Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 18:48, курсовая работа
В литературе по местному управлению традиционно различались три его модели (системы), в целом соответствовавшие основным правовым системам (семьям) современности: англосаксонская (английская), континентальная (французская) и "советская". В современной литературе анализируются преимущественно первые две модели, которым и посвящена данная контрольная работа. Третья - социалистическая модель, базировавшаяся на принципе единства государственной власти, в настоящее время в той или иной мере продолжает сохраняться лишь в немногих странах, продолжающих считать себя социалистическими (Китай, Куба, Северная Корея, Вьетнам).
Введение………………………………………………………………………...........3
Англосаксонская модель местного самоуправления в зарубежных странах………………………………...…………………...……………………….5
Континентальная модель местного самоуправления в зарубежных странах……………………………………………………...……………………..12
Заключение………………………………………………………………………….23
Список используемой литературы…………...……………………………………25
В рамках новой, деполитизированной модели деятельность местных властей начинает оцениваться гражданами, выступающими в качестве потребителей услуг, с точки зрения конечного результата, рыночных принципов эффективности, но не политических соображений. Все большее распространение приобретают торги услуг (тендер), порой непосредственно предписываемые законодательством применительно к отдельным сферам муниципальной деятельности. Для проведения подобных торгов обычно разрабатываются тендерные документы, в которых муниципальные власти конкретизируют те или иные услуги, которые они намерены купить. Тендерные документы служат своеобразной основой для последующего заключения контракта между сторонами и в то же время используются для контроля над производителем услуг.
Широкое использование различных специализированных организаций в осуществлении управленческих функций на местах способствует внедрению рыночных механизмов в муниципальную деятельность, обеспечивает более высокое качество и оперативность предоставляемых услуг. Усиливается рыночная конкуренция, определяющая стремление компаний-контрактантов к тому, чтобы по истечении срока контракт с ними был возобновлен. В свою очередь, вынуждены перестраиваться и муниципальные предприятия. Для того чтобы противостоять конкуренции, им приходится находить оптимальное соотношение между доходами и расходами, ужесточать контроль над своими текущими финансовыми операциями и т.д.
Наилучшие условия для развития конкуренции возникают у муниципальных единиц, расположенных в непосредственной близости друг от друга. Подобная близость обеспечивает доступность информации, что дает возможность сравнения. Сравнение же создает конкурентное давление, которое способствует подтягиванию качества деятельности всех единиц до уровня самых эффективных из них. В более же широком контексте такое давление рассматривается как ключевой фактор в сохранении жизнеспособности демократической системы государственного управления.
Рассмотренную тенденцию, однако, не всегда можно трактовать в сугубо позитивном ключе. Сомнение вызывает то, насколько свободный рынок может решать проблемы качества и экономичности предоставляемых услуг, не нанося при этом ущерба конечным потребителям, и какими могут быть макро- и микросоциальные последствия усиливающегося разъединения органов, финансирующих услуги, и организаций, их непосредственно предоставляющих. Диффузия муниципальных функций также нарушает целостный, комплексный подход к местному управлению (и особенно к вопросам местных финансов), способствует утрате общей перспективы развития того или иного муниципалитета.
Заключение
В заключение можно сделать вывод об определенной конвергенции англосаксонской и континентальной моделей на современном этапе. Так, в странах англосаксонского права растет роль статутов в правовом регулировании местного управления, модифицируется традиционное для этих государств "позитивное" регулирование полномочий местных властей, в то время как в странах континентального права уменьшается соподчиненность различных уровней управления, внедряются некоторые организационные формы, ранее в большей мере характерные для англосаксонской модели.
Налицо общее стремление повысить интерес населения к вопросам местного управления и самоуправления, оживить политический процесс на местном уровне, сделать муниципальную систему более привлекательной для населения. В этих целях вносятся изменения в законодательство о местном управлении, направленные на расширение гласности в деятельности муниципальных властей, оптимизацию ее организационных форм. Новейшее британское законодательство, например, предусматривает возможность прямых выборов мэров городов и образование при них местных кабинетов, которые будут реализовывать ряд полномочий, ранее принадлежавших комитетам местных советов. В отдельных государствах (в том числе и в России) не без успеха внедряется заимствованная из американского опыта система "совет - управляющий", в рамках которой основные управленческие функции поручаются специалисту в области городского управления, нанимаемому муниципальным советом по контракту.
В Скандинавских же странах проводится эксперимент по образованию так называемых свободных коммун, наделяемых правом в интересах своих сообществ "отклоняться от организационных, процедурных и политических стандартов, устанавливаемых центральным правительством, и вести поиск альтернативных путей оказания услуг населению. В случае успеха тех или иных инициатив свободных коммун их опыт может быть распространен на другие местные сообщества путем внесения соответствующих изменений в общенациональные законы.
В то же время принимаются меры, направленные на дальнейшую интеграцию муниципального управления в единый механизм публичной власти, повышение эффективности деятельности самих местных органов. Разрабатываются новые механизмы контроля, формулируются дополнительные критерии оценки эффективности деятельности муниципальных властей, модифицируется роль последних в оказании услуг населению.
Список используемой литературы:
1. Статья А.И. Черкасова Местное управление в зарубежных странах: модели и тенденции эволюции, 2011.
2. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов. 14-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2008.
Информация о работе Опыт местного самоуправления в зарубежных странах