Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 17:21, реферат
Разделение власти имеет не только горизонтальный аспект (разделение власти между органами одного уровня), но и аспект вертикального разделения власти. В Конституции РФ он заложен в ст. ст. 5, 11, 12. В рамках вертикальной децентрализации власти наряду с государственным центром (Российской Федерацией) и регионами (субъектами РФ) обособляются также местные сообщества жителей (муниципальные образования). Названные составляющие определяют дробление аппарата публичной власти на три группы органов: федеральные органы; государственные органы субъектов РФ; органы местного самоуправления. Вертикальная децентрализация власти с обособлением самостоятельного местного самоуправления подтверждает превращение последнего в основополагающий элемент конституционного строя страны.
Введение 3
1. Понятие основных принципов местного самоуправления 4
2. Нормативно-правовые основы принципов местного самоуправления 5
3. Содержание основных принципов местного самоуправления 10
Заключение 24
Список литературы 26
- способность органов местного
самоуправления решать
- возможность населения и его
органов местного
Органы местного самоуправления решают две группы вопросов:
а) вопросы местного значения. Вопросы
непосредственного обеспечения
жизнедеятельности населения
б) выполнение отдельных государственных
полномочий. Наделение органов местного
самоуправления отдельными государственными
полномочиями осуществляется только федеральными
законами, законами субъектов РФ с
одновременной передачей
Основным содержанием
Они могут быть классифицированы следующим образом:
1. Организационно-
1) Принятие и изменение устава местного самоуправления, контроль за его выполнением.
2) Охрана общественного порядка,
организация и содержание
3) Организация освещения улиц
и установки указателей с
4) Формирование архивных фондов.
5) Участие в предупреждении и
ликвидации последствий
2. Экономические вопросы:
1) Владение, пользование,
распоряжение муниципальной
2) Местные финансы. Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.
3) Выравнивание уровня
бюджетной обеспеченности
4) Планирование застройки
5) Организация транспортного
6) Организация, содержание и
развитие муниципальных энерго-
3. Вопросы
социально-культурного
1) Обеспечение малоимущих
2) Организация, содержание
и развитие муниципальных
3) Организация, содержание и
развитие учреждений
4) Оказание содействия в
5) Создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
6) Обеспечение условий для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;
7) Сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности.
8) Создание условий для
9) Организация библиотечного обслуживания населения.
Органы местного самоуправления вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).
Муниципальное управление предусматривает обязательное наличие представительных органов местного самоуправления. Представительными органами местного самоуправления являются думы, муниципальные собрания, муниципальные комитеты, советы депутатов и т.д. Они состоят из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными и региональными законами субъектов РФ.
Актами местного самоуправления устанавливается содержание ряда избирательных процедур при проведении выборов в органы местного самоуправления. Согласно статье 131 Конституции Российской Федерации, наделяющей население соответствующих территорий правом самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления, решение о конкретном составе выборных органов местного самоуправления может быть принято только на местном уровне. Эти акты принимаются в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативно-правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Состав избирательных процедур,
регулируемых актами местного самоуправления,
устанавливается федеральными законами
и законами субъектов Российской
Федерации. Нормы уставов муниципальных
образований не должны противоречить
федеральному и региональному избирательному
законодательству. Методическое пособие
для участковых избирательных комиссий
«Выборы органов
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:
1) принятие устава
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) установление, изменение и отмена
местных налогов и сборов в
соответствии с
4) принятие планов и программ
развития муниципального
5) определение порядка
6) определение порядка принятия
решений о создании, реорганизации
и ликвидации муниципальных
7) определение порядка участия
муниципального образования в
организациях
8) определение порядка
Полномочия представительного
органа, а также компетенция
Закон „Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации“ предусматривает что в структуру
органов местного самоуправления, кроме
представительного органа, входят глава
муниципального образования, местная
администрация (исполнительно-
Конституция Российской федерации
не дает однозначного ответа на вопрос
о территориальных основах
Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ. Кроме того, данная норма является еще одним подтверждением тезиса о том, что местное самоуправление является одной из форм власти народа России: из данной нормы следует, что в совокупности лица, в той или иной форме осуществляющие местное самоуправление, составляют народ Российской Федерации.
В развитие положения об осуществлении местного самоуправления на всей территории Российской Федерации Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ зафиксировал возможность существования различных муниципальных образований - городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения, а также установил компетенцию каждого из них.
Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ.
Местное самоуправление -- это специфический
уровень власти, особая форма ее осуществления,
которая предполагает иные принципы организации
и взаимодействия муниципальных органов
власти, нежели те, что характеризуют построение
государственной системы управления.
Но вместе с тем органы местного самоуправления
действуют в границах определенных территориальных
единиц, составляющих территориальные
основы местного самоуправления. В связи
с этим возникают вопросы: связана ли организация
местного самоуправления с административно-
Города, сельские населенные пункты, нынешние районы не являются экономически замкнутыми и самодостаточными образованиями и стремятся к "расширению" связей, укрепляющих "государственность". Поэтому федеральная власть, предоставляя и гарантируя в соответствии с Конституцией определенную самостоятельность местному самоуправлению, создает опору федеративному государству в решении вопросов, представляющих общенациональные и региональные интересы, и способствует консолидации всех структур власти.
3. Бялкина Т. М. О системности законодательного регулирования местного самоуправления. //«Журнал российского права». - 2002. - №4. - С.16
4. Ивашкин В. А. Компетенция
органов местного
5. Комментарий к Конституции РФ (постатейный). / Под общей ред. Э. П. Григониса. -- СПб.: Питер, 2002.
6. Методическое пособие для
7. Постатейный комментарий к
Федеральному закону "Об общих
принципах организации
под ред. В.И. Шкатуллы. - М.: ЗАО Юстицинформ,
2005.
8. Уваров А.А. О государственных
полномочиях в компетенции
1 Кулиева С.И. Местное самоуправление: конституционно-правовой статус и механизм функционирования. - М.: Финансы, 2004. С. 32.
2 ·Комментарий к ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» - Система ГАРАНТ, 2005. С. 114.
3 ·Игнатюк Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебник для вузов. - «Юстицинформ», 2005. С. 201.
4 ·Комментарий к ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» - Система ГАРАНТ, 2005. С. 132.
5 Кулиева С.И. Местное самоуправление: конституционно-правовой статус и механизм функционирования. - М.: Финансы, 2004. С. 181.
6 Кулиева С.И. Местное самоуправление: конституционно-правовой статус и механизм функционирования. - М.: Финансы, 2004. С. 122.
Информация о работе Основные принципы местного самоуправления