Организация труда на муниципальном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических и практических вопросов, связанных с совершенствованием организации деятельности муниципального предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
1.1. Понятие и экономическое значение организации труда
1.2 Научная организация труда
1.3 Оснащение рабочего места и его обслуживание
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ МЕСТО В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
2.1 Организационно-правовые особенности муниципальных предприятий
2.2 Эффективное функционирование муниципальных предприятий
2.3 Муниципальные информационные ресурсы
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУП «ОБЩЕЖИТИЕ» ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ГОРОДА УЧАЛЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА УЧАЛИНСКИЙ РАЙОН РБ
3.1 Общая информация
3.2 Имущество Предприятия
3.3 Права и обязанности Предприятия
3.4 Права и обязанности Предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Организация труда на муниципальном предприятии.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Оптимизирующая  функция проявляется в обеспечении  полного соответствия уровня организации  труда прогрессивному уровню технического вооружения производства, в достижении научной обоснованности норм труда  и интенсивности труда, в обеспечении  соответствия уровня оплаты труда его конечным результатам. Оптимизация в современных условиях - центральное направление в поиске путей решения различных задач в области организации труда.

          Функция формирования эффективного работника. Это осуществление на научной основе профессиональной ориентации и профессионального отбора работников, их обучения, систематического повышения квалификации. Требования к качеству подбора работников и к их профессиональному мастерству в условиях перехода к рыночным отношениям существенно возрастают. Увеличение сложности используемой техники ведет к росту ответственности исполнителей за своевременные и правильные решения и действия. Научный подход к формированию кадров и к их подготовке - таково веление времени, и это становится важной функцией НОТ.

          Трудощадящая функция проявляется в создании благоприятных, безопасных и здоровых условий труда, в установлении рационального режима труда и отдыха, в использовании режима гибкого рабочего времени, в облегчении тяжелого труда до физиологически нормальной величины.

Забота общества об охране и укреплении здоровья людей - дело первостепенной важности. Проблемы здоровья людей в значительной мере определяются производственными условиями. Одна из функций НОТ в том и состоит, чтобы способствовать сохранению здоровья трудящихся на производстве.

          Функция возвышения труда. Это чрезвычайно важная функция организации общественного труда в цивилизованном государстве. Нельзя говорить о НОТ, как бы экономичен ни был труд, если при этом забывают о самом человеке, с его социальными запросами и стремлением к высоко содержательному, престижному труду. Возвышает труд создание на производстве условий для гармоничного развития человека, повышение содержательности и привлекательности труда, искоренение рутинных и примитивных трудовых процессов, обеспечение разнообразия труда и его гуманизации.

          Воспитательная и активизирующая функции направлены на выработку дисциплины труда, развитие трудовой активности и творческой инициативы. Высокий уровень организации труда способствует формированию этих качеств работника, а чем выше качество исполнителей, тем выше и уровень организации труда.

          Понимание функций НОТ позволяет обеспечить всесторонний, комплексный подход к решению проблем организации труда, более четко представить механизм воздействия НОТ на работника и само производство. Функции НОТ - это ее свойства и признаки. Для научной организации труда должно быть характерным единство указанных функций.

1.3 Оснащение рабочего  места и его обслуживание

         Необходимая часть организации труда - организация рабочих мест.

         Рабочее место - это первичное звено производства, зона трудовой деятельности работников или группы работников (если рабочее место коллективное), оснащенная необходимыми средствами для выполнения производственного задания. Под организацией рабочего места понимается система его оснащения и планировки, подчиненная целям производства. Эти решения, в свою очередь, зависят от характера и специализации рабочего места, от его вида и роли в производственном процессе.

          В зависимости от специфики производства рабочие места могут быть специализированными и универсальными, индивидуальными и коллективными, стационарными и подвижными, одностаночными и многостаночными, постоянными и временными, а также рабочими местами ручной работы, механизированными, автоматизированными, аппаратными, рабочими местами служащих и др.

