………………………………………………….17
Заключение………………………………………………………………..21
Список использованной литературы……………………………………24
Органы местного самоуправления, взаимодействуя с государственными и иными органами и организациями в различных сферах местной жизни, должны отстаивать и защищать интересы населения муниципальных образований, активно использовать свои конституционные полномочия на судебную и иные формы защиты интересов и прав местного самоуправления в случае их игнорирования и нарушения. Все это дает основание выделять в качестве функции местного самоуправления не только представительство, но и защиту интересов и прав местного самоуправления.
Представительство и защиту интересов и прав местного самоуправления осуществляют прежде всего органы и должностные лица местного самоуправления при взаимодействии с органами государственной власти и организациями. Они наделены для этого соответствующими полномочиями.
Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Федерации. Они вправе разработать проекты законодательных актов субъекта Федерации по вопросам местного самоуправления, которые должны быть рассмотрены законодательным (представительным) органом субъекта.
Органы и должностные лица местного
самоуправления вправе обращаться также
в органы государственной власти,
к администрации организаций, в
том числе по вопросам соблюдения
прав местного самоуправления, учета
интересов населения
Кроме того, органы и должностные лица местного самоуправления в целях защиты прав и интересов местного самоуправления, населения муниципальных образований должны использовать конституционное право на судебную защиту, в том числе право на обращение в Конституционный Суд РФ.
Граждане, население муниципальных образований также участвуют в реализации данной функции местного самоуправления, используя в этих целях прежде всего институты и формы прямой демократии (референдумы, сходы и т. д.). В некоторых случаях учет мнения населения государственными органами является обязательным (например, при изменении границ муниципального образования).
Гражданам, проживающим на территории муниципального образования, гарантируется право предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, а также организаций. Граждане также могут обращаться с жалобами в Конституционный Суд РФ в случае нарушения их конституционных прав и свобод (в том числе прав на местное самоуправление).
Осуществлению функции представительства
и защиты интересов и прав местного
самоуправления способствует деятельность
советов по местному самоуправлению,
создаваемых в субъектах
Одной из организационных форм, с помощью которой осуществляется функция представительства и защиты интересов и прав местного самоуправления, являются ассоциации и союзы (объединения) муниципальных образований. Они образуются в целях координации деятельности муниципальных образований, более эффективного осуществления ими своих прав и интересов. В Российской Федерации действуют общероссийские, межрегиональные и региональные ассоциации и союзы местного самоуправления, деятельность которых выступает важным фактором государственной и общественной жизни, в том числе в плане обеспечения прав и законных интересов местного самоуправления на различных уровнях государственной власти.
Представительство и защита прав местного самоуправления обеспечиваются и на международном уровне.
После вступления Российской Федерации в Совет Европы российская делегация принимает участие в работе Конгресса региональных и местных властей Европы. Этот орган Совета Европы имеет две палаты: палату регионов и палату местных властей. В палате местных властей есть свое представительство и муниципальные образования Российской Федерации. На четвертой сессии Конгресса (3−5 июня 1997 г.) обсуждался вопрос о местной демократии и федерализме в России и была принята рекомендация, которая содержит предложения федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Федерации по обеспечению прав местного самоуправления.
Заключение
В заключение, подведем итоги, сформулировав основные выводы работы.
Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности.
Функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом в системе народовластия, теми задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.
Функции местного самоуправления отличаются
определенной устойчивостью и стабильностью,
ибо в них проявляется
Можно выделить следующие основные функции местного самоуправления:
1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения. Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения. Поэтому важной стороной муниципальной деятельности должно быть создание условий для эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. К этим условиям прежде всего относятся: а) наличие выборных органов местного самоуправления; б) использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии; в) наличие материально-финансовой базы для решения вопросов местного значения;
2) управление муниципальной
3) обеспечение комплексного
4) обеспечение удовлетворения
5) охрана общественного порядка. В настоящее время охрана общественного порядка обеспечивается органами местного самоуправления с помощью полиции. В обеспечении охраны общественного порядка на территории муниципального образования принимают участие соответствующие депутатские комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и др. Кроме того, возможно и участие населения в реализации данной функции путем создания народных дружин, использования других форм общественной самодеятельности граждан;
6) представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами. Реализация данной функции преследует цель обеспечить учет мнения населения муниципальных образований, гарантируемых государством интересов и прав местного самоуправления при выработке и осуществлении государственной политики в различных сферах общественной жизни, при решении важнейших вопросов государственной и общественной жизни.
Список использованной литературы
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 2009, № 4, ст. 445.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 22.10.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ, 2003, № 40, ст. 3822.
Литература
3. Акмалова, А. А. Особенности местного самоуправления в Российской Федерации. Теория вопроса и опыт регулирования / А. А. Акмалова. – М. : ИНФРА-М, 2011. – 274 с.
4. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник / М. В. Баглай. − М. : Норма, 2008. – 655 с.
5. Игнатюк, Н. А. Муниципальное право: учеб. пособие / Н. А. Игнатюк, А. В. Павлушкин. – М. : Юрайт, 2010. – 455 с.
6. Костюкова, А. Н. Муниципально-правовые отношения / А. Н. Костюкова, С. Г. Копысова. – Омск: ОмГУ, 2009. – 366 с.
7. Система муниципального управления /под ред. В. Б. Зотова. – СПб. : Питер, 2008. – 378 с.
8. Сытинская, М. В. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / М. В. Сытинская, В.И. Шкатулла. – М. : Юстицинформ, 2011. – 728 с.
9. Тимофеев, Н. С. Местное самоуправление в системе государственных и общественных отношений / Н. С. Тимофеев. – М. : МГУ, 2009. – 176 с.
1 Игнатюк Н. А. Муниципальное право: учеб. пособие. М., 2010 С. 45.
2 Костюкова А. Н. Муниципально-правовые отношения. Омск, 2009. С. 45-46.
3 СЗ РФ, 2003, №40, ст. 3822.
4 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М., 2008. С. 267.
5 Тимофеев Н. С. Местное самоуправление в системе государственных и общественных отношений. М., 2009. С. 33-34.
6 Акмалова А. А. Особенности местного самоуправления в Российской Федерации. Теория вопроса и опыт регулирования. М., 2011. С. 87-88.
Информация о работе Общая характеристика функций местного самоуправления