Органы местного самоуправления в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 00:25, реферат

Описание работы

Местное самоуправление является непременным атрибутом любого современного демократического общества. Зарубежный муниципализм знает громадное количество разнообразных моделей и типов организации местного самоуправления. Различия в построении систем местного самоуправления зависят от многих факторов: политического режима, доминирующей в стране идеи организации власти и управления на местах, государственного устройства и административно-территориального деления государства, национальных традиций и пр.1

Файлы: 1 файл

реферат по Муницип праву.docx

— 22.13 Кб (Скачать файл)

Часто нормативно-правовая база различных территорий отстает от их возросшего социально-экономического потенциала. По-прежнему сохраняются  серьезные различия в размерах территории, численности населения и экономическом  потенциале административно-территориальных  единиц, относящихся к одной и  той же категории. Регулирование  административно-территориального устройства в унитарных государствах является компетенцией центральных органов  власти, а в федеральных государствах - это компетенция субъектов федерации, хотя общие принципы организации  административно-территориального деления  должны строится на основе принципов  общефедеральной конституции. Детальное  регулирование местного административно-территориального деления осуществляется специальными законами.

Система местного самоуправления в современных государствах может  включать в себя по вертикали от двух до пяти звеньев. Двухзвенная структура административно-территориального деления (Дания, Коста-Рика и др.) и трехзвенная (Италия, Индия и др.) являются наиболее распространенными и удобными с точки зрения местного управления. Четырехзвенная и пятизвенная системы административно-территориального деления встречаются значительно реже. При этом, естественно, в различных странах существуют серьезные отличия в характере и роли отдельных видов административно-территориальных единиц.

Органы местного самоуправления различаются по степени централизации  взаимоотношений с вышестоящими органами. Одна система местного самоуправления построена на принципах прямого  подчинения нижестоящих органов  вышестоящим (Италия, Франция, ФРГ). Наряду с этим ряд стран придерживается откровенно автономной системы, при  которой прямое подчинение по вертикали  юридически отсутствует, а если на практике осуществляется, то в очень ограниченной форме (США, Великобритания).

Во втором случае органы местного самоуправления обладают довольно большой  самостоятельностью по отношению к  вышестоящим органам. В этом случае установлена и достаточно широкая  система выборности этих органов. В  некоторых странах прямая система  соподчиненности осуществляется путем  так называемой «координации» деятельности нижестоящих органов (Япония).

Иногда деятельность органов  местного самоуправления поставлена под  прямой контроль специальных государственных  органов. Чаще всего они подконтрольны  органам министерства внутренних дел (Великобритания), в других странах  может создаваться даже специальное  подразделение в составе правительства (министерство по делам местного самоуправления).

В ряде стран (Франция, Италия и др.) в административно-территориальные  единицы назначаются полномочные  представители правительства, которые  осуществляют административный надзор за деятельностью выборных органов  местного самоуправления и их исполнительных органов, что ставит эти органы под  постоянный контроль со стороны центральных  властей.

В Великобритании территория делится на графства, а графства - на округа, охватывающие как городские, так и сельские поселения. Низовыми территориальными подразделениями  в Англии являются приходы, а в  Уэльсе и Шотландии - общины. Во всех административно-территориальных единицах, кроме мелких приходов, имеются выборные органы местного управления - советы. В  малых приходах функции органов  местного управления осуществляют периодически созываемые собрания избирателей данного  прихода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Органы местного самоуправления включают в себя выборные муниципальные  советы или комиссии и образуемые ими исполнительные органы. Общий  порядок формирования муниципальных  советов и исполнительных органов  регулируется специальными избирательными законами и законами о муниципалитетах. В федеративных государствах издание  законов о выборах в органы местного самоуправления находятся  в компетенции субъектов федерации. В большинстве демократических  стран выборы в органы местного самоуправления осуществляется на основе всеобщего, равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании. Пассивное  избирательное право (право быть избранным) обычно устанавливается  рамках 18 - 25 лет. Одновременно устанавливается и целый ряд цензовых требований - ценз оседлости, несовместимость занятия других постов на государственной службе или в выборных органах, в суде и т.д.