          Оснащение рабочего места складывается из совокупности средств, необходимых для осуществления производственного процесса. К ним относятся: основное технологическое и вспомогательное оборудование; технологическая оснастка - рабочий и мерительный инструмент, приспособления, запасные части; организационная оснастка - средства связи и сигнализации, рабочая мебель, тара; рабочая документация; средства коммуникации для подачи на рабочее место сырья, материалов, энергии; хозяйственный инвентарь для поддержания чистоты и порядка и др.

          Полное и комплектное оснащение рабочего места позволяет наилучшим образом организовать процесс труда. Для этого необходима рациональная планировка средств оснащения - размещение их на рабочем месте так, чтобы обеспечивалось удобство их обслуживания, свободный доступ к механизмам и их отдельным узлам, требующим регулирования и контроля, экономия движений и перемещений работника, удобная рабочая поза, хороший обзор рабочей зоны, безопасность труда, экономия производственной площади, наличие проходов, взаимосвязь со смежными рабочими местами и с местом руководителя.

          Проводимые аттестации рабочих мест позволяют выявлять отступления от нормативных требований к ним и совершенствовать организацию рабочих мест в соответствии с требованиями научной организации труда. По результатам аттестации малоэффективные рабочие места могут упраздняться, при этом появляется возможность более рационального использования производственных площадей, установки современного оборудования и интенсификации производственного процесса.

          Уровень организации труда на рабочем месте зависит также от совершенства системы его обслуживания

          Организация обслуживания рабочих мест предполагает:

своевременное обеспечение рабочих мест всем необходимым, включая техническое обслуживание;

ремонтное и  межремонтное обслуживание;

обеспечение сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, инструментом;

подачу необходимых  видов энергии - тепла, электроэнергии, сжатого воздуха;

межоперационный и финишный контроль качества продукции;

хозяйственное обслуживание - уборку, чистку оборудования; транспортное обслуживание и т.д.

          Чтобы организовать обслуживание рабочих мест, необходимо решить следующие вопросы:

определить, в  каких видах обслуживания нуждается  каждое рабочее место;

по каждому  виду обслуживания установить его норму, т.е. обосновать объем обслуживания в смену, месяц, год;

установить  регламент обслуживания, т.е. график, периодичность и последовательность;

закрепить выполнение обязанностей по обслуживанию за строго определенными исполнителями.

         Эффективность обслуживания рабочих мест может быть достигнута лишь при соблюдении принципов:

предупредительности обслуживания, предусматривающего выполнение соответствующих работ до того, как  процесс производства прервется  в силу несвоевременного их выполнения;

оперативности обслуживания - быстроты реагирования на возможные сбои производства;

комплексности, выражающегося в обеспечении  разностороннего обслуживания по всем его видам;

плановости, заключающегося в проведении расчетов потребности  в видах, сроках и объемах обслуживания каждого рабочего места.

          Прогресс в системах обслуживания рабочих мест состоит в переходе от дежурного обслуживания, т.е. обслуживания по вызову с места остановки производства, к стандартному обслуживанию, основанному на расчетах норм обслуживания и реализации планово-предупредительного проведения обслуживающих работ.

          Достижение эффективных решений по организации рабочих мест и систем их обслуживания облегчается использованием разработанных типовых проектов организации труда для массовых профессий рабочих и служащих. Типовой проект организации труда - это, как правило, средоточие передового опыта организации труда, в котором находят отражение все принципиальные вопросы организации труда, в том числе вопросы оснащения и планировки рабочих мест, организации их обслуживания.

2. Теоретические аспекты деятельности муниципальных предприятий и их место в системе муниципального хозяйства

         Для того чтобы определить место муниципальных предприятий в системе муниципального хозяйства, необходимо определить что же такое само «муниципальное хозяйство».

        Методика, предложенная при определении самого понятия «муниципальное хозяйство», предлагает подход, исходящий из того, что:

1. Муниципальное  хозяйство - это совокупность  предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.

2. Деятельность, осуществляемая этими предприятиями  и учреждениями, направлена на  удовлетворение общественных интересов.

3. Поскольку  деятельность осуществляют разнородные по своей природе субъекты этой деятельности, то необходим и субъект, координирующий их деятельность.

