Основные принципы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 17:21, реферат

Описание работы

Разделение власти имеет не только горизонтальный аспект (разделение власти между органами одного уровня), но и аспект вертикального разделения власти. В Конституции РФ он заложен в ст. ст. 5, 11, 12. В рамках вертикальной децентрализации власти наряду с государственным центром (Российской Федерацией) и регионами (субъектами РФ) обособляются также местные сообщества жителей (муниципальные образования). Названные составляющие определяют дробление аппарата публичной власти на три группы органов: федеральные органы; государственные органы субъектов РФ; органы местного самоуправления. Вертикальная децентрализация власти с обособлением самостоятельного местного самоуправления подтверждает превращение последнего в основополагающий элемент конституционного строя страны.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие основных принципов местного самоуправления 4
2. Нормативно-правовые основы принципов местного самоуправления 5
3. Содержание основных принципов местного самоуправления 10
Заключение 24
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Основные принципы местного самоуправления.docx

— 60.85 Кб (Скачать файл)

Проблема соответствия материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям относится к наиболее острым. Необходимость указанного соответствия является одним из требований к организации местного самоуправления, установленных в Европейской хартии местного самоуправления.

В Российской Федерации в течение  последнего десятилетия существовала практика принятия законов, предусматривающих  наличие нефинансируемых обязанностей органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Конституцией РФ определено, что  органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти. Однако утверждение, что местное  самоуправление отделено от государства (аналогично церкви), некорректно.

Как уже отмечалось, местное самоуправление - это элемент государственного устройства Российской Федерации, являющийся одновременно и составной частью системы управления государством, и самостоятельным  уровнем публичной власти, и элементом  самоорганизации граждан.

Существует довольно распространенное мнение о несоответствии норм ст. 12 Конституции РФ об организационной  обособленности местного самоуправления требованиям Хартии. Как справедливо  указывают ее критики, данная конституционная  норма не имеет прямых аналогов среди  норм Европейской хартии местного самоуправления. Однако сам по себе этот факт еще  не может рассматриваться как  утверждение о наличии противоречий между ст. 12 Конституции РФ и Хартией, поскольку в Хартии нет положений, предписывающих вхождение органов  местного самоуправления в систему  органов государственной власти. Для оценки рассматриваемой нормы  Конституции с точки зрения соответствия ее нормам Европейской хартии местного самоуправления недостаточно простого сравнения текстов.

Конкретные организационные формы  местного самоуправления определяются в уставе каждого муниципального образования. Вместе с тем федеральным  законодательством установлены  определенные гарантии сочетания коллегиальности  и единоначалия в осуществлении  местного самоуправления.

Федеральным законом "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 6 октября 2003 г.) предусмотрены обязательность наличия коллегиального органа местного самоуправления - представительного органа муниципального образования и главы местной администрации - лица, возглавляющего деятельность местной администрации на принципах единоначалия. Должность главы местной администрации может быть как самостоятельной, так и совмещаться с должностью главы муниципального образования.

При этом в названном Федеральным  законе введено принципиально важное новшество: установлена возможность  существования единоличных органов  местного самоуправления - должностных  лиц, обладающих собственными персональными  полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава местной администрации  относится к данной категории  должностных лиц.

Разделение функций между этими  органами местного самоуправления определяется уставом муниципального образования. Однако в указанном Федеральном  законе изложен ряд норм, предопределяющих, что представительный орган является в основном органом нормоустанавливающим, а глава местной администрации - исполнительным. В частности, прерогативой представительного органа является принятие таких общеобязательных правил, как устав муниципального образования и местный бюджет.

Такое разделение достаточно типично  и логично. Коллегиальный выборный орган состоит из лиц, имеющих  различные взгляды, отражающих интересы различных групп населения не только по территориальному признаку - по избирательным округам, но и  в силу своих личных качеств - социальных, возрастных, этнических и иных групп  населения. Выработка решения в  условиях многообразия взглядов дает возможность повысить адекватность окончательного решения интересам  населения муниципального образования  в целом. Вместе с тем коллегиальная  работа требует значительного времени. Так, работа над местным бюджетом в представительном органе продолжается, как правило, не менее двух-трех месяцев.

Конституцией России (ст. 12) определено, что в Российской Федерации "признается и гарантируется местное самоуправление". Эта статья дает основания для  вывода о том, что наличие государственных  гарантий местного самоуправления относится  к основам конституционного строя  Российской Федерации.

Государственные гарантии местного самоуправления условно можно разделить на три  группы:

1) создающие условия для осуществления  местного самоуправления;

2) направленные на недопущение  или пресечение деятельности, препятствующей  осуществлению местного самоуправления;

3) обеспечивающие право местного  самоуправления защищать свои  интересы.

К первой группе государственных гарантий относятся:

формирование законодательной  базы о местном самоуправлении;

установление обязанности выплаты  компенсации местному самоуправлению расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной  власти;

разработка государственных образовательных  стандартов и организация подготовки и повышения квалификации кадров муниципальных образований;

формирование совещательных органов  при государственных должностных  лицах по проблемам местного самоуправления;

разработка государственными органами и содействие разработке иными структурами  методических материалов по порядку  решения вопросов местного значения, реализации иных полномочий органами местного самоуправления.

