Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 10:04, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать основные функции местного самоуправления.
Для решения данной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
- рассмотреть понятие и основные виды функций местного самоуправления;
- охарактеризовать функции местного самоуправления.
Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие и основные виды функций местного самоуправления…….4
2. Общая характеристика функций местного самоуправления…………5
2.1. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения……………………………………………………………………………5
2.2. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления…………………………………………..9
2.3. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования…………………………………………………..11
2.4. Обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований…14
2.5. Охрана общественного порядка……………………………………..15
2.6. Представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами………………………………………………………………………….17
Заключение………………………………………………………………..21
Список использованной литературы……………………………………24
Иные органы местного самоуправления (местная администрация), их должностные лица (глава муниципального образования и др.) осуществляют оперативное, текущее управление муниципальной собственностью и местными финансами. Они в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, а также отчуждать в установленном порядке. Кроме того, данные органы вправе совершать с муниципальным имуществом и иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности. Они обеспечивают исполнение местного бюджета.
В случаях, предусмотренных законом, права собственника в отношении имущества и местных финансов, входящих в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляет также население непосредственно.
Статья 56 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что само население на местном референдуме, сходе может принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан для финансирования мероприятий местного значения.
Население в соответствии с уставом муниципального образования вправе в порядке реализации правотворческой инициативы вносить проекты правовых актов по вопросам управления муниципальным хозяйством, местными финансовыми средствами в органы местного самоуправления, которые их обязаны рассмотреть.
Несомненно, что реализация полномочий, связанных с осуществлением рассматриваемой функции, должна осуществляться в интересах населения муниципального образования, служить удовлетворению его потребностей.
Население муниципального образования должно получать информацию об управлении и распоряжении муниципальной собственностью, финансовыми ресурсами в целях осуществления действенного контроля за этой стороной муниципальной деятельности. Уставы муниципальных образований должны предусматривать соответствующие формы контроля населения, граждан за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления в этой сфере.
2.3. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования
Статья 17 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к полномочиям местного самоуправления решение вопросов комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
Муниципальные образования − городские,
сельские поселения и др. − представляют
собой своеобразные территориально-
Функция комплексного социально-экономического развития муниципального образования осуществляется прежде всего посредством планирования.
Представительные органы местного самоуправления принимают планы и программы развития муниципального образования, а также контролируют их реализацию, утверждая отчеты об их исполнении. При этом органы местного самоуправления не должны допускать перекосов и развитии производственной и социальной инфраструктур, добиваясь их Гармонического сочетания.
Планы и программы развития муниципального
образования должны быть направлены
на обеспечение оптимальных
Комплексное социально-экономическое
развитие муниципального образования
тесно связано с его бюджетно-
Проблемы комплексного социально-экономического развития муниципальных образований во многом связаны с деятельностью организаций, не находящихся в муниципальной собственности.
Органы местного самоуправления вправе
координировать участие данных организаций
в комплексном социально-
Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципальных образований предполагает сбор, обработку и обобщение необходимой информации. Поэтому должны получить развитие муниципальная статистика, муниципальная информационная служба.
Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления предусматривает, в частности, разработку унифицированной системы показателей, характеризующей социально-экономическое развитие города, района, сельского поселения, для получения прогнозов развития этих населенных пунктов; внедрение единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации в систему сбора и обработки информации органов местного самоуправления.
Федеральный закон 2003 г. относит к полномочиям органов местного самоуправления организацию сбора статистических данных, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством РФ.
Таким образом, в сфере информационного обеспечения комплексного социально-экономического развития муниципальных образований органы местного самоуправления тесно взаимодействуют с соответствующими государственными органами5.
2.4. Обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований
К основным целям муниципальной деятельности относится улучшение условий жизни граждан, создание благоприятной среды жизнедеятельности населения муниципального образования. Важную роль в их достижении играет деятельность органов местного самоуправления по удовлетворению основных жизненных потребностей граждан, что предполагает развитие местной инфраструктуры, организацию обслуживания населения.
Органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом обязаны обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований.