          Исходя из данного анализа, основным признаком, по которому можно классифицировать элементы муниципального хозяйства, является роль и место того или иного элемента в реализации общественных потребностей.

И с этой точки  зрения можно выделить следующие  элементы: муниципальные предприятия (поскольку их деятельность полностью  подчинена интересам населения  муниципального образования); иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований; органы местного самоуправления.

        Роль каждого из названных элементов различна. Муниципальные предприятия, являясь по своей природе явлением общественным, все свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном или законодательном порядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения.

Третья группа, осуществляет особую функцию - функцию  регулирования деятельности двух предыдущих групп в интересах населения  муниципального образования.

          Так, из этой классификации явно видно, что при построении отношений между населением муниципального образования и хозяйствующими субъектами по вопросам местного значения, наиболее выгодно иметь отношения с муниципальными предприятиями, так как они не только реализуют населению товары и услуги, но и прибыль, полученная в итоге их деятельности, является также собственностью данного местного сообщества. Поэтому хорошо работающее муниципальное предприятие в принципе всегда выгоднее для муниципального хозяйства.

         Однако это лишь теоретическая модель, поскольку подобное состояние муниципальных предприятий является плодом достаточно длительной и сложной работой. Так, для муниципалитетов дореволюционной России потребовалось почти пятьдесят лет реформ для того, чтобы хозяйственная деятельность муниципалитетов начала приносить до пятидесяти процентов доходной части бюджетов.

2.1 Организационно-правовые особенности муниципальных предприятий

         Государственные предприятия действуют в следующих организационно-правовых формах: государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (государственное предприятие); муниципальное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (муниципальное предприятие); федеральное унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие).

          Муниципальные предприятия являются юридическими лицами, имеют фирменное наименование с указанием организационно-правовой формы и наименования субъекта, к собственности которого относится имущество предприятия. Муниципальные предприятия имеют печать, соответственно, с изображением государственного герба Российской Федерации либо наименованием (гербом) субъекта Российской Федерации или муниципального образования, фирменным наименованием предприятия, указанием его местонахождения. Учредительным документом муниципального предприятия является его устав. Муниципальное предприятие вправе осуществлять любую деятельность, не запрещенную федеральными законами и не противоречащую его уставу. Имущество муниципального предприятия формируется за счет средств, выделяемых целевым назначением из соответствующего бюджета, имущества, передаваемого предприятию собственником, доходов от собственной предпринимательской деятельности, других источников и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения. Муниципальное предприятие обязано: формировать резервный фонд в размерах, определяемых его уставом и составляющих не менее 10% его уставного фонда, направляя на эти цели не менее 5% остающейся в его распоряжении прибыли до достижения резервным фондом установленной величины; использовать средства резервного фонда исключительно на покрытие убытков, а также на исполнение имеющихся у предприятия обязательств в случае недостаточности денежных средств предприятия; перечислять в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей и формирования резервного фонда, в размерах, определяемых собственником в пределах 10% чистой прибыли предприятия; выполнять иные обязанности, установленные для муниципальных предприятий законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Муниципальное предприятие не вправе: использовать средства, полученные от сделок с имуществом предприятия, указанным в п. 2 ст. 4, а также амортизационные отчисления на цели потребления (в том числе на оплату труда работников предприятия, социальное развитие, выплату вознаграждения руководителю предприятия); отказаться от заключения контракта на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд собственника и вытекающих из указанного контракта договоров с организациями - потребителями, при условии, если они не влекут убытков для указанного предприятия. Руководитель муниципального предприятия назначается на должность и освобождается от должности в порядке, установленном законами и иными правовыми актами Российской Федерации и действует в соответствии с контрактом, заключаемым с руководителем собственником (уполномоченным им органом). Руководитель муниципального предприятия пользуется правами, несет обязанности и ответственность, предусмотренные законодательством, уставом предприятия и заключенным с ним контрактом. Контроль за деятельностью муниципального предприятия осуществляется органами, уполномоченными собственником. Годовые баланс и отчет о финансово-хозяйственной деятельности предприятия представляются соответствующему органу.

Информация о работе Организация труда на муниципальном предприятии