Ко второй группе государственных  гарантий относятся:

установление ответственности  за неисполнение муниципальных правовых актов;

установление запрета на ограничение  законных прав местного самоуправления;

возможность обращения в суд, а  также в прокуратуру по вопросам незаконности решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления (их должностных лиц);

установление права органов  государственной власти на досрочное  прекращение полномочий органов (должностных  лиц) местного самоуправления, нарушающих законы;

установление, что в случае бездействия  органов, обязанных принять решения, необходимые для осуществления  местного самоуправления в определенные сроки (назначение муниципальных выборов, установление границ муниципальных  образований, регистрация уставов  муниципальных образований), соответствующее  решение вправе принять иной орган  власти.

К третьей группе государственных  гарантий относятся:

право местного самоуправления на судебную защиту и защиту системой прокуратуры; право обжалования в суд решений  и действий органов государственной  власти и органов местного самоуправления, обращения в прокуратуру;

право населения муниципального образования  на отзыв выборных лиц местного самоуправления.

Местное самоуправление - власть подзаконная. На обязанность соблюдения органами местного самоуправления Конституции  России и законов указывает ст. 15 Конституции РФ.

Формы обеспечения законности в  деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц не отличаются от форм, обеспечивающих законность деятельности органов государственной власти и государственных служащих. Это  выполнение норм действующего законодательства, действие строго в рамках своих полномочий, доступность к информации о деятельности органов местного самоуправления, обязанность  решать возникающие проблемы населения, неукоснительно соблюдать Устав  муниципального образования и т.д.

Конституцией РФ (ст. ст. 46, 52) установлены  возможность обжалования в суд  решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, а  также государственная гарантия защиты от злоупотребления властью.

Федеральным законом "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что устав муниципального образования (акт, обладающий высшей юридической  силой в системе нормативных  правовых актов муниципального образования) вступает в силу после его государственной  регистрации. Государственная регистрация  в данном случае является элементом  государственного контроля7.

В законодательстве предусмотрены  также механизмы принуждения  органов местного самоуправления и  их должностных лиц к соблюдению требования законности.

Указанным Федеральным законом  предусмотрена обязанность прокуратуры  надзирать за законностью в деятельности по осуществлению местного самоуправления, а также установлено, что в  случае нарушения представительным органом или главой муниципального образования законов их полномочия могут быть принудительно досрочно прекращены органами государственной  власти субъекта Российской Федерации.

Действующим законодательством ответственность  коллегиальных органов местного самоуправления перед населением не предусматривается. Население не вправе распустить представительный орган  местного самоуправления, однако вправе отозвать отдельных депутатов, иных выборных лиц.

Статус выборных лиц местного самоуправления - выборных должностных лиц, депутатов, иных выборных лиц (как и представителей других уровней публичной власти) - носит двойственный характер. Обслуживаемым  субъектом для выборных лиц является народ, их избравший. Но выборные лица являются не только "слугами народа", но и его представителями, выразителями его интересов, ведь именно для этого их и избирают. Таким образом, выборные лица сочетают в себе полномочия как обслуживающего, так и обслуживаемого субъектов.

Соответственно, выборные лица должны нести ответственность и как  лица, занимающиеся обслуживанием населения, и как руководители населения  муниципального образования.

Как лица, занимающиеся обслуживанием  населения муниципального образования, выборные лица могут нести ответственность  за решение вопросов местного значения в формах, максимально отвечающих интересам населения, за исполнение своих предвыборных обязательств, за результаты работы с обращениями  населения.

Как руководители муниципального образования  выборные лица могут нести ответственность  за соответствие своей деятельности требованиям законодательства и  устава муниципального образования, за результаты взаимодействия с руководством иных муниципальных образований, с  органами государственной власти.

 

 

Заключение

 

 

Будучи основой конституционного строя, местное самоуправление выступает  как:

конституционный принцип, признающий и гарантирующий самостоятельность  мест, определяющий нормативную политику правотворческих органов, деятельность правоприменителей, всех, кто так или иначе вступает в сферу местного самоуправления;

коллективное право местного населения (местных сообществ жителей) на властную самоорганизацию;

социальный институт, включающий в  себя организационно-правовые формы  самоуправленческой деятельности жителей (муниципальные образования, органы местного самоуправления, выборы, референдумы, иные формы прямого волеизъявления граждан);

правотворческая и правореализационная  деятельность по осуществлению местного самоуправления в качестве конституционного принципа и права населения в  установленных законом организационно-правовых формах;

реальное состояние местной  жизни, складывающееся под воздействием права и факторов его искажающих.

Местное самоуправление как принцип  и коллективное право местных  сообществ жителей, вырастающее  из индивидуальных, групповых прав, и наоборот, порождающее их, прежде всего, является средством уточнения, конкретизации правового положения  человека и гражданина, инструментом обеспечения достоинства личности. Местное самоуправление как социальный институт наряду с государством выступает  механизмом осуществления народного  суверенитета, инструментом обеспечения  державности. В силу ч. ч. 2, 3 ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Последняя норма предполагает референдумы и выборы не только государственного, но и муниципального уровня.

Местное самоуправление раскрывает и  обеспечивает исходные конституционные  ценности в тесном взаимодействии с  конституционными положениями о  верховенстве на всей территории страны Конституции РФ, федеральных законов, самоопределении народов, единстве и равенстве гражданства, единстве экономического пространства, равенстве форм собственности, социальной направленности государства, идеологическом и политическом многообразии и т.п. В частности, в рамках местного самоуправления как политико-правового пространства должна обеспечиваться действенность всех перечисленных положений.

 

 

Список литературы

Информация о работе Основные принципы местного самоуправления