Обеспечивая удовлетворение потребностей населения в жизненно важных услугах, органы местного самоуправления организуют, содержат, развивают соответствующие муниципальные организации и службы.
Закон обязывает органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований заниматься вопросами организации, содержания и развития муниципальных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации и др. и возлагает на органы местного самоуправления решение вопросов, связанных с организацией снабжения населения топливом, утилизации и переработки бытовых отходов, транспортного обслуживания населения и т. п.
Органы местного самоуправления обязаны создавать условия для. жилищного строительства; для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры и т. д.
Кроме того, органы местного самоуправления обеспечивают условия для развития массовой физической культуры и спорта, участвуют в охране окружающей среды, осуществлении экологического контроля, обеспечивают первичные меры пожарной безопасности в муниципальном образовании. Они осуществляют опеку и попечительство, а также решают другие вопросы, связанные с оказанием населению различного рода услуг, созданием условий для обслуживания населения в различных сферах местной жизни.
Необходимо отметить, что Федеральный
закон 2003 г. дифференцированно подходит
к отнесению вопросов местного значения
к ведению муниципальных
Органы местного самоуправления регулируют отношения, касающиеся данной области муниципальной деятельности. Представительные органы местного самоуправления принимают общеобязательные правила по вопросам местной жизни.
Наконец, органы местного самоуправления осуществляют в этой сфере контрольную деятельность, что служит созданию необходимых предпосылок для наиболее полной и эффективной реализации прав и свобод граждан, обеспечению стабильного правового режима муниципального образования.
2.5. Охрана общественного порядка
Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка.
Общественный порядок − это составная часть правопорядка в обществе, важный элемент правовой основы жизнедеятельности граждан. Понятие «общественный порядок» характеризует систему общественных отношений, складывающихся на основе соблюдения правовых и иных социальных норм в общественных местах − на улицах, транспорте и других местах, свободных для открытого доступа неопределенно широкого круга лиц. Поэтому успешное осуществление данной функции − одно из условий решения общегосударственной задачи обеспечения законности, укрепления правопорядка в Российской Федерации.
Общественный порядок − основа нормальной жизни муниципального образования, функционирования местной демократии, необходимое условие реализации прав и свобод граждан − характеризует состояние местной жизни муниципального образования, уровень правовой культуры и правосознания муниципальных служащих, граждан, их объединений. Важное значение для упрочения общественного порядка имеет урегулированность вопросов местной жизни6.
Охрану общественного порядка в муниципальном образовании должны обеспечивать специально формируемые муниципальные органы охраны общественного порядка. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривал создание указанных муниципальных органов в каждом муниципальном образовании. Однако они так и не были сформированы, ибо не был принят федеральный закон, который бы устанавливал принципы организации и деятельности муниципальных органов охраны общественного порядка, основы их взаимоотношений с органами МВД, другими государственными правоохранительными органами.
В настоящее время охрана общественного порядка обеспечивается органами местного самоуправления с помощью полиции.
В обеспечении охраны общественного
порядка на территории муниципального
образования принимают участие
соответствующие депутатские
Федеральный закон от 6 октября 2003
г. «Об общих принципах
2.6. Представительство и защита интересов и прав местного самоуправления
Осуществление населением местного самоуправления предполагает представительство и защиту интересов и прав муниципальных образований, их жителей, местного самоуправления как важнейшего элемента демократической системы построения и функционирования власти в государстве на разных уровнях государственного управления, в государственных и международных организациях.
Реализация данной функции преследует цель обеспечить учет мнения населения муниципальных образований, гарантируемых государством интересов и прав местного самоуправления при выработке и осуществлении государственной политики в различных сферах общественной жизни, при решении важнейших вопросов государственной и общественной жизни.
При этом следует учитывать, что защита прав местного самоуправления — важная сторона государственной деятельности. В Российской Федерации действует система государственных гарантий местного самоуправления, включая право на судебную защиту. Однако, как показывает практика, нередко права и законные интересы местного самоуправления нарушаются и ущемляются, в том числе государственными органами.
Информация о работе Общая характеристика функций местного самоуправления