В ряде стран Латинской  Америки, для того чтобы быть избранным  алькальдом (мэром) или советником муниципалитета, по закону о муниципалитетах необходимо обладать избирательным правом, быть рожденным в соответствующем  муниципалитете или проживать там  не менее двух лет, предшествующих выборам, быть внесенным в избирательный  регистр граждан или в избирательный  регистр для иностранцев, не быть осужденным уголовным судом.3

В выборах муниципалитетов  в Великобритании могут участвовать  все британские граждане, в том  числе пэры, живущие в стране и  достигшие 18 лет. Кандидатом в депутаты может выдвигаться каждый гражданин, достигший 21 года и проживающий на территории данного муниципалитета, работающий там или имеющий либо арендующий там не менее года землю, предприятия, дом, квартиру. Не могут  быть избраны пэры, священнослужители, кадровые военные, гражданские служащие, недееспособные. На муниципальных выборах  могут применяться и некоторые  требования морального характера. Еще  одна особенность - ряд зарубежных стран  предоставляет право участия  в выборах органов местного самоуправления иностранцам, постоянно проживающим  на территории данного муниципалитета.

Порядок выдвижения кандидатов в выборные органы местного самоуправления предусматривает различные способы  реализации этих субъективных прав избирателей - чаще всего путем подачи петиции  с подписями установленного законом  числа жителей данного избирательного округа, обладающих полным объемом  избирательных прав, в поддержку  кандидата на должность члена  муниципального совета. Кандидаты в  муниципальные органы могут баллотироваться  по партийным спискам, опираясь на поддержку  определенной политической партии, или  выступать как независимые кандидаты. Выборы осуществляются как по одномандатным  округам, так и по многомандатным округам. Для определения результатов  голосования используются как пропорциональная, так и мажоритарная избирательные  системы. Мажоритарная система может  предполагать и проведение выборов  в два тура. На выборах в муниципальные  органы запрещено введение императивного  мандата. Депутаты муниципальных органов  не связаны никакими наказами избирателей  и не обязаны отчитываться перед  избравшими их гражданами.

Муниципальные советы формируются  на определенные сроки. В США, например, органы местного самоуправления в зависимости  от уровня избираются на 2 - 4 года, в Великобритании - на 4 года, причем состав муниципалитетов может обновляться по частям или переизбираться полностью. Численный состав органов местного самоуправления также различен, как правило, от нескольких депутатов до нескольких десятков. В муниципальные советы столиц государств, как правило, избирается более ста советников. Выборные муниципальные советы юридически возглавляет муниципальный аппарат управления, который осуществляет оперативную работу по руководству всей деятельностью муниципалитета. Срок полномочий депутатского корпуса органов местного самоуправления различен. В ряде кантонов Швейцарии он составляет 3 - 4 года, в Швеции, Норвегии, Португалии, Испании, Великобритании, Дании, Голландии, ФРГ (ряд земель) - 4 года, в Ирландии, Турции, Италии, на Кипре - 5 лет, в ряде земель ФРГ, Австрии - 5 - 6 лет, в Бельгии, Франции, Люксембурге - 6 лет.

Законодательством ряда стран  предусмотрены особые требования к  лицам, намеревающимся занять должности  в органах местного самоуправления: годность к военной службе, обязательное проживание или место работы в  пределах территории органа местного самоуправления, уплата местных налогов  и т.д. В латиноамериканских странах  в соответствии с местным законодательством  не могут быть избранными алькальдами  и муниципальными советниками члены  любых законодательных органов, министры правительства, государственные  служащие, служащие в вооруженных  силах и полицейских формированиях, служащие муниципалитетов, члены судебной власти, нотариусы, их помощники, члены  избирательных комиссий и другие лица.

Очень часто численный  состав органов местного самоуправления может определяться в минимальном  и максимальном исчислении, а постоянный состав определяется численностью населения  данного района. В Республике Перу, например, прямо установлено, что  в муниципалитетах с численностью до 500 человек избирается алькальд и 5 муниципальных советников, от 500 до 1000 человек избирается алькальд и 8 советников и т.д. Такая регламентация  численного состава местных представительных органов предохраняет от чрезмерного  увеличения их состава, и, следовательно, увеличения расходов на выборы.

На выборах в органы местного самоуправления обычно довольно высок процент абсентеистов, т.е. не участвующих в голосовании (в  США, например, до 1/3 всех зарегистрированных избирателей). В странах, где введен обязательный вотум, этот процент, разумеется, достаточно высок.

По структуре органы местного самоуправления, как правило, однопалатные. Двухпалатное построение этих органов чрезвычайно редко (например, муниципальный совет Нью-Йорка). Структура муниципального органа, как и его численный состав, определяются размерами территории и численностью населения.

Основной формой деятельности органов местного самоуправления являются сессии, проведение которых регулируется местным законодательством. В низовых  территориальных подразделениях эти  сессии проводятся довольно часто (в  США - один - два раза в месяц, в Великобритании - ежемесячно). Сессии вышестоящих органов проводятся 1 раз в квартал или полугодие. Могут проводиться и внеочередные или чрезвычайные сессии по требованию определенного числа членов представительного органа или по требованию местных исполнительных органов (мэр, исполнительный совет и т.д.). Обычно чрезвычайные сессии собираются для решения только строго определенных вопросов и решение других вопросов на них не должно иметь юридической силы.4

В пределах своей компетенции  органы местного самоуправления принимают  решения, дают заключения, высказывают  пожелания и рекомендации. Общий  принцип заключается в том, что  местные сообщества и выражающие их волю избираемые населением органы местного самоуправления обладают в  рамках закона полной свободой действий при осуществлении своей деятельности по любым вопросам, которые не исключены  из их компетенции или не переданы в установленном порядке какому-либо другому органы власти. Сами полномочия могут быть поставлены под сомнение или ограничены другим органом власти, центральным или региональным, только в рамках закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Основной объем полномочий органов местного самоуправления определяется национальным законодательством и  может различаться даже в рамках одной страны. Общее правило, касающееся полномочий местных сообществ, заключается  в том, что эти полномочия должны быть целостными и всеобъемлющими во всем, что касается местных дел. Фактически они обладают полномочиями решать только местные дела. Например, Конституция  Баварии относит к вопросам, имеющим  местное значение и входящим в  компетенцию общины, следующие: управление собственностью общины и муниципальными предприятиями, местный общественный транспорт, местное дорожное строительство, обеспечение населения водой, газом, светом, питанием, местное планирование, строительство жилья и надзора  за его эксплуатацией, местная полиция, пожарная охрана, развитие культуры и  поддержание учреждений культуры, медицина, семейные консультации и защита материнства, школьная гигиена и забота о молодежи, общественные бассейны, погребение умерших, сохранение местных памятников и  строений.

Американская структура  местного самоуправления определяется специальной хартией, принимаемой  законодательным органом штата. Хартия обычно устанавливает границы  муниципалитетов, их функции, организационную  структуру, методы финансирования, систему  назначения и выборов должностных  лиц городских органов местного самоуправления. Городские хартии закрепляют право граждан на проведение референдумов по наиболее важным проблемам жизнедеятельности  населения, в том числе по налогообложению, изменению самой хартии и т.д. Решение о проведении референдума  может быть инициировано требуемым  по закону числом граждан путем подачи петиции в муниципальный совет. Как правило, органы местного самоуправления не могут принимать решения или  совершать действия, носящие чисто  политический характер и затрагивающие  политические интересы страны в целом. Однако на практике можно отметить факт принятия именно таких решений. В частности, несколько муниципалитетов  Японии принимали решения об объявлении своей территории безъядерными зонами и протестовали против американских военных баз на территории своих  муниципалитетов. Компетенция органов  местного самоуправления распространяется прежде всего на руководство и  развитие коммунального хозяйства, охрану окружающей среды, планирование размещения и строительства населенных пунктов, общий надзор за градостроительством, развитие системы местного транспорта и установление порядка регулирования  его движения, местное дорожное строительство, канализацию, водо - и газоснабжение, энергообеспечение, очистку улиц, борьбу с загрязнением водоемов и т.д. Значительны полномочия органов местного самоуправления в социальной сфере, в частности, по оказанию социальной помощи малоимущим. Они включают в себя строительство и содержание домов для престарелых, ночлежек, строительство дешевого жилья, муниципальных школ, больниц, родильных домов за счет муниципальных доходов и т.д. Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Они осуществляют деятельность в сфере местного хозяйства (выдача разрешений на право открытия магазинов, зрелищных предприятий, установление правил застройки городов и т.д.).

Информация о работе Органы местного самоуправления в зарубежных странах